Почему Рибо считается основателем экспериментальной психологии во
Франции?
Какие психологические проблемы были исследованы Жане?
В чем суть разногласий между Дюркгеймом и Хардом?
Каковы основные принципы социологической школы Дюркгейма?
Чем различаются пралогическое и логическое мышление в концепции
Леви-Брюля?
На каком основании Дильтей отвергал принципы объяснительной
Психологии?
Почему Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной?
В чем сущность форм жизни Шпрангера?
Примерные темы рефератов
Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структу-
Рализме, функционализме и описательной психологии.
Американский и европейский функционализм - общее и различия.
Особенности подхода к изучению психики в Чикагской и Колумбийской
Школах.
Общая характеристика психологических взглядов В. Джемса.
Особенности исследования патологических отклонений в психике во
Французской психологической школе.
Общая характеристика исследования социальных объединений в школе
Дюркгейма.
Описательная и объяснительная психология - достоинства и недостатки.
Рекомендуемая литература
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992.
Джемс В. Психология. —М., 1991.
Джемс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998.
Дильтей В. Описательная психология. - М., 1996.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. - М.,
1991.
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - СПб., 1998.
Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995.
Жане П. Неврозы.-М., 1911.
Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низ-
Ших форм психической деятельности человека. - М., 1913.
Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.
Титченер Э. Учебник психологии - М, 1914.
Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.
Глава 8
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Психология развития
Особенностями психического состояния детей интересовались
Многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Ари-
Стотель, так же как и другие ведущие исследователи, использова-
ли примеры того, как воспринимают дети новые понятия или реа-
Гируют на те или иные ситуации, в качестве доказательств право-
Ты своих взглядов на психику. После некоторого перерыва, уже в
Новое время, особенно в XVIII в., ученые опять обратились к ана-
лизу психики детей. Эти вопросы ставились главным образом в
Связи с исследованием подходов к обучению, а также в контексте
Изучения становления психики, мышления и мотивов деятельности
Взрослого человека. Однако эти проблемы не были выделены в
Качестве отдельной темы исследования, тем более не стали они
Центральными ни для одного из психологов.
Картина изменилась к концу XIX в., когда соединились два на-
Учных направления, которые до этого времени развивались па-
Раллельно и независимо друг от друга. Это исследования детского
Развития, которые были связаны с естествознанием и медициной,
А также этнографические исследования детства и языка, главным
Образом изучение детских игр и сказок. Особенно популярны были
Работы братьев Гримм, Тейлора, Боаса. В это же время возрастная
Психология начала наконец осознаваться учеными в качестве само-
Стоятельной области психологической науки. Объективными пред-
посылками ее формирования были: требования педагогической
Практики, разработка идеи развития в биологии, появление экспе-
Риментальной психологии и разработка объективных методов
Исследования.
Требования педагогической практики. Требования к психологии
О необходимости разработки объективных основ педагогики зву-
Чали давно. Еще в начале XIX в. о необходимости учета психоло-
Гических данных при формирования методов обучения дошколь-
Ников писал Фребель, необходимость для педагогики учета пси-
Хологических законов подчеркивал Гербарт. В России о важности
Связи между педагогикой и психологией говорил К. Д. Ушинский.
В своей работе ≪Человек как предмет воспитания≫ (1867) он писал:
≪Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
230 !
то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях≫, т. е.
Для того, чтобы правильно воспитывать, надо понять закономер-
Ности психического развития детей, прежде всего их нравственного
Развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких со-
Зданных народом форм культуры, как язык, религия, право и ис-
Кусство, которые Ушинский называл образующими психики чело-