Определение ощущения и восприятия
В философской и психологической литературе понятия «ощущение» и «восприятие» имеют различный смысл. Согласно философской традиции ощущения и восприятия понимаются как начальные (более элементарные по сравнению, например, с абстрактным мышлением) ступени познания человеком окружающего мира (рассматриваемые и как отдельные психические процессы, и как результат этих процессов) — психическое отражение действительности посредством органов чувств. В общей психологии ощущения и восприятия рассматриваются более конкретно — как определенные виды образов, данные нам при самонаблюдении в результате нормального функционирования органов чувств. Тем не менее, в силу сложившейся философской традиции, двойственное понимание этих двух понятий присутствует также и в психологии. Поэтому в психологической литературе нередки двоякие определения ощущений и восприятий: 1) как сложный психофизиологический процесс формирования чувственных образов
и 2) как их результат, т. е. сами образы (сенсорные и перцептивные). В приводимых ниже трех, характерных для современной психологии, определениях понятия «ощущение» эта двойственность нашла свое отражение.
1. В Большом психологическом словаре ощущение определяется как: «1) психофизический процесс непосредственного чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений или предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств; 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств...» [18, 363].
2. В учебнике X. Шиффмана ощущение это: «Непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода... они относятся к осознанному знанию о качестве и характеристических признаках окружающих нас предметов... являясь результатом воздействия простого, изолированного раздражителя» [120, 24].
3. В учебнике С. Корена и соавт. ощущение это: «Простой осознанный опыт, связанный с воздействием некоторого стимула» [142, 12].
Нетрудно обнаружить общее в трех приведенных определениях: ощущения или сенсорные образы представляют собой осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов или стимулов путем их непосредственного воздействия на органы чувств. Так, А.Д.Логвиненко подчеркивает две ипостаси ощущения: 1) ощущение как элемент чувственного образа и 2) ощущение как элементарный образ, т.е. образ элементарного стимула [74]. Анализируя проблему происхождения процессов психического отражения, выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев(1903—1979) полагал, что филогенетическая
основа ощущений — это элементарная раздражимость низших организмов по отношению к биотическим раздражителям (тепло, свет, пища), имеющим для них прямое биологическое значение. В отличие от раздражимости ощущения животных и человека опосредствованы особенностями их поведения или практической деятельности. Они имеют абиотическое значение, выполняют сигнальную, ориентировочную функцию, т.е. несут информацию о наличии жизненно важных изменений в окружающей среде и напрямую могут быть не связаны с наличным потребностным состоянием организма.
Характеризуя понятие «восприятие», также приведем три определения, взятые нами из тех же источников.
1. Из Большого психологического словаря: «Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор... Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа... Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности» [18, 83].
2. По Х.Шиффману, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление сенсорной информации, это результат упорядочения ощущений и превращение их в знания о предметах и событиях физического мира [120, 24].
3. По С. Корену и соавт., восприятие — это «осознанный опыт, связанный с воздействием предметов и отношений между предметами» [142, 12].
Здесь также очевидно сходство этих определений. Разные авторы подчеркивают, что восприятие или перцептивный образ представляет собой активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Особо подчеркивается, что это активный и созидательный процесс, опосредствованный индивидуальным опытом субъекта, рассматриваемый как решение им своего рода перцептивной задачи. В качестве синонимов восприятия в психологической литературе также используются термины «образ восприятия» или «перцептивный образ». Характеризуя восприятие как процесс, психологи часто употребляют термины «перцепция» или «перцептивный процесс». При различении ощущений и восприятий существует определенная методологическая трудность. Она обусловлена тем, что в реальной жизни и даже в исследовательской практике одно от другого отделить чрезвычайно сложно, поскольку человек очень редко воспринимает изолированные раздражители, а практически всегда имеет дело с предметной средой. В этом смысле, используя очень емкий термин известного американского психолога У. Найсера, можно сказать, что их разделение не обладает экологической валидностью, т.е. не очень-то соответствует реальной жизни. Тем не менее ученые-психологи создают особые экспериментальные условия, при которых можно получить «чистые» ощущения и отделить их от восприятий.
