Тема 1.2 Коммуникация и коммуникативная компетентность личности

49. Специфический обмен осмысленной информацией, процесс передачи ее эмоционального и интеллектуального содержания – это:

o коммуникация

o взаимодействие

o координация

50. Реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от отправителя к получателю – это:

o коммуникативный канал

o коммуникативный процесс

o канал сообщений

51. Характеристика отношений личности к людям, показывающая степень терпимости (переносимости) к неприятным или неприемлемым, по ее мнению, психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров по взаимодействию – это:

o ценностное отношение

o Я-концепция личности

o коммуникативная толерантность

52. Способность участника общения координировать собственные речевые действия коммуникативных партнеров в соответствии в выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации – это:

o коммуникативная компетентность

o коммуникативные действия

o коммуникативная задача

53. Вся система целей, результатов, кодирование и раскодирование скрытых мотивов и личных целей – это:

o коммуникативное намерение

o коммуникационные связи

o контекст коммуникации

54. Активность человека по отношению к другому человеку, преследующая определенные цели: передать информацию, изменить поведение, воздействовать на чувства партнера – это:

o коммуникативное намерение

o коммуникативные действия

o мотивация общения

55. Обобщенный опыт человечества, отображение в сознании людей коммуникативных ситуаций и их причинно-следственных связей – это:

o коммуникативные знания

o коммуникативные умения

o субъектный опыт

56. Комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания – это:

o коммуникативные умения

o коммуникативные способности

o коммуникативный процесс

57. Автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций – это:

o коммуникативные навыки

o коммуникативная компетентность

o социальный опыт

58. Координация по поводу приема и передачи информации; согласованность ценностей, оценок и процессов понимания; организация процесса связи между индивидами – это:

o стороны общения

o функции

o грани коммуникации

59. В случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий проявляется качество:

o коммуникативная толерантность

o коммуникативная индифферентность

o коммуникативный негативизм

60. Качество человека, которое охватывает подструктуры личности: эмоциональная, сенсорная (чувственная), этическая, энерго-динамическая, функциональная – это:

o коммуникативную толерантность

o коммуникативная толерантность

o коммуникативное мастерство

61. Предпринятое вербальное воздействие, включающее приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, способные смягчить потери значимой информации при восприятии сообщения, и создать хорошее впечатление – это:

o фильтр доверия

o фасцинация

o совместимость

62. Вопросы, которые используются с целью собрать необходимую информацию и обычно начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?» или с вводных оборотов – это:

o открытые вопросы

o закрытые вопросы

o сбивающие вопросы

63. Вопросы, которые полезны для проверки информации или ограничения возможностей выбора и требуют однозначного ответа, состоящего из одного слова – это:

o закрытые вопросы

o открытые вопросы

o вопросы с подтекстом

64. Вопросы, с помощью которых просят дополнения или пояснения к уже полученным ответам, получить недостающую информацию, могут использоваться также для проверки мотивации и чувств, истинных намерений собеседника, когда в этом вопросе нет ясности – это:

o вспомогательные вопросы

o провокационные вопросы

o зондирующие вопросы

65. Вариант зондирующих вопросов, с помощью которых интервьюер может проверить, точно ли он сформулировал свой вопрос, а респондент – верно ли он понял вопрос собеседника, затем снова интервьюер – правильно ли он понял ответ:

o комментирующие вопросы

o уточняющие вопросы

o поисковые вопросы

66. Вопросы, которые содержат в себе некое косвенное утверждение – это:

o презумптивные вопросы

o провокационные вопросы

o наводящие вопросы

67. Вопросы, которые служат для того, чтобы подвести отвечающего к ответу, который ожидает услышать их автор – это:

o презумптивные вопросы

o возвратные вопросы

o наводящие вопросы

68. Вопросы, которые позволяют продемонстрировать включенность в разговор, позволяют говорящему проявить внимание к собеседнику и к тому, что он уже сказал, и таким образом, поощряя его, вести дальнейший разговор – это:

o возвратные вопросы

o провокационные вопросы

o вопросы с подтекстом

69. Вопросы, которые помогают управлять группой посредством концентрации ее внимания на определенных областях, направлениях, важных проблемах – это:

