В психическом развитии ребенка

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следо­вательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, при­водит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение — важнейший фактор фор­мирования личности, один из главных видов деятельности человека, устрем­ленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л. С. Выготский (1982), развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личност­ный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодей­ствия ребенка со взрослым.

В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметно-деловым, и наконец — речевым общением (М. И. Лисина, 1997).

Чем старше становится ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих связывается с жизнью общества, с его моральными и нрав­ственными нормами. У старших детей имеют место социальные мотивы, обус­ловленные стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотива­ми самолюбия и самоутверждения.

Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Развитие психики ребенка — это процесс присвоения детьми общественно-историчес­кого опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми — но­сителями этого опыта.

Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества; явлениями госпитализма, наблюдающимися при де­фиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте от­рицательно сказывается на последующей судьбе личности, определяя форми-

рование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Влияние общения на психическое развитие ребенка проис­ходит следующим образом:

□ благодаря позитивным качествам взрослого, сочетающимся с его свой­ствами как субъекта общения;

О благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

□ путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка ов­ладения новыми знаниями, умениями и способностями;

□ на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

□ благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

□ вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего твор­ческого начала при общении друг с другом.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми возни­кает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потреб­ности в новых впечатлениях. Критериями анализа становления потребности в общении являются:

□ внимание к партнеру;

П эмоциональное отношение к его воздействиям;

□ стремление продемонстрировать себя;

П чувствительность к отношению партнера.

Основные мотивы общения:

□ потребность во впечатлениях (познавательный мотив); П потребность в активной деятельности (деловой мотив);

□ потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Решающим фактором при этом служит поведение взрослого человека.

Никому не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением ин­теллекта научиться общению. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей помо­жет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помо­щью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение лю­дей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению общению умствен­но отсталых нащупываются гораздо медленнее, чем в других сферах специаль­ной педагогики и психологии. Почему — понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку и подвести его ручку с ложкой ко рту, или помочь нарисовать круг, или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить вы не в си­лах. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить умственно отсталого

ребенка произносить слова, но полноценному общению в естественных жиз-/ ненных ситуациях они, к сожалению, научить не могут. /

Большинство научных исследований и психолого-педагогическихрекоменда/ ций по формированию навыков общения при нарушении интеллектуального развития посвящено детскому возрасту. Это закономерно и понятно, так как чем в более раннем возрасте начинается коррекционно-развивающая работа с «осо­бым» ребенком, тем более эффективны результаты его социальной реабилитации. Гораздо меньше внимания уделяется изучению возможностей социализа­ции взрослых детей — умственно отсталых молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, то есть поздней реабилитации тех лиц, с которыми не проводилась или велась недостаточно коррекционная работа в детском возрасте.

В данном разделе мы осветим некоторые вопросы развития навыков обще­ния умственно отсталых детей и подходы, которые помогут педагогам и роди­телям стимулировать стремление своих говорящих и «неговорящих» детей к взаимодействию с окружающими.

Прежде чем перейти к изложению полученных результатов, следует обра­титься к данным литературы, касающимся некоторых теоретических вопросов общения и его развития у умственно отсталых лиц.

Наши рекомендации