Такими условиями, например, являются психофизические эксперименты, в которых испытуемому, помещенному в специальную экспериментальную камеру и, таким образом, изолированному от внешних воздействий, предъявляются простые стимулы, у которых изменяется только один физический параметр, например: вес, длина волны светового
излучения, концентрация глюкозы в растворе дистиллированной воды. Поскольку все внимание испытуемого фиксируется на одном параметре стимуляции (тяжести, цвете или сладкости), то в таких условиях можно с известной долей условности полагать, что мы имеем дело с сенсорным образом, отражающим в сознании человека лишь одно качество раздражителя, действующего на определенные рецепторы. В качестве примера из реальной жизни можно привести визуальные наблюдения астрономов, определяющих звездную величину какой-либо далекой звезды по ее яркости. Другой пример из клинической нейропсихологии: у больных при поражении теменно-височной или теменно-затылочной коры больших полушарий наблюдается так называемая предметная агнозия: когда сенсорная чувствительность у них сохраняется, но полностью утрачивается способность воспринимать предмет целостно и, следовательно, узнавать его. Такие больные, например, могут очень подробно описать отдельные свойства яблока (его размер, цвет, форму), но из отчетливого осознания этих отдельных качеств его предметная целостность не возникнет.
Таким образом, рассматривая ощущения и восприятия как теоретические понятия научной психологии, мы в известной степени имеем дело с научными абстракциями, такими же, как гравитационное или электромагнитное поле в физике. Тем не менее в реальной работе психолога-исследователя или психолога-практика, изучающего познавательную активность человека, следует четко представлять, с какого рода образными явлениями мы преимущественно имеем дело. В силу научных традиций или исследовательских подходов, одни и те же феномены в истории психологии назывались по-разному. Поэтому начинающему психологу будет поучительно вспомнить следующее высказывание одного маститого специалиста в области исследования ощущений и восприятий: «Когда я только начинал заниматься научной работой, коллеги говорили, что я изучал познавательные процессы. Сейчас они говорят, что я работаю в области изучения процессов переработки информации у человека. Я же не знаю, что будет дальше, — ведь я собираюсь изучать те же самые проблемы еще лет 10!» [142, 13].
Очень часто в современной психологической литературе при рассмотрении проблем, касающихся изучения ощущений и восприятий используются два тесно связанных с данными понятиями термина — познание и переработка информации. Термин «познание» активно используется в психологии для определения широкого круга процессов, происходящих где-то между восприятием и научением, он относится к широкому кругу процессов: памяти, мышления — ко всему, во что включены сенсорно-перцептивные процессы. «Переработка информации» — относительно общий термин для обозначения ряда психических процессов преобразования стимульной энергии в осознанные образы, процессов, приводящих к опознанию и интерпретации стимульных воздействий.
Свойства ощущений
Переходя к рассмотрению свойств ощущений, приведем еше одно определение, предложенное одним из основателей американской психологии Эдвардом Титченером(Е.В. ТНскепег, 1867 — 1927): «Ощущениями мы называем те элементарные сознательные процессы, которые соединены с телесными процессами в определенных телесных органах» [106, 22]. Оно подчеркивает связь характерных особенностей ощущений с определенным органом чувств, его рецепторным аппаратом.
Вопрос заключается в том, имеют ли эти элементы нашего сознательного опыта свои характерные свойства или атрибуты. Поскольку в ощущениях отражаются отдельные свойства стимула или раздражителя1, то мы логично переходим от проблемы элементарного образа к проблеме элементарного (простейшего) стимула, т. е. тех физических параметров, которые задают следующие свойства ощущений как элементов сознательного опыта.
