Общение как фактор воспитания и развития личности студента. Профессионально-педагогическое общение. Культура педагогического общения, ее основные компоненты

Общение – есть взаимодействие 2-х или более субъектов, создание благоприятного климата в целях успешного достижения общего результата.

Общение как фактор воспитания и развития личности студента. Профессионально-педагогическое общение. Культура педагогического общения, ее основные компоненты - student2.ru

Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение - особый вид деятельности, оно сопровождает все разновидности ее, оно пронизывает самое деятельность прямо или опосредованно.- Поэтому, если педагогу не удается правильно наладить общение со студентом, то крайне редко предметная деятельность окажется плодотворной.

Великая роль общения, в котором и педагог, и воспитанник играют роль субъектов, создает иллюзорное представление о том, что студент выступает субъектом воспитательного процесса. И часто можно встретить педагогов, уверенных, что он, наряду с педагогом, является субъектом воспитания. Субъектность студента ограничивается его деятельностью - он субъект собственной деятельности, не процесса воспитания. Он и не способен стать субъектом воспитания, ибо не может ставить цели и вырабатывать стратегию и тактику воспитательного процесса.

Субъект воспитания - это всегда педагог-профессионал либо взрослый, осознанно и целенаправленно способствующий вхождению учащегося в контекст культуры.

Общение- это не просто ряд последовательных отдельных действий (деятельностей) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно - их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов взаимодействия.

Общение характеризуется как социальный процесс, осуществляемый внутри определенной социальной общности (в группе, в классе, в обществе в целом). Социальность общения объясняется не только тем, что оно обслуживает коллективную деятельность, но прежде всего тем, что оно выражает или реализует общественные отношения.

Отмеченные выше сущностные характеристики общения имеют место и в педагогической деятельности, но специфика педагогического общенияопределяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности, созданием благоприятного психологического климата.

В процессе педагогического общенияосуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:

- как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися;

- как управление общением учащихся в коллективе.

Функции общения:

1. коммуникативная – обмен информацией с помощью:

- вербалики;

- невербалики;

- проксемики;

- кинесики.

2. перцептивная – обмен чувствами, эмоциями:

- идентификация(отождествление, уподобление себя собеседнику);

- эмпатия (эмоциональный отклик, сопереживание, сочувствие);

- рефлексия (осознание того как педагог воспринимается другими).

3. интерактивная – обмен действиями:

- взаимодействие;

- кооперация;

- сотрудничество;

- партнерство.

Средства общения

1. проксемика

2. визуальное общение

3. экстралингвистика

4. паралингвистика

5. пантомимика

6. мимика

7. вербалика

Стаи общение

1. моделирование

2. организация

3. управление

4. рефлексия.

В профессиональном общении педагога различают четыре стиля:

- демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;

- авторитарный – в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;

- либеральный – руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается

демократический стиль, при котором повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.

Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:

- индивидуальный стиль общения педагога;

- установка преподавателя на отдельных учеников;

- учет личностных особенностей учащихся;

- уровень развития коллектива;

- наличие умений профессионального общения.

Таким образом, с психологической точки зрения, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.

Критерии

1. Знание психологии собеседника

2. перцептивность

3. владение способаими общения

4. владение пед техникой

5. культура пед общения

Общение как фактор воспитания и развития личности студента. Профессионально-педагогическое общение. Культура педагогического общения, ее основные компоненты - student2.ru

Культура пед общения- есть высокий уровень проф общения, при этом культура в данном контексте понимается как гармоничное сочетание знаний, чувств, и способов общения в различных воспитательных ситуациях.

Культура педагогического общения во многом определяется личностью самого педагога. Важен вопрос этики в работе учителя. Профессиональная этика —эта проблема актуальна для молодого учителя (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и дипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в учительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере, неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего учитель воспитывает уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, а уж потом требует этого от других. Комплекс навыков по управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многих оздоровительных систем. Более того, нужен соответствующий внутренний настрой, потому что пессимизм учителя обязательно передастся детям. Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему.

Компоненты культуры.

1. Знание: психологии собеседника и этнической психологии собеседника

2. перцептивность(чувства):

- открытость

- доброжелательность

- рефлексивность(понимать как воспитывать)

3. способы деятельности:

- обычаи;

- традиции;

- правила;

- установки;

- общение в той или иной группе коммуникантов.

Содержание и направления воспитательной работы в системе профессионального образования.

Наши рекомендации