Модуль I. Теоретические основы построения профессионально-педагогического общения
Модуль II. Социально-психологический тренинг как активная форма развития коммуникативной компетентности личности
Модуль I. Теоретические основы построения профессионально-педагогического общения
Тема 1.1 Психолого-педагогические основы профессионально-педагогического общения
1. Общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива – это:
o педагогическое общение
o коммуникативная деятельность
o профессионально-педагогическое общение
o профессиональное общение
2. Восприятие, понимание другого человека и формирование его образа в процессе общения обеспечивает:
o интерактивная сторона общения
o воспитательная сторона общения
o перцептивная сторона общения
o коммуникативная сторона общения
3. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера – это:
o коммуникативное воздействие
o общение
o сотрудничество
o профессиональное общение
4. Постановка прогнозов, предвидение результатов, планирование дальнейшей деятельности в процессе общения обеспечивает:
o интерактивная сторона общения
o перцептивная сторона общения
o обучающая сторона общения
o коммуникативная сторона общения
5. Процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга – это:
o межличностная перцепция
o межличностная аттракция
o взаимопонимание
6. Общение с помощью естественных органов, данных человеку природой (рук, головы, туловища, голосовых связок и др.) – это:
o вербальное общение
o косвенное общение
o непосредственное общение
o опосредованное общение
7. Общение с применением специальных орудий для организации общения и обмена информацией между людьми – это:
o прямое общение
o невербальное общение
o вербальное общение
o опосредованное общение
8. Общение через посредника (третье лицо) – это:
o косвенное общение
o опосредованное общение
o субъектное общение
9. Способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе взаимодействия – это:
o содержание общения
o процесс общения
o мотивы общения
o средства общения
10. Готовность, предрасположенность субъекта общения к восприятию будущих событий, действий в определенном направлении, которая является основой для избирательной активности, обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер будущего взаимодействия – это:
o мотив общения
o результат общения
o коммуникативные умения
o установка в общении
11. Информация, которая в межиндивидуальном контакте передается от одного субъекта другому, либо циркулирует между ними – это:
o цель общения
o содержание общения
o средства общения
o коммуникативные знания
12. Реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения – это:
o тактика общения
o коммуникативное действие
o коммуникативная задача
o коммуникативная атака
13. Способность вступать в психологический контакт, сформировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии – это:
o эмпатия
o конгруэнтность
o контактность
o коммуникативная позиция
14. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии – это:
o межличностная аттракция
o межличностная перцепция
o межличностная эмпатия
15. Устойчивое представление о каких-либо личностях или явлениях, свойственное представителям той или иной группы – это:
o совместимость
o фасцинация
o социальный стереотип
16. Достижение и сохранение психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности – это:
o успешность общения
o стратегия общения
o установка общения
o профессиональная позиция
17. Поведение человека отличается ясностью и прямотой, он знает, чего хочет и не хочет, может это ясно и четко сформулировать (без нападения), проявляется искренность, уважение прав других, но и твердость – это:
o личностное влияние
o манипулятивное поведение
o ассертивное поведение
18. Потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью – это проявление:
o аффилитации
o аттракции
o ассимиляции
19. Целью профессионально-педагогического общения является:
¤ создание условий для субъект-субъектного взаимодействия с субъектами образовательного процесса
o реализация образовательной программы
o повышение уровня обученности детей
20. Достижение и сохранение психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с обстоятельствами – это:
o целесообразность общения
o успешность общения
o индивидуальный стиль общения
21. Положительная реакции на необходимость контакта с другим человеком, внутренняя готовности к поворотам в общении, способность творчески осмысливать и интерпретировать личность другого человека – это характеристики:
o позитивной установки
o толерантности
o перцепции
o стереотипов
22. Желание и умение выразить полностью свою точку зрения и готовность учесть позиции других – это проявление:
o открытой коммуникации
o закрытой коммуникации
o полузакрытой коммуникации
23. Перцептивная сторона общения проявляется:
o в содействии установлению взаимопонимания
o в обеспечении влияния участников совместной деятельности друг на друга
o в обмене информацией
o в совместном выполнении действий
24. Выбор человеком линии поведения в конкретной ситуации общения предполагает восприятие и оценку следующих основных ее элементов:
o самого себя
o ситуативного контекста в целом
o образовательной программы
o партнеров по взаимодействию
o методического обеспечения процесса
25. В наиболее обобщенных классификациях выделятся стороны общения:
o обучающая
o воспитательная
o коммуникативная
o интерактивная
o перцептивная
26. В процессе педагогического общения осуществляется решение следующих задач:
o управление процессами учения
o мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с педагогом
o проверка знаний по теме учебного занятия
o упражнение в выполнении учебных заданий
o снятие эмоциональной напряженности
27. Специфичность педагогического общения проявляется в следующих особенностях:
o транслируется социально-исторический опыт человечества
o имеет воспитательный характер
o реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника
o осуществляется непосредственно в ходе учебного занятия
o обеспечивается применением современных технологий обучения
28. Выделите предпосылки общения (В.А. Кан-Калик):
o характер
o установка
o настроение
o психологический портрет субъектов общения
o восприятие друг друга участниками общения.