1. Специфичность энергии стимула, действующего на соответствующий рецептор, определяет сенсорное качество или модальность ощущений, например: в зрении — цвет поверхности, в слухе — высоту тона, во вкусовых ощущениях — сладкость раствора.
2. От интенсивности энергии стимула зависит интенсивность ощущения, например: в зрении — светлота светового пятна, в слухе — громкость звука.
3. Распределение стимульной энергии в пространстве задает протяженность ощущения в пространстве (световой круг: большой — маленький, слева или справа от наблюдателя; звук: локальный — объемный; прикосновение к коже руки может быть точечным или охватывающим все запястье.
4. Длительность стимула во времени характеризует длительность ощущения (звук: короткий — длительный, боль: короткая, колющая или длительная, ноющая).
5. Э.Титченер выделял еще одно качество ощущения как элемента опыта — это его ясность. Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида: то, что находится в центре сознания, будет более ясным, отчетливым, чем то, что находится на периферии сознания, — неясным, туманным.
Необходимо отметить, что, несмотря на уникальность указанных выше сенсорных качеств, они не являются независимыми друг от друга: при изменении одного качества может измениться другое.
Например, при изменении яркости цветового пятна меняется его цветовой тон и насыщенность, при усилении давления на кожу заост-
1 Стимулом, или раздражителем, в физиологии и психологии обозначается широкий круг воздействий — все, что оказывает влияние на живое существо и производит какой-то эффект.
ренного предмета чувство прикосновения переходит в болевое ощущение. Очень громкий звук и очень короткий звук (интенсивностью 120 дБ длительностью 3 мс) ощущается как короткий щелчок, а звук той же интенсивности, но длительностью 150 мс кажется болевым раздражителем.
Естественно, что кроме физических параметров стимуляции особенности ощущений определяются функциональными особенностями органов чувств, вносящими свои ограничения в отображение стимульной энергии в сенсорные качества. Так, например, хорошо известны высокая световая чувствительность кошек в темноте и, наоборот, неспособность человека различать цвета в условиях плохой освещенности или сниженная способность ощущать высокочастотные звуки пожилыми людьми.
Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Более того, диапазон стимульных энергий, адекватно отражающийся в нашем сенсорном пространстве^ весьма ограничен, но в целом соответствует условиям жизнедеятельности человека, его экологии. Так, люди не обладают высокой чувствительностью к дистантным тепловым излучениям, запахам, электромагнитным излучениям. Таким образом, далеко не весь поток энергии, исходящий от предмета может улавливаться нашими органами чувств и ощущаться.
Чтобы разграничить те свойства объекта, которыми он обладает по своей физической природе, от той части стимульной энергии, которая попадает от него на рецепторную поверхность, Джеймсом Гибсоном (/.У.ОЛзоп, 1904—1979) введены два важных термина — дистальный стимул и проксимальный стимул. Сам объект во всей совокупности своих свойств и качеств (размер, форма, отражающая способность, масса и т.д.) — это дистальный стимул, а те пространственно-временные паттерны энергии, которые попадают на рецепторную поверхность органов чувств, — проксимальный стимул.
Мы всегда имеем дело с проксимальной стимуляцией, т.е. с ограниченным отражением свойств предмета нашей сенсорной системой, но в качестве образа восприятия нам представлен предмет во всей своей целостности. Таким образом, проксимальный стимул — одна из причин сенсорной презентации субъекту дис-
1 Термин «сенсорное пространство» (по аналогии с геометрическим пространством) означает гипотетическое пространство наших ощущений. Осями этого многомерного сенсорного пространства являются основные свойства ощущений, точки этого пространства — действующие раздражители.
тального стимула, а сам дистальный стимул — результат или содержание перцептивного образа предмета.
