Установок подростка» и. м. кондакова

Основная проблема формирования адекватных профес­сиональных установок решается в условиях системно орга­низованного трудового обучения и воспитания, когда про­исходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уваже­ние к труду, желание работать ради общественных интересов и т. д. От характера выраженности профессиональных уста­новок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов.

Оснащение:бланк ответов, опросник,

Инструкция.Прочитайте предложенные ниже высказы­вания. Если вы с ними согласны, то в бланке ответов обведите тот номер вопроса, с которым вы согласны. Если вы не со­гласны с высказыванием, то в бланке ответов ничего отме­чать не надо. Время диагностики не ограничено.

Опросник

1. Я слишком плохо знаю мир профессий.

2. Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмо­ций.

3. От многого сейчас ценного я могу отказаться ради перс­пективных профессиональных целей.

4. Если на моем профессиональном пути возникнут проб­лемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.

5. Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому сове­ту о моем профессиональном выборе.

6. В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо поддержка и помощь.

7. Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к выбору будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.

8. Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.

9. Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.

10. Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников.

11. В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности.

12. Считаю, что мне необходим такой план, который позво­лит мне выбрать профессию абсолютно верно.

13. Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответство­вать будущей профессии.

14. В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.

15. Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.

16. Совершенно не знаю, какими критериями мне руко­водствоваться в выборе профессии.

17. Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.

18. Полагаю, что мне обязательно должна достаться не про­сто хорошая профессия, а такая, которая позволит проя­виться моей индивидуальности.

19. У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хо­рошим специалистом.

20. Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы че­ловек работал с полной отдачей.

21. Совершенно не знаю, с чего начать свой профессиональ­ный путь.

22. Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему.

23. Для меня очень желательно как можно скорее приобре­сти социальную независимость.

24. Нет сомнений, что в моем профессиональном становле­нии мне будут сопутствовать счастье и удача.

25. В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним вли­яниям, советам, примерам.

26. Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.

27. Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.

28. Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возмож­ностях, которые откроет передо мной моя будущая про­фессия.

29. Препятствия на моем профессиональном пути я обяза­тельно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.

30. Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести пози­цию взрослого.

31. Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.

32. Я не доверяю внешней привлекательности профессий.

33. В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на ин­туицию.

34. Мой профессиональный выбор будет окончательным и навсегда.

35. Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво бу­дут убеждать выбрать ту или иную профессию.

36. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональ­ное будущее.

37. Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.

38. Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений.

39. В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.

40. В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.

Бланк ответов

F1 F2 F3 F4 F5
S          

Анализ и обработка результатов

Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам: F1, F2, F3, F4, F5. За каждый выбранный ответ засчитывается 1 балл, сумма баллов записывается в соответствующем столбце.

Максимальное количество баллов, которое можно на­брать — 8.

Интерпретация результатов осуществляется по каждой шкале отдельно.

F1 — нерешительность в профессиональном выборе. Проявляется в неу­веренности, отсутствии четких представлений и критериев, касаю­щихся профессионального развития, плохой информированности о мире профессий. Низкие значения по этой шкале свидетельству­ют о решительности и уверенности в профессиональном выборе.

F2 — рационализм профессиональною выбора. Основательность, ра­ционализм, рассудочность, готовность действовать по плану после обстоятельных рассуждений, неимпульсивность. Противопо­ложный полюс этого фактора можно рассматривать как показа­тель импульсивности и неосновательности.

F3 — оптимизм в отношении профессионального будущего. Связан с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Противоположный полюс — реализм профессионального полюса.

F4 — самооценка. Высокие результаты по этой шкале свидетельствуют о завышенной самооценке, вере в свои силы и способности, чрезмерном доверии своему субъективному впечатлению, упор­стве и готовности к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

F5 — зависимость в профессиональном выборе. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о несамостоятельности, податливо­сти, зависимости от других, социальной незрелости. Низкие пока­затели отражают независимость в профессиональном выборе.

Интерпретация заключается в соотнесении результатов по отдельным факторам друг с другом, а также с другими до­ступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре профессиональных установок подростка.

Наши рекомендации