Определение ощущения и восприятия

В философской и психологической литературе понятия «ощу­щение» и «восприятие» имеют различный смысл. Согласно фило­софской традиции ощущения и восприятия понимаются как на­чальные (более элементарные по сравнению, например, с абст­рактным мышлением) ступени познания человеком окружающе­го мира (рассматриваемые и как отдельные психические процес­сы, и как результат этих процессов) — психическое отражение действительности посредством органов чувств. В общей психоло­гии ощущения и восприятия рассматриваются более конкретно — как определенные виды образов, данные нам при самонаблюде­нии в результате нормального функционирования органов чувств. Тем не менее, в силу сложившейся философской традиции, двой­ственное понимание этих двух понятий присутствует также и в психологии. Поэтому в психологической литературе нередки дво­якие определения ощущений и восприятий: 1) как сложный пси­хофизиологический процесс формирования чувственных образов

и 2) как их результат, т. е. сами образы (сенсорные и перцептив­ные). В приводимых ниже трех, характерных для современной пси­хологии, определениях понятия «ощущение» эта двойственность нашла свое отражение.

1. В Большом психологическом словаре ощущение определяется как: «1) психофизический процесс непосредственного чувствен­ного отражения (познания) отдельных свойств явлений или пред­метов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воз­действия стимулов на органы чувств; 2) возникающее в результа­те указанного процесса субъективное (психическое) пережива­ние силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств...» [18, 363].

2. В учебнике X. Шиффмана ощущение это: «Непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определен­ного рода... они относятся к осознанному знанию о качестве и характеристических признаках окружающих нас предметов... яв­ляясь результатом воздействия простого, изолированного раздра­жителя» [120, 24].

3. В учебнике С. Корена и соавт. ощущение это: «Простой осо­знанный опыт, связанный с воздействием некоторого стимула» [142, 12].

Нетрудно обнаружить общее в трех приведенных определениях: ощущения или сенсорные образы представляют собой осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов или стимулов путем их непосредственного воздействия на органы чувств. Так, А.Д.Логвиненко подчеркивает две ипостаси ощуще­ния: 1) ощущение как элемент чувственного образа и 2) ощуще­ние как элементарный образ, т.е. образ элементарного стимула [74]. Анализируя проблему происхождения процессов психическо­го отражения, выдающийся отечественный психолог Алексей Ни­колаевич Леонтьев(1903—1979) полагал, что филогенетическая



Определение ощущения и восприятия - student2.ru

основа ощущений — это элементарная раз­дражимость низших организмов по отно­шению к биотическим раздражителям (теп­ло, свет, пища), имеющим для них пря­мое биологическое значение. В отличие от раздражимости ощущения животных и человека опосредствованы особенностями их поведения или практической деятель­ности. Они имеют абиотическое значение, выполняют сигнальную, ориентировоч­ную функцию, т.е. несут информацию о наличии жизненно важных изменений в окружающей среде и напрямую могут быть не связаны с наличным потребностным состоянием организма.

Характеризуя понятие «восприятие», также приведем три оп­ределения, взятые нами из тех же источников.

1. Из Большого психологического словаря: «Субъективный об­раз предмета, явления или процесса, непосредственно воздей­ствующего на анализатор... Сложный психофизиологический про­цесс формирования перцептивного образа... Как образ восприя­тие есть непосредственное отражение предмета (явления, процес­са) в совокупности его свойств, в его объективной целостности» [18, 83].

2. По Х.Шиффману, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление сенсорной информации, это ре­зультат упорядочения ощущений и превращение их в знания о предметах и событиях физического мира [120, 24].

3. По С. Корену и соавт., восприятие — это «осознанный опыт, связанный с воздействием предметов и отношений между пред­метами» [142, 12].

