Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии. школьники. Лица с отклонениями в развитии зрелого возрас­та не упоминаются, хотя и являются предметом изучения спе­циальной психологии

школьники. Лица с отклонениями в развитии зрелого возрас­та не упоминаются, хотя и являются предметом изучения спе­циальной психологии. Если группа не многочисленна и для нее не может быть создано специальное учреждение, то она чаще всего не включается в классификацию. Поэтому «обра­зовательное пространство», то есть существующая система специального образования выступает, таким образом, в каче­стве меры, задающей масштаб выделяемых групп.

И наконец, современный профессионал в области специ­альной психологии и коррекционной педагогики непремен­но должен быть знаком с «Классификацией психических и поведенческих расстройств» международной системы болез­ней десятого пересмотра», принятой Всемирной организаци­ей здравоохранения и действующей в настоящее время. Она также относится к классу эмпирических и содержит несколь­ко разделов. Первый из них — умственная отсталость, диффе­ренцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая, а также «другая» и «неуточненная».

Далее следует обширный раздел под рубрикой «Наруше­ния психического развития», включающий специфические расстройства речи и школьных навыков (чтение, счет, пись­мо). Отдельно обозначены так называемые общие расстрой­ства развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умствен­ной отсталостью и стереотипными движениями. Сюда же включен синдром Аспергера и другие общие нарушения.

Следующий класс — «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростко­вом возрасте», к числу которых относятся патологии актив­ного внимания и гиперкинетические нарушения поведения. В свою очередь, раздел «Расстройства поведения» объединяет поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями се­мьи; несоциализированные и социализированные расстрой­ства поведения; оппозиционно-вызывающие и др. Рубрика «Смешанные расстройства поведения и эмоций» включает депрессивные и иные нарушения поведения и эмоций.

Специальная психология

Далее следует раздел «Эмоциональные расстройства, спе­цифические для детского возраста». Сюда относятся тревож­ные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фо-бические тревожные расстройства детского возраста; социаль­ное тревожнее расстройство детского возраста; расстройство сиблингового соперничества и др.

Следующая группа объединяет нарушения социального функционирования: эклективный мунтизм, реактивное рас­стройство привязанности детского возраста и др.

«Тикозные расстройства» рассматриваются отдельно; они представлены транзиторными тикозными расстройствами, хроническими двигательными голосовыми тикозными рас­стройствами, комбинированными голосовыми и множествен­ными двигательными тикозными расстройствами и проч.

Завершающей рубрикой являются «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в дет­ском и подростковом возрасте». Ее составляют неорганиче­ский энурез, неорганический эккопрес, расстройство пита­ния в младенческом возрасте, поедание несъедобного в мла­денчестве и детстве, стереотипные двигательные расстройства, заикание, речь взахлеб и др.

Данная классификация, конечно, имеет весьма дробный характер, она детализированна и многогранна. Некоторые употребляемые в ней термины могут показаться непривычны­ми и не вполне понятными. Тем не менее при знакомстве с этой классификацией, снабженной подробными качественны­ми описаниями тех или иных отклонений и диагностически­ми критериями их оценок, терминологические затруднения легко преодолеваются.

Приведенная система — плод многолетней работы огром­ного числа исследователей, она постоянно изменяется и до­рабатывается по мере накопления все новых клинических и психологических фактов. Ее создание способствует активиза­ции и оптимизации международного сотрудничества специа­листов в одной области, являясь одновременно удобным ра­бочим инструментом в исследовательской практике.

Глава 7. Классификации нарушений в психическом развитии

Однако принятие международной системы не отменяет практики существования и развития собственных нацио­нальных классификаций в различных странах.

В настоящее время у нас наибольшую популярность, судя по числу ссылок, приобрела классификация отклонений в раз­витии,предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которо­го является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие — полиформная группа, пред­ставленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью выс­ших корковых функций ит. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный пе­риод нормального развития, нарушенного заболевани­ями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4.Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нару­шений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задер­жанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формиро­вании личности. Типичной моделью данного видадезон-тогенеза могут быть различные формы психопатий.

Д а н н а я классификация также является эмпирической. Она достаточно компактна в силу того, что представленные в ней группы велики по своему качественному составу (полиформ-ны). Но именно поэтому она удобна в использовании.

Мы не случайно так подробно остановились на вопросах классификаций, ведь наличие и разнообразие классификато­ровв определенной мере отражает состояние науки. Кроме

Специальная психология

того, начинающие психологи часто придерживаются какой-то одной схемы и пытаются вписать в ее рамки все получен­ные ими эмпирические материалы. К сожалению, это не все­гда удается. Поэтому не следует абсолютизировать один зид классификаций, игнорируя все остальные. Многообразие форм отклонений в развитии не может вместиться ни в одну из них, ныне существующих, даже самую дробную. Углубле­ние наших знаний о сущности отклоняющегося развития од­новременно с отсутствием применяемой их систематизации и группировки выступает веским стимулом для создания но­вых классификационных схем.

Возвращаясь к приведенной выше классификации В. В. Ле­бединского, следует указать, что она построена на основе дру­гих и, в частности, включает в себя классификации Г. Е.Суха­ревой, Л. Каннера и Я. Луща. Такой ход в науке весьма рас­пространен. Не всегда удается (да и не всегда в этом есть надобность) разработать принципиально новую систему. Чаще ученые идут по пути уточнения и расширения прежних груп­пировок, делая их более дифференцированными. Примером последнего может служить недавно предложенная классифи­кация отклонений в развитии Н. Я. Семаго и М. М. Семаго, воспроизведенная нами с позволения авторов на рисунке 7.2.

Авторы несколько видоизменили систему В. В. Лебединс­кого, одновременно введя в нее новые группы. Так, все мно­гообразие отклонений в развитии разбито ими на четыре боль­ших класса: недостаточное развитие, асинхронное развитие, поврежденное и дефицитарное развитие.

Недостаточное развитие в свою очередь делится на тоталь­ное недоразвитие, представленное тремя формами: простой уравновешенный тип, аффективно-неустойчивый тип и тор-мозимо-инертный; задержанное, включающее: темпово-за-держанный (гармонический инфантилизм) и неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм), а также парциальную несформированность высших психичес­ких функций, содержащую подгруппы с преобладанием не-сформированности регуляторного, вербального и вербально-104

НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ

Г

АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ -i

г ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ-\



ТОТАЛЬНОЕ

НЕДО­РАЗВИТИЕ

Наши рекомендации