Отставание в психическом развитии

Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, задержкой психического развития, обусловленной определенной орга­нической недостаточностью центральной нервной системы, а также общим недоразвитием мозговых структур,ведущим к различным формам умственной отсталости. Практический психолог, работающий с дошкольниками, должен уметь диф­ференцировать указанные типы отставания детей в психичес­ком развитии, поскольку в его компетенцию входит коррек­ция только педагогической запущенности и легких форм за­держки психического развития. Более сложные случаи тре­буют комплексной медицинской дефектологической и психо­терапевтической помощи.

Причины отставания и способы коррекции

Самой благоприятной с точки зрения прогноза, формой умственной отсталости является педагогическая запущен­ность,при которой отставание в развитии обусловлено толь-

ко условиями жизни и воспитания ребенка. Длительный де­фицит информации, отсутствие психической стимуляции в сен-'зитивные периоды могут привести к резкому снижению по­тенциальных возможностей психического развития ребенка. Тем не менее, при правильном и своевременном индивидуаль­ном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.

Задержка психического развития,несмотря на многооб­разие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, по­зволяющих отграничить ее как от педагогической запущен­ности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой пси­хического развития не имеют нарушений отдельных анализа­торов и крупных поражении мозговых структур, но отлича­ются незрелостью сложных форм поведения, целенаправлен­ной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемо­сти, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, пере­несенными в раннем возрасте истощающими инфекционны­ми заболеваниями (ВласоваТ. А., 1971; Певзиер М. С, 1966; УльенковаУ. В.,1990).

В целом, при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стой­кость зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм); низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной дея­тельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвиж­ности психических процессов, дефицитом отдельных корко­вых функций. Первые две формы задержки психического раз­вития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то вре­мя как нарушения познавательной деятельности ведут к за­держке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.

Наилучшие результаты в плане коррекции задержки пси­хического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению,

в период школьного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в пер­вый класс массовой школы ребенок оказывается не в состоя­нии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческим навыками. Если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте (Ильенкова У. В., 1990).

Умственная отсталостьв отличие от задержки психиче­ского развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обус­ловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они прини­мают разные формы, у детей же с нарушениями темпа разви­тия задержки психического развития в дальнейшем преодо­леваются (Рубинштейн С. Я., 1979; Лебединский В. В., 1985).

Таким образом, очевидно, что своевременно начатая кор-рекционная и развивающая работа с детьми, имеющими нару­шения темпа психического развития, оказывается весьма плр-дотворной, причем, чем раньше она начата, тем лучшим ока­зывается результат.

Трудные подростки»

Дебюты психических заболеваний у подростков

Подростковый возраст, как показано во множестве иссле­дований, является периодом начала многих психических за-

болеваний — различных форм шизофрении, шизоаффектив-ного психоза, маниакально-депрессивного психоза. Для де­бютов таких расстройств характерны жалобы родителей, ко­торые приходится слышать довольно часто, коль скоро речь идет о подростках: «все забросил», «перестал чем-то инте­ресоваться», нередко упоминается новое занятие-хобби, ко­торому подросток посвящает все время, причем не слишком результативно. Возможно, что речь идет и о явных проявле­ниях акцентуации характера. Чтобы понять, нужна ли под­ростку консультация психиатра или психолог может обой­тись своими силами, в диагностике необходимо ответить на несколько вопросов.

Во-первых, нужно проследить, насколько резкими были данные изменения. Если в более раннем возрасте у подрост­ка отчетливо прослеживались черты, заострившиеся в после­днее время, и к тому же между его нынешним состоянием и социальной ситуацией развития видна очевидная связь, то эти признаки свидетельствуют о более благоприятном варианте трудностей. Если личностные изменения слишком резки, и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией — это менее благоприятный признак.

Вторым признаком, на который стоит обратить внимание, является наличие (отсутствие) так называемого продромаль­ного периода, т. е. периода, предшествующего заболеванию, во время которого симптомы расстройства возникают как бы по нарастающей, начинаясь с соматовегетативных признаков — расстройств сна, аппетита, возникновения двигательного и эмоционального беспокойства, после чего появляется бред, галлюцинации и другие симптомы, характерные именно для тяжелых психических заболеваний. Разумеется, сами они тоже являются диагностически значимыми.