Классификация ощущений
Существует несколько оснований для классификации ощущений, подчеркивающих разные аспекты сенсорного процесса и отражаемой реальности. Одно из самых распространенных — по модальностям, или чувствам. По этой классификации наши ощущения соотносятся с определенными сенсорными системами, или анализаторами, обладающими специфическими рецепторами, чувствительными к соответствующим раздражителям. Традиционно выделяют: зрительные и слуховые ощущения (соответственно, зрительная и слуховая модальности); ощущения вкуса и запаха (вкусовая и обонятельная модальности); кожные ощущения (тактильная, болевая и температурная модальности). Проприоцептивные ощущения связаны с возбуждением рецепторов растяжения мышц, сухожилий и движения суставов. Ощущения проприоцептивной модальности — это ощущения движения и положения частей тела, мышечных усилий, они в меньшей степени нами осознаются, хотя при специальной тренировке могут быть отчетливо представлены в сознании. В тесной связи с проприоцептивной модальностью выделяют также и кинестетические ощущения — ощущения, возникающие при движении и перемещении, но они имеют межмодальный характер, т.е. возникают на основе проприоцептивной, вестибулярной и зрительной сенсорных систем, и поэтому не попадают в эту классификацию. Такой же мультисенсорный характер имеют и так называемые органические ощущения, происходящие в результате сдвигов во внутренней среде организма. Кроме того, в каждой модальности можно выделить субмодальности, например: в слухе — ощущения громкости и высоты звука, в зрении — ощущения яркости и цветового тона.
Один из основателей психологической науки — Вильгельм Вундт(IV.М. Ц^ипйи 1832—1920) предложил классифицировать ощущения по виду энергии соответствующего раздражителя и сопоставлять их с соответствующими рецепторами, преобразующими эту энергию в нервный код. Он выделил три большие группы рецепторов: механорецепторы, фиксирующие изменение механической энергии, — основа кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной чувствительности; хеморецепторы обеспечивают вкусовую, обонятельную и органическую чувствительность; фоторецепторы специфичны зрению.
Известный английский психофизиолог и Нобелевский лауреат сэр Чарльз Шерингтон(СН.8.8Непщ1оп, 1857—1952) взял за основание классификации анатомическое положение рецепторов
и их функцию и выделил три класса сенсорных систем и соответствующих им ощущений. Экстероцепция — контактная и дистантная — представлена зрением, слухом (дистантные рецепторы), обонянием, осязанием, вкусом (контактные рецепторы). Проприо-цепция сигнализирует о положении тела или его частей в пространстве; рецепторный аппарат представляет собой механорецеп-торы мышц, сухожилий, суставов, а также вестибулорецепторы полукружных каналов. Кинестезия выделяется как особый класс проприорецепции и понимается как чувствительность к движению. Интероцепция, или чувствительность к изменению внутренней среды организма, участвует в поддержание гомеостазиса организма, представлена механо- и хеморецепторами. Характеризуя интероцептивные ощущения, великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов(1829— 1905) называл их «темными чувствами» или органическими ощущениями.
Английский невролог Генри Хэд в 1918 г. предложил эволюционный принцип для классификации ощущений. Он различал эпи-критическую и протопатинескую чувствительность. Эволюционно более молодая эпикритическая чувствительность дает более объективную ориентировку, например, позволяя точно локализовать объект во внешнем пространстве или в пространстве собственного тела. Более древняя протопатическая чувствительность не дает объективной информации о локализации или свойствах раздражителя ни во внешней среде, ни в пространстве тела. Протопати-ческие ощущения имеют диффузный характер и выраженную аффективную окраску, отражая особенности состояния человека, а не свойства предмета.
В оригинальном исследовании, проведенном на самом себе, Г.Хэд показал, что оба вида чувствительности могут существовать внутри одной модальности — тактильной. Он перерезал на коже руки чувствительный нерв и наблюдал, как восстанавливается осязательная чувствительность на этом участке кожи. Примерно через полтора месяца отсутствующая до этого чувствительность появилась в виде диффузных и нелокализу-емых протопатических ощущений, которые имели отчетливый аффективный характер: были либо приятны, либо неприятны. Через шесть месяцев аффективный характер кожных ощущений исчез, и они стали осознаваться как прикосновения к определенному участку кожи. Еще позже у Г.Хэда восстановилась способность воспринимать направление движения предмета по коже руки и форму самого предмета, т. е. осязать предмет.
