УЭ 4.1. Особенности работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Содержание заданий | Методические указания по усвоению учебного материала |
Задание 1. Повторитьтему «Психологическая характеристика детей дошкольного возраста». | Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Психология развития». |
Задание 2. Повторитьтему «Психологическая готовность детей к школьному обучению». | Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Возрастная психология». |
Задание 3. Изучите содержание статьи: Смирнова Е.О. Психологическая служба раннего возраста // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 73-83. | Выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 4.Изучите содержание статьи: Корнеев А. Психология в ДОУ // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3. С. 119-124. | Выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 5. Законспектируйте содержание статьи: Дьяченко О.М. Психологическая служба дошкольного учреждения // Детский сад. Управление. 2004. № 12. С. 11. | При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора. |
Задание 6. Составить картотеку диагностических методик для детей дошкольного возраста по выявлению уровня умственного развития, положения его в группе сверстников, особенностей эмоционального развития, уровня психологической готовности к школе (не менее 10). | Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курсов «Детская практическая психология» и «Психодиагностика». |
Информационный блок.Основными направлениями работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста являются:
— работа на установление межличностных отношений и социализации дошкольников;
— проблемы развития и обучения в работе с дошкольниками;
— диагностическая работа педагога-психолога ДОУ;
— развивающая работа с детьми на разных этапах дошкольного детства;
— коррекционная работа педагога-психолога с дошкольниками;
— психологическая профилактика детских проблем.
Особое внимание педагог-психолог уделяет работе с детьми «группы риска». Среди основных проблем можно выделить следующие:
I. Нарушения поведения: агрессивность; вспыльчивость; пассивность; гиперактивность.
Многим маленьким детям свойственна агрессия. Выделяются 2 частые причины агрессии у детей:
1) боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.
2) пережитая обида, или душевная травма. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
Физическая агрессия выражается как в драках, так к в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.
Некоторые дети склонны, к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.
Основные пути работы по преодолению детской агрессивности:
1. попытка сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи);
2. если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого;
3. в случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить причиненный им разгром.
Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному, поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость - это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.
Пассивность.Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так. Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.
Нередко тихое поведение ребенка — реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и пр. Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним.
Гиперактивность.Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Самая большая проблема гиперактивного ребенка - его отвлекаемость. Заинтересовываясь чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Пик проявлений гипердинамического синдрома — 6—7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уж в младенчестве.
II. Отставание в психическом развитии: педагогическая запущенность, при которой отставание в развитии обусловлено только условиями жизни и воспитания жизни; задержка психического развития; умственная отсталость.
Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.