Третьим признаком, отличающим дебют психического за­болевания от других расстройств (например, неврозов), явля­ется критичность к своему состоянию и стремление изба­виться от своих вновь возникших трудностей. Подростки с невротической симптоматикой всегда оценивают последнюю как нечто негативное, мешающее нормально жить, и стремятся от

нее избавиться. При серьезных психических заболеваниях это характерно.

Четвертым признаком является наличие специфических расстройств мышления и других психических функций. Они описаны в литературе и подробно изучаются в курсе патопси­хологии. Поэтому при обследовании психолог должен прове­сти патопсихологическую диагностику для выявления специ­фических расстройств мышления и других психических фун­кций. Их отсутствие является благополучным признаком.

Если психолог пришел к выводу, что подростку нужна помощь психиатра, он может и должен также помогать ему своими силами. В частности, необходима консультативная работа с семьей, если ее члены не понимают проблем подрос­тка и своим поведением провоцируют рецидивы заболевания. Необходимо воздействовать и на обстановку в классе вокруг подростка, страдающего психическим заболеванием, чтобы по возможности минимизировать психотравмирующие моменты ситуации.

Невротическое развитие личности у подростков

Невротическое развитие личности — целая совокупность личностных черт, присущая не только тем, кто страдает не­врозами, но и тем, кто подвержен опасности возникновения невротических расстройств при наличии психотравмирую-щей ситуации. Самооценка подростка при невротическрм развитии личности или слишком низкая, или слишком вы­сокая, но в любом случае неадекватная. Самооценка неред­ко маскируется защитным поведением, типичным для лю­дей с обратной самооценкой (например, у подростка с за­вышенной самооценкой в поведении могут постоянно про­являться сомнения в собственных возможностях: «Да нет, у меня не получится»). Такие защиты служат еще и для того, чтобы избежать получения опыта, не согласующегося с пред­ставлениями о себе. Дело в том, что еще одной чертой, ха­рактерной для невротического развития личности, являет­ся ригидность системы представлений о себе, когда любой

опыт, противоречащий ей (не только негативный, но и пози­тивный, в случае неадекватно низкой самооценки), воспри­нимается как угроза целостности Я-концепции и потому избегается. Такое понимание невротического развития лич­ности, сложившееся прежде всего в гуманистической пси­хологии, включает в себя и представление о невротической личности как незрелой, склонной скорее «...манипулировать своим окружением для удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удовлетворить свои истинные потребности» (Рудестам К., 1990). Наряду с общими чертами, характерными для невро­тической личности, отечественные авторы выделяют и неко­торые специфические черты, присущие лицам с определен­ными формами неврозов. Отмечено, что при неврастении характерны повышенная чувствительность к критике в со­четании с высокой ответственностью и добросовестностью, при неврозе навязчивых состояний — низкая уверенность в себе и активность в сочетании с тревожностью и мнитель­ностью, при истерии — завышенные требования к окруже­нию в сочетании с низкой целенаправленностью и высокой внушаемостью. Знание этих особенностей невротического развития личности позволяет построить адекватную стра­тегию психопрофилактической и развивающей работы с

подростками.

Одним из важнейших средств такой работы является групповой тренинг, направленный на снятие невротических защит и позволяющий достичь большей открытости, чест­ности д гибкости Я-концепции через осознание себя. Уп­ражнения для этих целей разработаны в практике групп встреч. В гештальттерапии также имеется немало упраж­нений, направленных на снятие невротических защит раз­ного уровня. Использование этих упражнений в работе с подростками не только позволяет им преодолевать невро­тические черты, но и помогаетдостичь более высокой сте­пени личностной зрелости.

