Почему Рибо считается основателем экспериментальной психологии во

Франции?

Какие психологические проблемы были исследованы Жане?

В чем суть разногласий между Дюркгеймом и Хардом?

Каковы основные принципы социологической школы Дюркгейма?

Чем различаются пралогическое и логическое мышление в концепции

Леви-Брюля?

На каком основании Дильтей отвергал принципы объяснительной

Психологии?

Почему Рубинштейн назвал описательную психологию вершинной?

В чем сущность форм жизни Шпрангера?

Примерные темы рефератов

Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структу-

Рализме, функционализме и описательной психологии.

Американский и европейский функционализм - общее и различия.

Особенности подхода к изучению психики в Чикагской и Колумбийской

Школах.

Общая характеристика психологических взглядов В. Джемса.

Особенности исследования патологических отклонений в психике во

Французской психологической школе.

Общая характеристика исследования социальных объединений в школе

Дюркгейма.

Описательная и объяснительная психология - достоинства и недостатки.

Рекомендуемая литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992.

Джемс В. Психология. —М., 1991.

Джемс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998.

Дильтей В. Описательная психология. - М., 1996.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. - М.,

1991.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - СПб., 1998.

Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995.

Жане П. Неврозы.-М., 1911.

Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низ-

Ших форм психической деятельности человека. - М., 1913.

Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.

Титченер Э. Учебник психологии - М, 1914.

Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

Глава 8

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология развития

Особенностями психического состояния детей интересовались

Многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Ари-

Стотель, так же как и другие ведущие исследователи, использова-

ли примеры того, как воспринимают дети новые понятия или реа-

Гируют на те или иные ситуации, в качестве доказательств право-

Ты своих взглядов на психику. После некоторого перерыва, уже в

Новое время, особенно в XVIII в., ученые опять обратились к ана-

лизу психики детей. Эти вопросы ставились главным образом в

Связи с исследованием подходов к обучению, а также в контексте

Изучения становления психики, мышления и мотивов деятельности

Взрослого человека. Однако эти проблемы не были выделены в

Качестве отдельной темы исследования, тем более не стали они

Центральными ни для одного из психологов.

Картина изменилась к концу XIX в., когда соединились два на-

Учных направления, которые до этого времени развивались па-

Раллельно и независимо друг от друга. Это исследования детского

Развития, которые были связаны с естествознанием и медициной,

А также этнографические исследования детства и языка, главным

Образом изучение детских игр и сказок. Особенно популярны были

Работы братьев Гримм, Тейлора, Боаса. В это же время возрастная

Психология начала наконец осознаваться учеными в качестве само-

Стоятельной области психологической науки. Объективными пред-

посылками ее формирования были: требования педагогической

Практики, разработка идеи развития в биологии, появление экспе-

Риментальной психологии и разработка объективных методов

Исследования.

Требования педагогической практики. Требования к психологии

О необходимости разработки объективных основ педагогики зву-

Чали давно. Еще в начале XIX в. о необходимости учета психоло-

Гических данных при формирования методов обучения дошколь-

Ников писал Фребель, необходимость для педагогики учета пси-

Хологических законов подчеркивал Гербарт. В России о важности

Связи между педагогикой и психологией говорил К. Д. Ушинский.

В своей работе ≪Человек как предмет воспитания≫ (1867) он писал:

≪Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

230 !

то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях≫, т. е.

Для того, чтобы правильно воспитывать, надо понять закономер-

Ности психического развития детей, прежде всего их нравственного

Развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких со-

Зданных народом форм культуры, как язык, религия, право и ис-

Кусство, которые Ушинский называл образующими психики чело-

Наши рекомендации