Здесь также очевидно сходство этих определений. Разные авто­ры подчеркивают, что восприятие или перцептивный образ представляет собой активный процесс, создающий осознанное пси­хическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целост­ного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Особо подчеркивается, что это актив­ный и созидательный процесс, опосредствованный индивидуаль­ным опытом субъекта, рассматриваемый как решение им своего рода перцептивной задачи. В качестве синонимов восприятия в пси­хологической литературе также используются термины «образ вос­приятия» или «перцептивный образ». Характеризуя восприятие как процесс, психологи часто употребляют термины «перцепция» или «перцептивный процесс». При различении ощущений и восприятий существует определенная методологическая трудность. Она обус­ловлена тем, что в реальной жизни и даже в исследовательской практике одно от другого отделить чрезвычайно сложно, поскольку человек очень редко воспринимает изолированные раздражите­ли, а практически всегда имеет дело с предметной средой. В этом смысле, используя очень емкий термин известного американско­го психолога У. Найсера, можно сказать, что их разделение не об­ладает экологической валидностью, т.е. не очень-то соответствует реальной жизни. Тем не менее ученые-психологи создают особые экспериментальные условия, при которых можно получить «чис­тые» ощущения и отделить их от восприятий.

Такими условиями, например, являются психофизические экспери­менты, в которых испытуемому, помещенному в специальную экспери­ментальную камеру и, таким образом, изолированному от внешних воз­действий, предъявляются простые стимулы, у которых изменяется толь­ко один физический параметр, например: вес, длина волны светового

излучения, концентрация глюкозы в растворе дистиллированной воды. Поскольку все внимание испытуемого фиксируется на одном параметре стимуляции (тяжести, цвете или сладкости), то в таких условиях можно с известной долей условности полагать, что мы имеем дело с сенсор­ным образом, отражающим в сознании человека лишь одно качество раздражителя, действующего на определенные рецепторы. В качестве примера из реальной жизни можно привести визуальные наблюдения астрономов, определяющих звездную величину какой-либо далекой звез­ды по ее яркости. Другой пример из клинической нейропсихологии: у боль­ных при поражении теменно-височной или теменно-затылочной коры больших полушарий наблюдается так называемая предметная агнозия: когда сенсорная чувствительность у них сохраняется, но полностью утрачивает­ся способность воспринимать предмет целостно и, следовательно, узна­вать его. Такие больные, например, могут очень подробно описать отдель­ные свойства яблока (его размер, цвет, форму), но из отчетливого осо­знания этих отдельных качеств его предметная целостность не возникнет.

Таким образом, рассматривая ощущения и восприятия как тео­ретические понятия научной психологии, мы в известной степе­ни имеем дело с научными абстракциями, такими же, как грави­тационное или электромагнитное поле в физике. Тем не менее в реальной работе психолога-исследователя или психолога-практи­ка, изучающего познавательную активность человека, следует четко представлять, с какого рода образными явлениями мы преиму­щественно имеем дело. В силу научных традиций или исследова­тельских подходов, одни и те же феномены в истории психологии назывались по-разному. Поэтому начинающему психологу будет поучительно вспомнить следующее высказывание одного масти­того специалиста в области исследования ощущений и восприя­тий: «Когда я только начинал заниматься научной работой, колле­ги говорили, что я изучал познавательные процессы. Сейчас они говорят, что я работаю в области изучения процессов переработки информации у человека. Я же не знаю, что будет дальше, — ведь я собираюсь изучать те же самые проблемы еще лет 10!» [142, 13].

Очень часто в современной психологической литературе при рассмотрении проблем, касающихся изучения ощущений и вос­приятий используются два тесно связанных с данными поняти­ями термина — познание и переработка информации. Термин «по­знание» активно используется в психологии для определения широкого круга процессов, происходящих где-то между восприя­тием и научением, он относится к широкому кругу процессов: памяти, мышления — ко всему, во что включены сенсорно-пер­цептивные процессы. «Переработка информации» — относительно общий термин для обозначения ряда психических процессов преобразования стимульной энергии в осознанные образы, про­цессов, приводящих к опознанию и интерпретации стимульных воздействий.