o направленные вопросы

o провокационные вопросы

o гипотетические вопросы

70. Вопросы, которые провоцируют негативную или просто сильную эмоциональную реакцию собеседника – это:

o наводящие вопросы

o вопросы с подтекстом

o провокационные вопросы

71. Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся:

o убеждать партнера в нашей правоте

o приобщать партнера к нашим ценностям

o преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера

o устранят обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия

72. В коммуникации отправитель отвечает за:

o степень активности коммуниканта

o планирование и организацию послания

o кодирование информации, выбор языка и канала

o возможность минимизации потерь от помех и барьеров

o способность коммуниканта декодировать информацию

73. Видами коммуникативного взаимодействия являются:

o убеждающее

o суггестивное

o эмоциональное заряжение

o функциональное

o социальное

74. Выделите особенности поведения педагога, свидетельствующие о низком уровне общей коммуникативной толерантности:

o не умеет или не хочет понимать или принимать индивидуальность других людей

o не обращает внимание на нарушение нравственных норм другими людьми

o не реагирует на проявление у коллег других эстетических вкусов

o оценивая поведение, образ мыслей людей, рассматривает в качестве эталона себя

o категоричен или консервативен в оценке воспитанников и своих коллег

o плохо приспосабливается к характерам, привычкам, установкам, притязаниям других

75. Открытые вопросы применяются:

o для установления контакта, создания вовлеченности и заинтересованности

o для предоставления слушающему возможности свободного ответа

o для детального анализа мнений

o для подтверждения понимания фактов

o для принятия решения в случае существования только двух альтернатив

76. Закрытые вопросы применяются:

o когда достаточно бывает прямого ответа «да» или «нет»;

o для подтверждения понимания фактов;

o для принятия решения в случае существования только двух альтернатив

o для проверки степени понимания информации

o для получения недостающей информации

77. В коммуникативной культуре педагога можно опознать следующие личностные проявления:

o пластичность

o доминантность

o разновидности ролевого поведения

o характер

o фасцинация

o воспитанность

78. Вербальная компетентность проявляется в:

o уместности тех или иных высказываний с участниками делового взаимодействия

o умении интерпретировать невербальные сигналы в ходе общения

o отсутствии закрытых поз и установлении зрительного контакта с участниками делового взаимодействия

o отсутствии трудностей в письменной речи, в оформлении деловой документации

o развитом тезаурусе и метафоричность речи

o умение вести дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них

79. Установите цели субъектов коммуникации:

цель коммуникатора оказать на получателя определенное воздействие, кодируя сообщение с помощью символов
цель коммуниканта декодированbе сообщения для его распознавания

80. Установите соответствие названий и характеристик уровней (форм) коммуникативной толерантности:

ситуативная коммуникативная толерантность фиксируется в отношениях данной личности к другому конкретному человеку
типологическая коммуникативная толерантность выявляется в отношениях человека к собирательным типам личности или группам людей

81. Установите соответствие названий и характеристик уровней (форм) коммуникативной толерантности:

профессиональная толерантность проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по поводу деятельности
общая коммуникативная толерантность просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека

82. Установите цели видов вопросов:

тренировочные вопросы контроль и оценка уровня понимания  
вопросы для проверки расширить понимание

83. Установите характеристики типов коммуникативных позиций:

jткрытая отсутствует заинтересованность в обратной связи или не умеют это показать
закрытая демонстрируется готовность к общению или прямо стимулируется активная обратная связь
пассивная в формальных отношениях; констатирующий тип информации, нет интереса, как поведение будет воспринято другими

84. Определите специфику форм коммуникативной деятельности:

субъект-субъектное отношение подражание, один из участников общения выбирает себе партнера, которого использует в качестве образца для подражания
субъект-объектные отношения партнерское общение (на принципе паритета), диалог равноправных личностей, есть психическое образование «МЫ»
объект-субъектные отношения один участник общение рассматривает другого как объект целенаправленного воздействия

85. Установите особенности представленных видов вопросов:

тренировочные вопросы изменяют темп получения информации
тренировочные вопросы возвращают группу в русло рассматриваемой темы
вопросы для проверки обеспечивают реализацию своей линии в руководстве
вопросы для проверки поощряют познавательную, мыслительную активность

86. Определите особенности представленных видов вопросов:

тренировочные вопросы усиливают включенность в работу
тренировочные вопросы позволяют удостовериться, понимает ли группа, о чем идет речь
вопросы для проверки обеспечивают концентрацию внимания на каком-то конкретном аспекте
вопросы для проверки позволяют расширить те области, где требуется помощь

87. Установите вид вопроса в примерах:

вопрос для проверки «Есть ли такие моменты, которые необходимо прояснить, повторить или подчеркнуть?»
тренировочные вопросы «Кто же, хотя бы изредка, не сталкивался с подобной проблемой?»