Алкоголизация и употребление наркотических средств

Истинный алкоголизм и наркомания в возрасте 10 — 14 лет встречаются очень редко. Чаще всего родители и учителя обращаются с жалобами на подростков, замеченных в том, что они пробуют опьяняющие вещества на себе самих. Мотивом этого может быть любопытство, желание испытать новые «ос­трые» ощущения и/или узнать возможности своего организ­ма. Возможно, что подросток с выраженными трудностями в неформальном общении употребляет спиртное, чтобы почув­ствовать себя более раскованно и свободно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Это лишь один из мотивов ранней алкоголизации подростков.

Другим мотивом бывает нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, ток­сических и наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зависимость от дурма­нящего вещества, когда желание, например, выпить, возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует (Личко А. Е., 1985). При этом на смену желанию испытать неизвестные ранее ощущения приходит желание снять напряжение и достичь релаксации.

В работе с подростками требуются большой такт и огром­ная осторожность. Разглашение проблем подростка категори­чески недопустимо. Необходимо прежде всего установление доверительного контакта с психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности. Диагностика направ­лена прежде всего на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств диагностики являет­ся беседа, которая должна быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкоголь-нон проблеме, желательно использовать скриниг-анкету на оп­ределение уровня алкоголизации (Ковалев С. В., 1991).

В случае групповой зависимости усилия психолога дол­жны быть направлены на то, чтобы помочь подростку вый-

ти из своей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием. Это могут быть спортивная секция, кружок и т. д.

При индивидуальной зависимости (в случае, если у под­ростка есть потребность в употреблении наркотических ве­ществ независимо от того, в компании он или нет) жела­тельно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога. Обстоятельством, усложняющим си­туацию, может быть алкоголизация одного или обоих роди­телей и, как следствие, снижение их критичности к состоя­нию своего ребенка.

Глава 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Профориентация и профессиограммы.

2. Профессиональный отбор и профессиональная психо­диагностика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагно­стики. Л. 1984.

2. Киселев И. Я, Профессиональная ориентация и профес­сиональный отбор в капиталистических странах. М. 1968.

3. Психодиагностика.Теория и практика. М. 1986.

1. ОБЗОР БАТАРЕИ ТЕСТОВ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ГАТБ)

ГАТБ — батарея тестов общих способностей была разра­ботана Службой занятости США (1956 г.) и используется для оценки профессиональной пригодности в целях профориен­таций и профессинального отбора. Состоит из 12 субтестов, направленных на анализ различных комплексных способно­стей, необходимых для широкого круга профессий. 8 субтес­тов являются бланковыми тестами, а 4 — требуют для прове­дения специальных приспособлений. Все субтесты являются тестами скорости.

/ тест. Сопоставление и выявление сходств и различий в парах слов по буквенному составу (150 пар).

// тест. Арифметические упражнения (50 простых задач с одним арифметическим действием).

/// тест. Восприятие форм. При выполнении теста от ис­пытуемого требуется определить, какой из четырех трехмер­ных предметов, нарисованных в правом четырехугольнике, может быть получен из приведенной в левом четырехуголь­нике развертки (рис.1).

Отставание в психическом развитии - student2.ru

рис.1

IV тест. Словарный. Из групп по четыре слова выделить слова, имеющие одинаковое или противоположное значение, например:

1) а) старый; б) молодой; в) практичный; г) родственный;

2) а) открытый: б) горячий; в) холодный г) сухой.

V тест. Сравнение изображений. От испытуемого тре­буется определить, какое из четырех приведенных изображе­ний предметов полностью соответствует образцу (рис.2).

VI тест. Арифметические задачи (50 заданий).

VII тест. Сравнение геометрических фигур. Испыту­емому предлагаются два набора одинаковых по размеру и форме фигур, отличающихся лишь расположением фигур и их разворотом. Необходимо отыскать сходные фигуры (рис.3).

Отставание в психическом развитии - student2.ru

Рис. 2

VIII тест. Воспроизведение линий рисунка по образцу.

IX тест. Психомоторная ловкость. Оборудование для проведения теста представляет собой прямоугольную доску из двух частей с отверстиями, в которые вставлены 48 цилиндри­ческих стержней. Испытуемый, действуя одновременно обеи­ми руками, вынимает стержни из отверстий в верхней части доски и вставляет их в отверстия нижней части. Проба повто­ряется трижды.