Свойства ощущений

Переходя к рассмотрению свойств ощущений, приведем еше одно определение, предложенное одним из основателей амери­канской психологии Эдвардом Титченером(Е.В. ТНскепег, 1867 — 1927): «Ощущениями мы называем те элементарные сознатель­ные процессы, которые соединены с телесными процессами в определенных телесных органах» [106, 22]. Оно подчеркивает связь характерных особенностей ощущений с определенным органом чувств, его рецепторным аппаратом.

Вопрос заключается в том, имеют ли эти элементы нашего сознательного опыта свои характерные свойства или атрибуты. Поскольку в ощущениях отражаются отдельные свойства стимула или раздражителя1, то мы логично переходим от проблемы эле­ментарного образа к проблеме элементарного (простейшего) сти­мула, т. е. тех физических параметров, которые задают следующие свойства ощущений как элементов сознательного опыта.

1. Специфичность энергии стимула, действующего на соответ­ствующий рецептор, определяет сенсорное качество или модаль­ность ощущений, например: в зрении — цвет поверхности, в слухе — высоту тона, во вкусовых ощущениях — сладкость раствора.

2. От интенсивности энергии стимула зависит интенсивность ощущения, например: в зрении — светлота светового пятна, в слу­хе — громкость звука.

3. Распределение стимульной энергии в пространстве задает протяженность ощущения в пространстве (световой круг: боль­шой — маленький, слева или справа от наблюдателя; звук: ло­кальный — объемный; прикосновение к коже руки может быть точечным или охватывающим все запястье.

4. Длительность стимула во времени характеризует длительность ощущения (звук: короткий — длительный, боль: короткая, колю­щая или длительная, ноющая).

5. Э.Титченер выделял еще одно качество ощущения как эле­мента опыта — это его ясность. Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида: то, что находится в центре созна­ния, будет более ясным, отчетливым, чем то, что находится на периферии сознания, — неясным, туманным.

Необходимо отметить, что, несмотря на уникальность указан­ных выше сенсорных качеств, они не являются независимыми друг от друга: при изменении одного качества может измениться другое.

Например, при изменении яркости цветового пятна меняется его цветовой тон и насыщенность, при усилении давления на кожу заост-

1 Стимулом, или раздражителем, в физиологии и психологии обозначается широкий круг воздействий — все, что оказывает влияние на живое существо и производит какой-то эффект.


Определение ощущения и восприятия - student2.ru

ренного предмета чувство прикосновения пе­реходит в болевое ощущение. Очень громкий звук и очень короткий звук (интенсивностью 120 дБ длительностью 3 мс) ощущается как короткий щелчок, а звук той же интенсивно­сти, но длительностью 150 мс кажется боле­вым раздражителем.

Естественно, что кроме физических парамет­ров стимуляции особенности ощущений опре­деляются функциональными особенностями ор­ганов чувств, вносящими свои ограничения в отображение стимульной энергии в сенсорные качества. Так, например, хорошо известны вы­сокая световая чувствительность кошек в тем­ноте и, наоборот, неспособность человека раз­личать цвета в условиях плохой освещенности или сниженная способ­ность ощущать высокочастотные звуки пожилыми людьми.

Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Более того, диапазон стимульных энергий, адекватно отражающийся в нашем сенсорном пространстве^ весьма ограни­чен, но в целом соответствует условиям жизнедеятельности чело­века, его экологии. Так, люди не обладают высокой чувствитель­ностью к дистантным тепловым излучениям, запахам, электро­магнитным излучениям. Таким образом, далеко не весь поток энер­гии, исходящий от предмета может улавливаться нашими органа­ми чувств и ощущаться.

Чтобы разграничить те свойства объекта, которыми он облада­ет по своей физической природе, от той части стимульной энер­гии, которая попадает от него на рецепторную поверхность, Джеймсом Гибсоном (/.У.ОЛзоп, 1904—1979) введены два важных термина — дистальный стимул и проксимальный стимул. Сам объект во всей совокупности своих свойств и качеств (размер, форма, отражающая способность, масса и т.д.) — это дистальный сти­мул, а те пространственно-временные паттерны энергии, кото­рые попадают на рецепторную поверхность органов чувств, — про­ксимальный стимул.