В различных модальностях соотношение протопатической и эпикритической чувствительности различно: в осязательных ощущениях присутствует и та и другая, в зрении — главным образом эпикритическая, в интероцепции — протопатическая.
Многие ученые выделяют так называемую ноцицептивную чувствительность, соотнося с ней различные неприятные или болез-
ненные ощущения — боль, изжогу, головокружение, тошноту, онемение и т.п. Эти идеи соотносятся с вышеизложенным представлением Г.Хэда о протопатической чувствительности.
Особо отметим проблему интермодальных ощущений, таких как кинестезия, вибрация и так называемое шестое чувство у слепых. Например, установлено, что ощущения вибрации создают не только раздражения рецепторов кожи, мышц и суставов, но и активность вестибулярной системы. У слепых в формировании ощущения расположенного перед ними препятствия включается тактильная и слуховая чувствительность.
Интересны, но пока еще плохо изучены необычные ощущения у так называемых экстрасенсов или людей с необычными сенсорными способностями. Так, опыты, проведенные известными учеными с Розой Кулешовой, обнаружили у нее специфическую световую и цветовую чувствительность ладоней рук. Другие научные эксперименты показали необычайно высокую температурную чувствительность у экстрасенсов-диагностов. Есть интересные данные о чувствительности человека к необычным раздражителям — электромагнитным и СВЧ-излучениям. Ставшее классическим исследование А.Н.Леонтьева по формированию кожной цветовой чувствительности у обычных испытуемых также позволяет предположить, что список новых видов чувствительности еще не исчерпан и новые проблемы психологии ощущений ждут своих исследователей.
В рамках вопроса о классификации ощущений необходимо коснуться проблемы синестезий. Синестезиями называют сенсорные феномены: когда ощущения одной модальности появляются под воздействием стимулов другой модальности. Мы часто говорим о «теплых» и «холодных» цветах, «тяжелых» и «легких» запахах и т. п. Классический пример очень яркой синестезии — возникновение устойчивых цветовых ощущений под воздействием музыки у композитора А.Н.Скрябина, включавшего цвет в свои музыкальные партитуры. Явление синестезии весьма распространено: в литературе сообщается, что в явной форме синестезии наблюдаются у 50% детей и 15 % взрослых.
Немецкий психолог Э.Хорнбостель в 1920-е гг. провел систематические исследования феномена синестезии: он просил своих испытуемых для каждого из предъявлявшихся запахов подобрать с помощью вертушки для смешения цветов определенный оттенок серого, затем те же самые запахи соотносились с тональными звуковыми сигналами и, наконец, звуковые тоны сопоставлялись с оттенками серого цвета. Таким образом, переходя от запаха к цвету и звуку, а затем от звука к цвету, ученый пытался показать, что у обычных людей имеется устойчивое соответствие взаимных оценок запаха, цвета и звука. Полученные результаты обнаружили высокое сходство ощущений трех различных модаль-
ностей: запаху бензола соответствовал оттенок серого, состоящий из смеси 40 % белого и 60 % черного цвета и звук 220 Гц, а для звукового тона 220 Гц, в свою очередь, был подобран серый цвет, состоящий из 41 % белого и 59 % черного цвета!
