Понимание и структура социальных установок. Основные виды социальных установок.

Социальная установка (аттитюд) – определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда:

1) автомативная – упрощение контроля за деятельностью в стандартных, ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки :

1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2) социальные установки;

3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями;

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения.

Виды установок:

1 - социальная - готовность к восприятию и к действию в определенном ключе;

2 - моторная - готовность к действию;

3 - сенсорная - готовность воспринимать;

4 - умственная - готовность к определенным стереотипам мышления;

5 - диффузная - установка, сформированная субъектом при однократной встрече с объектом, явлением;

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Социально-психологическая характеристика стереотипа и предрассудка.

Стереотипы – чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек, не задумываясь, руководствуется своим поведением. Стереотипы могут быть очень обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. Стереотипы являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент. Впервые понятие “стереотип” ввел Липман. Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения.

Функции стереотипа

1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии) Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

2) идеологизация (сохранить ценность, интерес)

3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Виды стереотипов:

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Наши рекомендации