X тест. Психомоторная ловкость. Тест проводится на том же оборудовании. Испытуемый, действуя одной рукой, выни­мает из отверстий каждый из 48 стержней, поворачивает его и вставляет другим концом в то же отверстие. Проба повторя­ется трижды.

XI тест. Подвижность пальцев. Устройство для обсле­дования состоит из прямоугольной доски, в которой имеются 100 отверстий (по 50 в верхней и нижней частях). В верхней части доски в отверстия вставлены металлические заклепки.

Отставание в психическом развитии - student2.ru

Рис. 5

На доске закреплен стержень с набором шайб. Испытуемый вы­нимает одной рукой каждую заклепку из отверстия, а другой рукой снимает шайбу со стержня, надевает ее на заклепку и вставляет последнюю в соответствующее отверстие нижней части доски.

XII тест. Подвижность пальцев. Последовательное возвра­щение заклепок и шайб в исходное для теста XII положение.

Проведение обследования занимает около 2,5 ч.

Разработка САТБ базировалась на факторном анализе предварительного набора из 50 тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов:

G — общая способность к обучению, восприятию указа­ний, рассуждению и оценке. В факторный показатель входят результаты словарного, арифметического и теста восприятия форм (тесты III, IV, VI);

V — вербальные способности (тест IV);

N — владение числами (тесты II, VI);

S — восприятие пространственных форм, движения объек­тов (тест III);

Р — восприятие деталей графических изображений объек­тов ( тесты V, VII);

О — восприятие частей вербальных конструкций, точность понимания (тест I);

К — моторная координация (тест VIII);

Ф — моторика пальцев (тесты XI, XII);

М — моторика рук (тест IX, X).

Субтесты сравнения геометрических фигур (а), вопроиз-ведения линий (б), общих способностей батареи тестов.

Сырые оценки по рассмотренным выше субтестам преоб­разуются в процентильные и стандартные оценки по шкале с характеристиками М = 100, О = 20. Нормативные данные по­лучены на выборке из 4 тыс. рабочих и служащих, с учетом возраста, пола, образования, профессии. В ходе практическо­го применения ГАТБ была разработана система показателей, в которой для каждой профессии установлены необходимые для ее овладения способности и соответствующие им мини­мальные значения оценок, образцы «профилей». Для облег­чения практического применения отдельные виды профессий объединяли в группы, для которых нормативные показатели устанавливали по трем наиболее важным для работы способ­ностям. Ретестовая надежность ГАТБ составляет 0,8 — 0,9, те­кущая валидность для различных групп профессий колеблет­ся от 0.84 до 0.6, высока прогностическая валидность.

Методика ГАТБ наиболее широко применяется в зарубеж­ной профессиональной психодиагностике.

2. МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (МО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профес­сий Е. Л. Климова. Можно использовать при профориента­ции подростков и взрослых.

Содержание методики:испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поста­вить знак <+».

Инструкция:«Предположим, что после соответствующе­го обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Текст опросника

