Эксплуатация судовых котельных установок и паропроизводящих установок

Требования Правил технической эксплуатации и действие экипажа при «упуске» воды в паровом котле.

Упуск воды может быть следствием недостаточного контроля вахты за работой котла, неисправности системы автоматического управления питанием, системы АПС и защиты котла, разрыва трубок котла.

Признаками упуска воды в котле являются:

· Отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах и на табло световой индикации уровня воды в котле на пульте ЦПУ; срабатывание световой и звуковой аварийно-предупредительной сигнализации о низком уровне воды в котле.

· Свист сухого пара при открывании нижних пробных кранов.

· Покраснение и побеление от перегрева отдельных труб поверхностей нагрева.

· Заметные провисания групп или отдельных труб.

При упуске воды из котла необходимо немедленно выполнить следующие операции:

· На котлах, имеющих автоматическую систему управления котлом, выключить эту систему и тогда автоматически прекратится горение и питание котла.

· На котлах, не имеющих системы автоматического управления котлом, вручную прекратить горение и питание котла, дополнительно закрыв клапана подачи топлива на топочное устройство котла и питательные клапана. Это нужно делать не раздумывая, не тратя времени ни на что другое, потому что котел имеет серьезную неисправность–не срабатывает защита по очень низкому уровню воды в котле и сколько времени котел работает без подпитки водой и его состояние пока не известно.

· После прекращения горения и питания котла можно убедиться в том, что тревога не была ложной. Для этого нужно продуть водоуказательные приборы и возможно после этого в них появится нормальный уровень воды. Если же этого не произойдет, то необходимо выполнить следующие операции:

· Закрыть стопорный клапан.

· Принять меры к недопущению местного и общего охлаждения котла.

· Вахтенному механику доложить о случившемся старшему механику.

· Старший механик вместе с вахтенным механиком или механиком, в чьем заведовании находится котел, должны тщательно осмотреть котел. Возможно, после этого будет необходимо стравить пар и, при отсутствии видимых повреждений, произвести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если при этом течей и деформации не будет обнаружено, то котел можно эксплуатировать дальше.

13. Питание котла категорически запрещается, если уровень воды в нем упал ниже пробного клапана в огнетрубных котлах или ниже нижней кромки прорези водоуказательного прибора в водотрубных котлах.




Требования Правил технической эксплоуатации и действие экипажа при «при вскипании» воды в паровом котле.

При вскипании воды в котле необходимо немедленно снизить нагрузку котла, прикрыть стопорный клапан до прекращения вскипания воды и продуть котел верхним и нижним продуванием. Затем, в зависимости от результатов анализа котловой воды, котел необходимо продуть дополнительно или вывести его из действия до полной смены воды.

Необходимо систематически контролировать теплый ящик на отсутствие в нем нефтепродуктов, которые могут попасть в теплый ящик вместе с конденсатом из топливо- и маслоподогревателей, из систем подогрева тяжелого топлива в танках и цистернах, из систем подогрева смазочного масла в цистернах. При попадании нефтепродуктов в котел его необходимо вывести из действия для очистки. В случае невозможности вывода котла из действия необходимо снизить нагрузку котла и проводить усиленные верхние продувания до тех пор, когда появится возможность вывести котел из действия для очистки.

В отношении техники безопасности и произ­водственной санитарии при обслуживании судовых котлов необ­ходимо считаться с особенностями эксплуатационной обстановки, которая характеризуется вынужденной теснотой помещения, боль­шой насыщенностью различного рода механизмами, высокой температурой и высоким содержанием в воздухе газов, угольной пыли при угольном отоплении и колебаниями судна при волнении.

Эти условия требуют устройства хорошей вентиляции, рациональ­ного освещения машинно-котельного отделения и ряда других мер, вытекающих из особенностей эксплуатации котлов в судовых условиях.

Безопасность эксплуатации котлов зависит от выполнения конструктивных требований при постройке котла и от правильной технической его эксплуатации на судне. Конструктивные требова­ния с точки зрения надежности работы котельной установки рег­ламентируются специальными правилами Регистра.

Условия правильности технической эксплуатации судовых кот­лов, включающие в себя и технику безопасности, регламенти­руются правилами технической эксплуатации, правилами и инструкциями Регистра, а также правилами техники безопас­ности.

Условиями безопасности при эксплуатации судовых паровых котлов являются: квалификация персонала, обслуживающего котельную установку, содержание котельной установки и машин­но-котельного отделения, а также умение персонала быстро ориен­тироваться в аварийных случаях.

Безопасность эксплуатации зависит от знаний и опытности обслуживающего котельную установку персонала; поэтому к об­служиванию судовых котельных установок разрешено допускать только лиц, имеющих знания в объеме установленного техничес­кого минимума, сдавших соответствующий экзамен в квалифи­кационной комиссии и имеющих удостоверение на право занятия должности кочегара.

Механику судна и его помощникам вменено в обязанность немедленно прекращать работу котельной установки.

Немедленная остановка действия котла производится в сле­дующей последовательности: прекращается дутье, закрывается поддувало или форсунка, выгребается жар из тонки (при работе котла на твердом топливе), травится пар и производится отклю­чение котла от потребителей пара.


Наши рекомендации