Методика 1. Мотивы выбора профессии

Субъект выбора профессии характеризуется наличием индивидуальной иерархии мотивационных факторов про­фессионального выбора. Н.С. Пряжниковым выделены сле­дующие мотивационные факторы выбора профессии:

I. Факторы общего порядка:

1.Собственное желание:

• осознанное, хорошо продуманное желание;

• интуитивное предчувствие успеха.

2. Одобрение близких людей:

• отца;

• матери;

• любимого человека;

• друга (подруги) и др.

3. Собственные способности и возможности для реализа­ции варианта.

4. Желание проявить те или иные качества:

• физическую силу;

• внешнюю привлекательность;

• коммуникативные умения;

• интеллектуальные способности;

• волевые качества;

• нравственные качества;

• эстетическую чувствительность и др.

5. Информированность, знание о том или ином варианте профессионального выбора.

6. Престиж профессии.

7. Близость месторасположения и др.

II. Характеристики возможного места учебы:

1. Легкость поступления.

2. Легкость обучения.

3. Большая стипендия, социальные льготы.

4. Хороший социально-психологический климат.

5. Гарантированные хорошие места трудоустройства.

6. Отличная культурная, спортивная жизнь.

7. Качественный преподавательский состав.

8. Отличная материальная база (аудитории, лаборатории, учебно-методический фонд и др.).

III. Характеристики возможного места работы:

1. Легкость трудоустройства.

2. Возможность дополнительного обучения или професси­ональной переподготовки за счет организации.

3. Льготы (бесплатный проезд, медицинское обслуживание и пр.).

4. Высокая официальная заработная плата.

5. Возможность дополнительного заработка (чаевые, воз­можность использовать в личных целях техническое обо­рудование, транспорт организации и др.).

6. Перспективы профессионального роста.

7. Возможность работать по совместительству в других местах.

8. Относительно свободный режим посещения.

IV. Характеристики выбираемой профессии:

1. Предмет труда:

• природа (животные, растения, организм человека);

• материалы и заготовки;

• дети;

• взрослые люди;

• техника;

• транспорт;

• знаковые системы;

• художественный образ.

2. Цели труда:

• контроль, оценка, диагноз;

• преобразование;

• творчество;

• транспортирование;

• обслуживание;

• развитие и сохранение.

3. Средства труда:

• рунные и простые приспособления;

• механические;

• автоматические;

• функциональные (зрение, слух, голос, физическая сила и др.).

• теоретические (знания, способы мышления).

4. Условия труда:

• бытовой микроклимат (кабинет);

• большие помещения с людьми (аудитории, торговые, кон­цертные залы и др.);

• производственный цех;

• необычные производственные условия (особая стериль­ность, режим влажности, температуры и др.).

• экстремальные (риск для жизни и здоровья);

• работа на открытом воздухе.

5. Характер подвижности в труде:

• преимущественно сидя;

• преимущественно стоя;

• длительная ходьба;

• вынужденные статичные позы;

• множество разнообразных движений;

• высокая избирательная подвижность (только рук, толь­ко головы, только ног и т. д.).

6. Характер общения:

• минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд);

• работа с клиентами и посетителями;

• обычный коллектив;

• работа с аудиториями;

• особая дисциплина и субординация;

• вынужденно ограниченные контакты.

7. Характер ответственности в труде:

• материальная;

• моральная;

• за жизнь и здоровье людей;

• невыраженная (обычная) ответственность.

8. Минимально необходимое профессиональное образова­ние:

• без специального профессионального образования;

• краткосрочные курсы (от нескольких недель до несколь­ких месяцев);

• начальное профессиональное образование;

• среднее профессиональное образование;

• высшее профессиональное образование;

• ученая степень;

• дополнительное профессиональное образование на базе уже имеющегося.

Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного реальной си­туации) выбора профессии оптанту необходимо осуществить огромную внутреннюю работу. Прежде всего ему нужно про­анализировать свои внутренние ресурсы (интересы, спо­собности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенци­альные несоответствия и оценить возможность их коррекции.

Порядок работы

Обучаемым предлагается выполнить следующие зада­ния:

1. Определить наиболее важные факторы выбора профес­сии (не более 20) и занести их во вторую графу бланка отве­тов.

2. В составленном перечне мотивационных факторов вы­бора профессии необходимо подчеркнуть 5—7 наиболее зна­чимых и напротив них проставить в первой графе коэффи­циент значимости «х2».

3. Определить альтернативные варианты выбора профес­сии (от 2 до 7), занести их в бланк ответов в соответствующие графы.

4. Оценить степень соответствия мотивационных факто­ров вариантам выбора профессии по следующей шкале:

0 баллов - фактор совершенно не соотносится с данным вариантом;

1 балл - фактор слабо соотносится с вариантом;

2 балла - фактор имеет некоторое отношение к данному варианту;

3 балла - фактор хорошо соотносится с вариантом;

4 балла - фактор очень хорошо соотносится с вариантом выбора

про­фессии.

Оценку проставить в соответствующие альтернативным вариантам выбора графы.

5. Количество баллов подчеркнутых мотивационных факторов удваивается (коэффициент «х2») и записывается рядом в скобках.

6. Количество баллов по каждому варианту (в графе блан­ка ответов) суммируется (включая удвоенные и неудвоенные значения) и заносится в строку «ИТОГО».

Бланк ответов

Коэф­фициент значи­мости Мотивационные факторы выбора учебной профессии Альтернативные варианты выбора профессии
    х 2 1-й вариант: психолог 2-й вариант: педагог п-й вариант
Одобрение родителей Престиж Позволяют способности … ИТОГО: 3(6) 2(4)  

Вариант выбора профессии с наибольшим количеством баллов является наиболее привлекательным для оптанта.

Необходимо определить, насколько запрос учащегося со­ответствует реальной проблеме профессионального самооп­ределения, а затем подвести его к этой реальности. При этом недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия под­ходит, а какая не подходит индивиду. Консультанту необходи­мо оказать содействие учащемуся в принятии им на себя от­ветственности за тот или иной профессиональный выбор, установить «зону ближайшего профессионального развития».

Наши рекомендации