88. Определите виды вопросов в примерах:

зондирующий вопрос «Если я правильно уловил, вы полагаете, что... Это так?»  
уточняющий вопрос «Вы сказали, что делали то-то и то-то. Не могли бы вы рассказать об этой работе подробнее?»
презумптивный вопрос «На какой машине вы ездите?» (без предварительного выяснения, тем самым утверждая, что собеседник имеет машину и умеет ее водить)

89. Определите виды вопросов в примерах:

наводящий вопрос «Вы сказали, что без дополнительных временных затрат эти проблемы ни решить?», «Так, значит, сутъ вашего плана – вложение средств в новое оборудование?»
возвратный вопрос «Можно ли сегодня создать комфортные условия для труда педагогов-новаторов, внедряющих новые технологии?»
направленный вопрос «Вы же понимаете, почему мы поступаем именно так, не правда ли?»

90. Установите соответствие названий и характеристик основных подструктур личности, обуславливающих коммуникативную толерантность:

эмоциональная подструктура закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности – прежде всего потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания
сенсорная (чувственная) подструктура демонстрирует преобладающий спектр чувств, в котором чаще всего пребывает данный человек
функциональная подструктура включает особенности чувственного восприятия мира на уровне ощущений (сенсорная организация человека по ведущему каналу восприятия)

91. Установите соответствие названий и характеристик основных подструктур личности, обуславливающих коммуникативную толерантность:

ценностно-ориентационная подструктура вбирает в себя основные мировоззренческие идеалы конкретного человека, его ближайшие и отдаленные цели, интересы, оценки происходящего
эстетическая подструктура охватывает область предпочтений вкусов и чувств, особенности восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического
этическая подструктура выражает нравственные нормы, которых придерживается человек

92. Установите соответствие названий и характеристик основных подструктур личности, обуславливающих коммуникативную толерантность:

алгоритмическая подструктура объединяет разные личностные качества, у которых есть общее – однообразие воспроизводимости
характерологическая подструктура сосредотачивает устойчивые, типообразующие черты личности
интеллектуальная подструктура передает парадигму (стиль, тип) мыслительной деятельности конкретного человека, т.е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений

93. Установите содержательную направленность вопросов в модели исследования коммуникации (Лассуэлл):

Кто говорит? Коммуниканту
Что сообщает? результаты декодирования, понимания
Кому передает? Коммуникатор
По какому каналу? вербальными, невербальными
Какими средствами? Информацию
Какими ресурсами? письменному, устному; аудиальному, визуальному и др.
Какими технологиями? указываются приемы и методы
В какой ситуации? финансовыми, информационными
С каким эффектом? благоприятной, неблагоприятной или нейтральной

94. Установите соответствие названий и характеристик личностных проявлений коммуникативной культуре педагога:

Фасцинация способность изменяться в соответствии с требованиями окружающей обстановки
Пластичность преобладание каких-либо свойств личности (интровертность-экстравертность, эмоциональность, особенности характера и пр.)
доминантность   выполнение педагогом различных ролей в зависимости от ситуации (друг, советчик, наставника и др.)
разновидности ролевого поведения способность педагога эмоционально и силой знаний заражать воспитанников

95. В процессе коммуникации реализуется следующая последовательность фаз контакта:

взаимоотражение

взаимоинформирование

взаимонаправленность

взаимоотключение

96. Техника установления контакта с собеседником (приемы начала деловой беседы) включает следующие шаги:

сокращение дистанции (физической и социальной)

дать понять собеседнику, что вы готовились к встрече с ним

проявление искреннего интереса к проблеме собеседника

приветствие

установить контакт глаз с собеседником

Наши рекомендации