o взаимопонимание участников общения.
o психологический портрет субъектов общения
29. Выделите внешние факторы аттракции:
o степень выраженности у человека потребности в аффилитации
o эмоциональное состояние партнеров по общению в конкретной ситуации общения
o пространственная близость партнеров
o физическая привлекательность партнера по общению
o выражение личного отношения к партнеру
30. Выделите внутренние факторы межличностной аттракции.
o физическая привлекательность партнера по общению
o демонстрируемый стиль общения
o пространственная близость партнеров
o степень выраженности у человека потребности в аффилитации
o фактор сходства между партнерами по общению
o выражение личного отношения к партнеру
31. Выделите случаи, в которых оправдано использование закрытых коммуникаций:
o есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций
o человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции
o есть значительная разница в степени предметной компетентности, и нет смысла тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;
o в конфликтных ситуациях
32. Определите последовательность этапов в структуре педагогического общения:
Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
Анализ осуществленной системы общения.
Моделирование предстоящего общения с аудиторией в процессе подготовки к деятельности.
Организация непосредственного общения с аудиторией в момент начального взаимодействия.
33. Определите характеристики представленных феноменов контактов людей (Л.К Аверченко):
феномен «личной реальности» | если нам удается чем-то заинтересовать партнера, то следует учесть, что время его интереса не велико и надо уложиться в эти сроки |
феномен «перегорания» | информация, пронизанная чувствами и согретая заботой о людях, воспринимается быстрее, полнее и предпочтительнее, чем безличная, безразличная, бесстрастная |
34. Определите характеристики представленных феноменов контактов людей (Л.К Аверченко):
феномен «доминанты» | в словах окружающих о нас мы по большей части слышим не то, что они говорят, а то, что хочется нам от них услышать |
феномен «восполняющих ожиданий | на слабый побочный стимул организм отвечает компенсирующей реакцией, усиливая основную деятельность, а сильный побочный стимул вызывает срыв и переключение на новую деятельность |
35. Определите характеристики представленных феноменов контактов людей (Л.К Аверченко):
феномен «темных сил» | помехи активизируются при приближении концу дела или к победе; часто действуют через близких людей, через слабости, вредные привычки |
феномен «сопротивления навязыванию» | попытки вынудить другого поступить по-вашему, доказать верность вашего мнение обычно приводят к противоположному результату |
36. Определите характеристики представленных феноменов контактов люде: (Л.К Аверченко):
феномен мнемоники» | забывание интенсивно в первые 6 часов после запоминания информации, поэтому для ее целесообразно повторять через 15-20 мин, затем через 8-9 часов и через 24 часа |
феномен «интервалов памяти» | самый большой эффект получается, если запоминать нечто вместе с обстоятельствами запоминания |
37. Определите характеристики представленных феноменов контактов людей (Л.К Аверченко):
феномен «вандализма» | мы как бы устанавливаем определенный ритуал контакта, и затем думаем, что именно он повлиял на благоприятный исход контакта и стремимся повторять его, чтобы быть успешными |
феномен «сберегания традиций» | разрушительные действия часто имеют больший физический и социальный эффект, чем созидательные; удовольствия от разрушения тем больше, чем больше пострадает людей и заметнее будет ущерб |
38. Установите соответствие названий и характеристик моделей общения:
информационная | побуждающая к действию (митинг, собрание, презентации) |
суггестивная | передача информации (урок, лекция, доклад) |
экспрессивная | внушающая установки, взгляды (диспут, спор, беседа, переговоры) |
39. Определите характеристики типов коммуникативной позиции:
открытая | участник контакта демонстрирует свою готовность к общению или прямо стимулирует активную обратную связь партнера |
закрытая | у участника контакта отсутствует проявление интереса к тому, как его поведение воспринимается другими |
отстраненная | у участника контакта отсутствует заинтересованность в обратной связи |
40. Установите соответствие названий и содержания представленных функций общения:
информационно-коммуникативная | выражается в обмене эмоциями, проявляется в установлении отношениях между субъектами общения, затрагивает их эмоциональную сферу |