la. Ухаживать за животными 16. Обслуживать машины, приборы (следить, регулиро­вать)
2а. Помогать больным 26. Составлять таблицы, схе­мы, программы для вычисли­тельных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, пла­катов, художественных от­крыток, грампластинок 36. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пла­стмассу) 46. Доводить товары до по­требителя (рекламировать, продавать и т. д.)
5а. Обсуждать научно-популярные книги 56. Обсуждать художествен­ные книги, статьи или пьесы, концерты
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо поро­ды) 66. Тренировать товарищей (младших) в выполнении ка­ких-либо действий (трудо­вых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраи­вать музыкальные инстру­менты) 76. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством -подъемным краном, теплово­зом, трактором
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экс­курсии) 86. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, из-0 делия (одежду, технику) жи­лище 96. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 106. Выполнять вычисления, _расчеты
Па. Выводить новые сорта растений 116. Конструировать, проек­тировать новые виды про­мышленных изделий (маши­ны, одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, по­ощрять 126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в поря­док)
13а. Наблюдать, изучать ра­боту кружков художествен­ной самодеятельности 136. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налажи­вать медицинские приборы, аппараты 146. Оказывать людям меди­цинскую помощь при ране­ниях, ушибах, ожогах и т. п.
15а. Художественно описы­вать, изображать события (наблюдаемые и представ­ляемые) 156. Составлять точные опи­сания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, изме­ряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписы­вать стены помещений, по­верхность изделий 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культ­походы сверстников и млад­ших детей в театры, музеи, экскурсии, туристические по­ходы и т. п. 186. Играть на сцене, прини­мать участие в концертах
19а. Изготовлять по черте­жам детали, изделия (маши­ны , одежду), строить здания 196. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезня­ми растений, с вредителями леса, сада 206. Работать на клавишных машинах (пишущей машин­ке, телетайпе, наборной ма­шине и др.)
           

ЛИСТ ОТВЕТОВ

         
1 а За
   
  8а '  
  Эа    
10а      
11а 12а 13а
14а 14 б 15а
16а   16 6   17а
  17 6 18а  
  19а    
20а      

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+»в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профес­сий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

1. «Человек—природа» — все профессии, связанные с ра­стениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. «Человек —техника» — все технические профессии;

3. «Человек —человек* — все профессии, связанные с об­служиванием людей, с общением;

4. -«Человек—знак» — все профессии, связанные с обсче­тами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музы­кальные специальности; •

5. «Человек —художественный образ» — все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемо­го следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требует­ся 20 — 30 минут. Возможно использование методики инди­видуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда эксперимента­тор должен работать в ограниченном временном интервале.

3. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»

Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получают­ся при использовании данной методики в целях профориен­тации лиц, меняющих профессию. Время обследования испы­туемого не ограничено, но следует предупреждать о необхо­димости работать в течение 40 — 50 минут.

Инструкция:«У Вас есть возможность продолжить уче­бу или поступить на интересную работу.

Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предла­гаем перечень вопросов.

Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) — один плюс; если не знаете, сомневаетесь — ноль; если не нравится (не любите) — минус; если очень не нравится —два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время за­полнения листа ответов не ограничивается».

Вопросы:

Любите ли вы? Хотели бы вы? Нравится ли вам?

1. Уроки по физике.

2. Уроки по математике.

3. Уроки по химии.

4. Читать книги или статьи по астрономии.

5. Читать об опытах и животных.

6. Читать о жизни и работе врачей.

7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях*и животных.

8. Читать о лесе.

9. Читать произведения классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть те­левизор.

11. Уроки истории.

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

13. Читать литературу о геологических экспедициях.

14. Читать о различных странах, об их экономике, госу­дарственном устройстве.

15. Организовывать товарищей на выполнение обществен­ной работы и руководить ими.

16. Читать о работе милиции.

17. Читать о моряках, летчиках.

18. Читать о работе воспитателя.

19. Знакомиться с устройством и работой станков.

20. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учи­тесь, живете, работаете.

23. Читать о достижениях техники (например, журналы «Техника молодежи», «Юный техник» и т. д.).

24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радио­приборов.

25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.

26. Читать научно-популярную литературу о математике.

27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач).

28. Смотреть телепередачи о космонавтах.

29. Изучать биологию. "

30. Интересоваться причинами и способами лечения бо­лезней.

31. Изучать ботанику.

32. Проводить время в лесу.

33. Читать литературно-критические статьи.

34. Активно участвовать в общественной жизни.

35. Читать книги об исторических событиях.

36. Слушать симфоническую музыку.

37. Узнавать об открытиях новых месторождений полез­ных ископаемых.

38. Узнавать о географических открытиях.

39. Обсуждать текущие дела и события.

40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

41. Путешествовать по стране.

42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

43. Знакомиться с различными инструментами.

44. Уроки домоводства.

45. Узнавать о новых достижениях в области строи­тельства.

46. Посещать фабрики.