Мы всегда имеем дело с проксимальной стимуляцией, т.е. с ограниченным отражением свойств предмета нашей сенсорной системой, но в качестве образа восприятия нам представлен пред­мет во всей своей целостности. Таким образом, проксимальный стимул — одна из причин сенсорной презентации субъекту дис-

1 Термин «сенсорное пространство» (по аналогии с геометрическим простран­ством) означает гипотетическое пространство наших ощущений. Осями этого многомерного сенсорного пространства являются основные свойства ощущений, точки этого пространства — действующие раздражители.

тального стимула, а сам дистальный стимул — результат или со­держание перцептивного образа предмета.

Классификация ощущений

Существует несколько оснований для классификации ощуще­ний, подчеркивающих разные аспекты сенсорного процесса и отражаемой реальности. Одно из самых распространенных — по модальностям, или чувствам. По этой классификации наши ощу­щения соотносятся с определенными сенсорными системами, или анализаторами, обладающими специфическими рецепторами, чувствительными к соответствующим раздражителям. Традицион­но выделяют: зрительные и слуховые ощущения (соответственно, зрительная и слуховая модальности); ощущения вкуса и запаха (вку­совая и обонятельная модальности); кожные ощущения (тактиль­ная, болевая и температурная модальности). Проприоцептивные ощущения связаны с возбуждением рецепторов растяжения мышц, сухожилий и движения суставов. Ощущения проприоцептивной модальности — это ощущения движения и положения частей тела, мышечных усилий, они в меньшей степени нами осознаются, хотя при специальной тренировке могут быть отчетливо представлены в сознании. В тесной связи с проприоцептивной модальностью выделяют также и кинестетические ощущения — ощущения, воз­никающие при движении и перемещении, но они имеют межмо­дальный характер, т.е. возникают на основе проприоцептивной, вестибулярной и зрительной сенсорных систем, и поэтому не по­падают в эту классификацию. Такой же мультисенсорный харак­тер имеют и так называемые органические ощущения, происходя­щие в результате сдвигов во внутренней среде организма. Кроме того, в каждой модальности можно выделить субмодальности, например: в слухе — ощущения громкости и высоты звука, в зре­нии — ощущения яркости и цветового тона.

Один из основателей психологической науки — Вильгельм Вундт(IV.М. Ц^ипйи 1832—1920) предложил классифицировать ощуще­ния по виду энергии соответствующего раздражителя и сопостав­лять их с соответствующими рецепторами, преобразующими эту энергию в нервный код. Он выделил три большие группы рецеп­торов: механорецепторы, фиксирующие изменение механической энергии, — основа кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной чувствительности; хеморецепторы обес­печивают вкусовую, обонятельную и органическую чувствитель­ность; фоторецепторы специфичны зрению.

Известный английский психофизиолог и Нобелевский лауреат сэр Чарльз Шерингтон(СН.8.8Непщ1оп, 1857—1952) взял за ос­нование классификации анатомическое положение рецепторов

и их функцию и выделил три класса сенсорных систем и соответ­ствующих им ощущений. Экстероцепция — контактная и дистант­ная — представлена зрением, слухом (дистантные рецепторы), обонянием, осязанием, вкусом (контактные рецепторы). Проприо-цепция сигнализирует о положении тела или его частей в про­странстве; рецепторный аппарат представляет собой механорецеп-торы мышц, сухожилий, суставов, а также вестибулорецепторы полукружных каналов. Кинестезия выделяется как особый класс проприорецепции и понимается как чувствительность к движе­нию. Интероцепция, или чувствительность к изменению внутрен­ней среды организма, участвует в поддержание гомеостазиса орга­низма, представлена механо- и хеморецепторами. Характеризуя интероцептивные ощущения, великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов(1829— 1905) называл их «темными чувства­ми» или органическими ощущениями.