Было установлено, что явление синестезии, возникающее в ситуации сенсорной неопределенности, когда испытуемые решали задачу различения двух очень схожих цветовых оттенков (Л.А.Се-лецкая) или двух звуковых тонов (К.В.Бардин), помогает испытуемым значительно улучшить свои сенсорные возможности. К. В. Бардиным этот эффект был назван феноменом позитивного влияния дополнительных сенсорных признаков на различение простых сенсорных раздражителей. Результаты наших собственных исследований также показали, что в ситуации высокой сенсорной неопределенности, когда испытуемые обнаруживают очень слабые различия звуковых стимулов, у них часто возникают характерные зрительные ощущения.
Сенсорная адаптация
Одна из характерных особенностей ощущений — изменение во времени интенсивности ощущения под действием раздражителя — получила название сенсорной адаптации.Этот феномен представляет собой целый класс интересных явлений, имеющих для человека большое практическое значение. Опишем наиболее важные из них. Если на органы чувств действуют не очень интенсивные раздражители, то через некоторое время мы перестаем их ощущать, например: если мы носим привычную и удобную одежду и обувь, нами перестает ощущаться их прикосновение уже через несколько секунд после одевания. Таким образом, при продолжительном действии неизменного раздражителя наблюдается полное исчезновение ощущения, действие раздражителя больше не осознается. Достаточно отчетливо проявляется снижение интенсивности вкусовых и обонятельных ощущений вплоть до полного их исчезновения.
Хорошим примером долговременной обонятельной адаптации может служить полное отсутствие ощущения запаха нафталина у сотрудников факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на третьем этаже одного из университетских корпусов. Дело в том, что на этом же этаже расположены хранилища Зоологического музея МГУ, где используется это вещество. Так же как и большинство коллег, автор этих строк многие годы абсолютно не чувствовал запаха нафталина, даже приходя на работу после выходных дней или каникул. Однако все впервые пришедшие в наше здание на третий этаж сообщали о резком и неприятном запахе.
При продолжительном действии достаточно интенсивного стимула снижается наша способность обнаруживать сигналы низкой интенсивности. Например, входя в помещение с улицы, где ярко светит солнце, мы с трудом различаем детали обстановки и лица людей, и лишь через несколько минут наши глаза адаптируются к новому, более низкому уровню освещения. Это так называемый эффект световой адаптации с последующим восстановлением зрительной чувствительности — темновой адаптации, имеющие чисто физиологическую природу. В слухе также наблюдаются подобные негативные адаптационные эффекты, хотя и менее продолжительные.
Сенсорные адаптационные эффекты могут проявляться в виде сенсорного взаимодействия между субмодальностями в рамках одной сенсорной модальности. Как показали специальные исследования, адаптация к вкусу сахара приводит к усилению вкуса кислого, а адаптация к соленому или сладкому сделает вкус дистиллированной воды более горьким или кислым. Сенсорная адаптация может быть чрезвычайно избирательной, или селективной, т.е. снижение чувствительности происходит в очень узком диапазоне стимульных параметров.
Свойства образов восприятия
Переходим к описанию существенных характеристик образов восприятия или основных перцептивных феноменов. Это очень важно потому, что именно эти характерные особенности отличают перцептивные образы от других видов образных явлений (образов памяти, гипногогических образов и т.д.). При изложении данного вопроса мы будем опираться на работы двух известных американских психологов Флойда Оллпорта(КН.АИроП, 1890— 1978) и Чарльза Осгуда(С.Е.Оз^ооа', 1916-1991).
Описание природы образов восприятия имеет преимущественно феноменологический характер, т.е. определяет специфику наших непосредственных чувственных переживаний и отвечает на вопрос: каким мы воспринимаем окружающий мир? Ф.Оллпорт выделял шесть классов перцептивных феноменов.
1. Сенсорное качество и его количественная представленность в образе восприятия. Это свойство перцептивного образа самое непосредственное и содержательное, поскольку оно характеризует саму фактуру или живую чувственную ткань образа.
