Установок подростка» и. м. кондакова
Основная проблема формирования адекватных профессиональных установок решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду, желание работать ради общественных интересов и т. д. От характера выраженности профессиональных установок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов.
Оснащение:бланк ответов, опросник,
Инструкция.Прочитайте предложенные ниже высказывания. Если вы с ними согласны, то в бланке ответов обведите тот номер вопроса, с которым вы согласны. Если вы не согласны с высказыванием, то в бланке ответов ничего отмечать не надо. Время диагностики не ограничено.
Опросник
1. Я слишком плохо знаю мир профессий.
2. Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций.
3. От многого сейчас ценного я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей.
4. Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.
5. Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе.
6. В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо поддержка и помощь.
7. Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к выбору будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.
8. Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.
9. Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.
10. Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников.
11. В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности.
12. Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно.
13. Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать будущей профессии.
14. В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.
15. Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.
16. Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии.
17. Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.
18. Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности.
19. У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом.
20. Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей.
21. Совершенно не знаю, с чего начать свой профессиональный путь.
22. Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему.
23. Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость.
24. Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.
25. В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.
26. Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.
27. Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.
28. Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия.
29. Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.
30. Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого.
31. Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.
32. Я не доверяю внешней привлекательности профессий.
33. В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию.
34. Мой профессиональный выбор будет окончательным и навсегда.
35. Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию.
36. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
37. Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.
38. Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений.
39. В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.
40. В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.
Бланк ответов
F1 | F2 | F3 | F4 | F5 | |
S |
Анализ и обработка результатов
Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам: F1, F2, F3, F4, F5. За каждый выбранный ответ засчитывается 1 балл, сумма баллов записывается в соответствующем столбце.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 8.
Интерпретация результатов осуществляется по каждой шкале отдельно.
F1 — нерешительность в профессиональном выборе. Проявляется в неуверенности, отсутствии четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированности о мире профессий. Низкие значения по этой шкале свидетельствуют о решительности и уверенности в профессиональном выборе.
F2 — рационализм профессиональною выбора. Основательность, рационализм, рассудочность, готовность действовать по плану после обстоятельных рассуждений, неимпульсивность. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.
F3 — оптимизм в отношении профессионального будущего. Связан с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Противоположный полюс — реализм профессионального полюса.
F4 — самооценка. Высокие результаты по этой шкале свидетельствуют о завышенной самооценке, вере в свои силы и способности, чрезмерном доверии своему субъективному впечатлению, упорстве и готовности к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.
F5 — зависимость в профессиональном выборе. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о несамостоятельности, податливости, зависимости от других, социальной незрелости. Низкие показатели отражают независимость в профессиональном выборе.
Интерпретация заключается в соотнесении результатов по отдельным факторам друг с другом, а также с другими доступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре профессиональных установок подростка.