47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

48. Читать статьи в научно-популярных журналах о дос­тижениях в области радиотехники.

49. Разбираться в теории физических явлений.

50. Решать сложные математические задачи.

51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химичес­ких реакций. .

52. Наблюдать за небесными светилами.

53. Вести наблюдения за растениями.

54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах.

55. Выращивать животных и ухаживать за ними.

56. Собирать гербарий.

57. Писать рассказы и стихи.

58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.

59. Принимать участие в работе исторического круж­ка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событи­ях прошлого.

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

61. Собирать минералы, интересоваться их происхож­дением.

62. Изучать природу родного края.

63. Организовывать общественные мероприятия в школе.

64. Обращать особое внимание на поведение людей.

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать ав­томобиль.

66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

67. Изготавливать различные детали и предметы.

68. Организовывать питание во время походов.

69. Бывать на стройках.

70. Шить одежду.

71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.

72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

73. Заниматься в физическом кружке.

74. Заниматься в математическом кружке.

75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

76. Посещать планетарий.

77. Посещать кружок биологии.

78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

80. Сажать деревья и ухаживать за ними.

81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.

82. Быстро переключаться с одной работы на другую.

83. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

84. Выступать с докладами на исторические темы.

85. Составлять описания минералов.

86. Участвовать в географических экспедициях.

87. Выступать с сообщениями о международном поло­жении.

88. Помогать работникам милиции.

89. Посещать кружок юных моряков.

90. Выполнять работу воспитателя.

91. Уроки труда.

92. Давать советы знакомым при покупке одежды.

93. Наблюдать за работой строителя.

94. Знакомиться со швейным производством.

95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

96. Собирать радиоприемники и электроприборы.

97. Участвовать в олимпиадах по физике.

98. Участвовать в математических олимпиадах.

99. Решать задачи по химии.

100. Участвовать в работе астрономического кружка.

101. Проводить опыты на животных.

102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

104. Быть членом общества охраны природы.

105. Участвовать в диспутах, читательских конферен­циях.

106. Анализировать явления и события жизни.

107. Интересоваться прошлым нашей страны.

108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

109. Совершать длительные и трудные походы, во вре­мя которых приходится напряженно работать по заданной программе.

110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.

111. Изучать политический строй различных стран.

112. Работа юриста.

113. Посещать кружок юных космонавтов.

114. Работа учителя.

115. Бывать на заводах.

116. Оказывать людям различные услуги.

117. Принимать участие в строительных работах.

118. Знакомиться с изготовлением промышленных то­варов.

119. Разбираться в технических чертежах и схемах.

120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.

121. Проводить опыты по физике.

122. Выполнять работы, требующие знания математичес­ких правил и формул.

123. Ассистировать преподавателю при проведении опы­тов по химии.

124. Собирать сведения о других планетах.

125. Читать о деятельности известных биологов.

126. Быть активным членом санитарных дружин.

127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственны­ми машинами и орудиями труда.

128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

129. Изучать происхождение слов и отдельных словосо­четаний .

130. Вести дневник, писать заметки

131. Изучать историческое прошлое других стран.

132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.

133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.

134. Изучать географию нашей планеты.

135. Изучать биографии выдающихся политических де­ятелей.

136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, ли­тературного героя

137. Читать книги о средствах передвижения.

138. Обучать и воспитывать детей.

139. Наблюдать за действиями квалифицированного ра­бочего.

140. Постоянно общаться со многими людьми.

141. Проектировать строительные объекты.

142. Посещать выставки легкой промышленности.

143. Выполнять чертежи, проектировать машины.

144. Разбираться в радиесхемах.

Примечание. Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.

Обработка результатовсводится к подсчету в каждой строке бланка для ответов количества знаков «+» и * — », а далее из.первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаком *+*■ или « — *, которые со­ответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2 — 3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков

4+Р.

Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак *+», а виды деятельности, которые не нра­вятся пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для отве­тов. В этом случае подсчитывается только количество знаков по столбцам.

Фамилия И. О.

Номера вопросов +  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
ПО    
   
   
   

Наши рекомендации