Касание кожи руки холодным предметом или острый укол, вкус лимона или сахара, запах ландыша или полыни, напряжение усталой мышцы шеи или согнутой в локте руки, свет от лампы-вспышки или красноватый отблеск вечерней зари на горизонте — все это те сенсорные качества, которые наполняют чувством реальности наши образы восприятия. Как уже было указано выше, представленные в образе сенсорные каче-
ства имеют свои количественные измерения — интенсивность, длительность во времени и протяженность в пространстве, делая звуки громкими или тихими, запахи насыщенными или едва уловимыми. Но вариации количества определенного сенсорного качества не изменяют самого основного — представленности во вне некоторой чувственной реальности, отображающей определенные предметы. Таким образом, прямое, непосредственное переживание некоторого сенсорного качества или сенсорных качеств и есть основа нашего восприятия.
2. Фигура и фон как обязательные атрибуты перцептивного образа образуют структуру нашего восприятия. Это означает, что воспринимаемый мир всегда структурирован на фигуры и фон.
Мы рассматриваем стоящее дерево, оно представлено в нашем восприятии как фигура на фоне неба и окружающих деревьев, подходя ближе к дереву, мы различаем отдельные листья, оцениваем их форму, расположение на ветке и цвет, и тогда само дерево становится фоном в пространстве нашего образа, а листья — фигурой. Таким образом, содержание нашего восприятия всегда целостно, а не представляет собой набор разрозненных сенсорных элементов. Эта фундаментальная особенность нашего восприятия может быть выражена простой формулой: мы воспринимаем объект всегда целостно, как отдельную фигуру, или вообще никак не воспринимаем.
Форма объекта, замкнутость его контуров, группировка нескольких объектов относительно друг друга — так называемые конфигурационные аспекты восприятия в значительной степени определяют его содержание. На рис. 1 вертикальные линии расположены хаотично. Они воспринимаются в качестве восьми отдельных фигур на фоне белого книжного листа. На рис. 2 сенсорная составляющая образа почти не изменилась — все те же восемь вертикальных линий. Но перед нами уже совершенно другой образ, состоящий из регулярно повторяющихся фигур, образованных парой все тех же линий. Новая группировка отдельных элементов образа (линий) привела к совершенно иному содержанию образа восприятия: в нем появилась регулярность, строгость и какая-то внутренняя логика.
Рис. 1. Неструктурированное расположение вертикальных линий. Каждая линия воспринимается как отдельная фигура
Рис. 2. Структурированное расположение вертикальных линий. Каждая пара линий воспринимается как отдельная фигура
Рис. 3. Хаотичное расположение пар вертикальных линий. Каждая пара линий воспринимается как отдельная фигура
Что изменилось на рис. 3? Исчезло равномерное распределение фигур в пространстве фона. Но что осталось сходного с рис. 2? Две вертикальные линии все также жестко и однозначно образуют собой одну фигуру. Таким образом, пространственная близость элементов образа восприятия — двух вертикальных линий — создала устойчивое перцептивное образование — фигуру, которая, несмотря на изменение общей конфигурации расположения линий на рис. 3, показала неизменность своей формы при изменении конфигурации рисунка в целом.
Феномены фигура-фон и устойчивость восприятия формы фигуры при изменении сенсорной основы всего образа в целом можно легко показать, попросив кого-нибудь несколько раз нарисовать у вас на спине пальцем любую букву, например «О», меняя ее начертание: маленькую, большую, прямую, наклонную и т.д. Даже не проводя данный опыт, вы можете легко себе представить, какие образы у вас появятся. Естественно, что вы будете всегда воспринимать букву «О» как возникающую на фоне поверхности кожи спины фигуру, несмотря на то, что последовательность тактильных ощущений каждый раз была иной.