регуляционно-коммуникативная | заключается в передаче и приеме информации с помощью различных вербальных и невербальных средств общения |
аффективно-коммуникативная | заключается в регулировании поведения партнеров по общению через общий стиль деятельности, совместимость людей, синхронность их действий и т. д. |
41. Установите соответствие функций профессионально-педагогического общения и их характеристик:
воспитательная функция | общение становится способом организации конкретной деятельности, получении информацию о ее эффективность |
функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности | общение позволяет снять с себя психическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности |
функция реализации потребности в контакте с другим человеком | приобщение ребенка к системе культурных и нравственных ценностей, к культуре общения с окружающими людьми |
42. Установите соответствие функций профессионально-педагогического общения и их характеристик:
функция соучастия | оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его духовным новообразованиям |
функция возвышения личности ученика | помощь партнерам в приобщении к своим взглядам, убеждениям, нравственным нормам |
функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения | оказание необходимой помощи, стимулирование успешных действий, проявление интерес к ученику |
43. Установите соответствие функций профессионально-педагогического общения и их характеристик:
функция познания людьми друг друга | снятие психологических зажимов, избавление от страха перед неизвестностью, повышение уверенность в себе, в положительном отношении к нему другого человека |
функция приобщения инициатора общения к ценностям партнера | получение информации об особенностях личности, особенности и отношения к учебе, труду, людям, самому себе |
функция открытия ребенка на общение | созидания собственного «Я» через ориентацию на ценности другого человека |
44. Установите соответствие между видом общения и его содержанием:
материальное | обмен знаниями |
когнитивное | обмен психическими и физиологическими состояниями |
кондиционное | межличностный обмен действиями, операциями |
мотивационное | обмен какими-либо предметами |
деятельностное | воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности субъекта |
45. Установите характеристики представленных потребностей в общении (Ю. М. Орлов):
в доминиро-вании | проявляется в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека |
в престиже | выражается в том, что общение происходит ради снижения страха, тревоги |
в аффилиации | проявляется в общении ради самого процесса общения и поддержания теплых отношений, устранения одиночества |
в безопасности | люди нуждаются в признании своих способностей, поэтому, надеясь на восхищение, положительные оценки, идут на контакт с людьми, которые будут оценивать их положительно |
46. Установите характеристики потребностей в общении (Ю.М. Орлов):
быть индивидуа-льностью | проявляется в том, что человек и его деятельность рассматриваются как источник информации; познавая других, мы познаем и себя тоже |
в покровительстве (в заботе о другом) | проявляется в том, что сильные эстетические переживания реализуются в общении |
в познании | выражается в стремлении к такому общению, при котором признание своей неповторимости, уникальности, необычности можно прочитать на лице, в поведении другого человека |
в красоте | проявляется в необходимости кому-то помогать и испытывать при этом удовлетворение (одна из форм самоутверждения) |
47. Установите соответствие названий и целей представленных функций общения:
контактная | стимулирование активности партнера для выполнения определенных действий |
информационная | установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи |
побудительная | взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной работы |
координационная | обмен информацией, мнениями, замыслами, решениями |
48. Установите соответствие названий и целей представленных функций общения:
функция понимания | осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых межличностных сообществ |
амотивная функция | восприятие смысла сообщения, намерений, установок партнера по общению |
функция установления отношений | изменение состояния, поведения, установок, мнений, потребностей, действий партнера по общению |
функция оказания влияния | обмен эмоциональными состояниями, возбуждении в партнере нужных переживаний |