Рис. 4. Фигура-перевертыш. Гравюра М.Эшера «Предел — круг IV (Рай и Ад)» |
Таким образом, вслед за гештальтпсихологами, впервые обратившими внимание на принципиальную важность конфигурационного аспекта восприятия, мы должны заключить, что наше восприятие всегда структу-
рировано различного рода компоновками фигур и фона, которые, кстати, могут меняться местами, как в известных фигурах-перевертышах (рис. 4). Подобные иллюстрации еще раз подтверждают общее правило: мы видим то одно изображение (белого ангела), то другое (черного дьявола) в зависимости от того, какие сенсорные элементы структурируются нашим восприятием в виде фигуры, а какие становятся фоном. Но на гравюре М.Эшера мы не видим двух фигур одновременно!
3. Константность восприятия — одно из свойств образов восприятия, явно отличающих их от сенсорных образов. Оно проявляется в относительной неизменности воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий их восприятия, т.е. при изменении проксимальной стимуляции.
Представим, например, что мы смотрим на человека с расстояния 5, 10 и 20 м. Мы даже не задумываемся над тем, что, несмотря на различия в расстоянии, видимый размер человека один и тот же, потому, что мы это явно видим. Однако легко показать, что исходя из законов геометрий, размер проксимального стимула, т.е. сетчаточной проекции1 человека, уменьшился обратно пропорционально увеличению расстояния. Но тогда мы должны признать, что изменение размеров раздражителя, действующего на рецепторную поверхность — сетчатку, почти никак не отразилось на величине воспринимаемого объекта, т.е. физический параметр стимуляции не повлиял на изменение соответствующего феноменального параметра. То же самое происходит при восприятии нами листа белой бумаги в комнате, когда в широких пределах изменяется уровень освещения. Например, вы закрываете окна плотными шторами и видите тот же лист белой бумаги, выключаете верхний свет и видите опять лист белой бумаги, наконец, вы выключаете настольную лампу, и только небольшая часть света проникает через шторы, но вы опять видите все тот же белый лист2. В реальной жизни мы никогда не задумываемся над тем, почему при изменении на несколько порядков интенсивности света, отраженного от листа белой бумаги и попадающего на сетчатку (проксимальный стимул), соответствующий феноменальный параметр стимуляции — воспринимаемая белизна практически не меняется. Феномены константности восприятия обнаружены также и в других модальностях, например относительная неизменность восприятия громкости звука при удалении от его источника.
Таким образом, мы приходим к чрезвычайно важному заключению: способность нашего восприятия обеспечивать относитель-
1 В психологии зрительного восприятия термин сетчаточная проекция означа
ет, что световые лучи, отраженные от объектов, попадающих к нам в поле зре
ния, преломляются в оптической системе глаза и проектируются на рецептор
ную поверхность — сетчатку.
2 Строго говоря, интенсивность отраженного света от белой бумаги в темноте
даже меньше, чем от черной настольной лампы при дневном свете.
ную неизменность характеристик отражаемой действительности при значительных изменениях физических параметров стимуляции позволяет нам воспринимать окружающий мир стабильно, сохраняя существенные характеристики предметного образа и адекватно соотнося их с меняющимися параметрами проксимальной стимуляции. Константность восприятия характеризует его как активный психический процесс, процесс построения перцептивного образа, а не пассивного отображения отдельных сенсорных качеств раздражителя. На важное биологическое значение константности восприятия обращал внимание Лев Семенович Выготский(1896—1934), отмечая, что, если бы не было константности величины, животному, которое опасается хищника, последний должен казаться на расстоянии ста шагов уменьшившимся во много раз.
Впервые константность восприятия стала предметом внимания в работе Р.Декарта «Диоптрика» (1637), а ее экспериментальные исследования начались более 115 лет назад в лейпцигской лаборатории В. Вундта. На основе полученных результатов он сделал заключение, что наблюдается несоответствие между изображением, проецируемым на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. А спустя 42 года английский психолог Роберт Таулесс(К.Н.ТИоШезз, 1894—1984) весьма образно определил константность восприятия как феноменальный возврат к реальному объекту.
4. Следующий феномен восприятия связан с субъективным характером оценки величины или интенсивности какого-либо объекта и получил название системы отсч