Английский невролог Генри Хэд в 1918 г. предложил эволюци­онный принцип для классификации ощущений. Он различал эпи-критическую и протопатинескую чувствительность. Эволюционно более молодая эпикритическая чувствительность дает более объек­тивную ориентировку, например, позволяя точно локализовать объект во внешнем пространстве или в пространстве собственно­го тела. Более древняя протопатическая чувствительность не дает объективной информации о локализации или свойствах раздра­жителя ни во внешней среде, ни в пространстве тела. Протопати-ческие ощущения имеют диффузный характер и выраженную аф­фективную окраску, отражая особенности состояния человека, а не свойства предмета.

В оригинальном исследовании, проведенном на самом себе, Г.Хэд показал, что оба вида чувствительности могут существовать внутри од­ной модальности — тактильной. Он перерезал на коже руки чувствитель­ный нерв и наблюдал, как восстанавливается осязательная чувствитель­ность на этом участке кожи. Примерно через полтора месяца отсутствую­щая до этого чувствительность появилась в виде диффузных и нелокализу-емых протопатических ощущений, которые имели отчетливый аффектив­ный характер: были либо приятны, либо неприятны. Через шесть месяцев аффективный характер кожных ощущений исчез, и они стали осознавать­ся как прикосновения к определенному участку кожи. Еще позже у Г.Хэда восстановилась способность воспринимать направление движения пред­мета по коже руки и форму самого предмета, т. е. осязать предмет.

В различных модальностях соотношение протопатической и эпикритической чувствительности различно: в осязательных ощу­щениях присутствует и та и другая, в зрении — главным образом эпикритическая, в интероцепции — протопатическая.

Многие ученые выделяют так называемую ноцицептивную чув­ствительность, соотнося с ней различные неприятные или болез-

ненные ощущения — боль, изжогу, головокружение, тошноту, онемение и т.п. Эти идеи соотносятся с вышеизложенным пред­ставлением Г.Хэда о протопатической чувствительности.

Особо отметим проблему интермодальных ощущений, таких как кинестезия, вибрация и так называемое шестое чувство у слепых. Например, установлено, что ощущения вибрации создают не толь­ко раздражения рецепторов кожи, мышц и суставов, но и актив­ность вестибулярной системы. У слепых в формировании ощуще­ния расположенного перед ними препятствия включается тактиль­ная и слуховая чувствительность.

Интересны, но пока еще плохо изучены необычные ощуще­ния у так называемых экстрасенсов или людей с необычными сен­сорными способностями. Так, опыты, проведенные известными учеными с Розой Кулешовой, обнаружили у нее специфическую световую и цветовую чувствительность ладоней рук. Другие науч­ные эксперименты показали необычайно высокую температурную чувствительность у экстрасенсов-диагностов. Есть интересные дан­ные о чувствительности человека к необычным раздражителям — электромагнитным и СВЧ-излучениям. Ставшее классическим ис­следование А.Н.Леонтьева по формированию кожной цветовой чувствительности у обычных испытуемых также позволяет пред­положить, что список новых видов чувствительности еще не ис­черпан и новые проблемы психологии ощущений ждут своих ис­следователей.

В рамках вопроса о классификации ощущений необходимо кос­нуться проблемы синестезий. Синестезиями называют сенсорные феномены: когда ощущения одной модальности появляются под воздействием стимулов другой модальности. Мы часто говорим о «теплых» и «холодных» цветах, «тяжелых» и «легких» запахах и т. п. Классический пример очень яркой синестезии — возникновение устойчивых цветовых ощущений под воздействием музыки у ком­позитора А.Н.Скрябина, включавшего цвет в свои музыкальные партитуры. Явление синестезии весьма распространено: в литера­туре сообщается, что в явной форме синестезии наблюдаются у 50% детей и 15 % взрослых.

Немецкий психолог Э.Хорнбостель в 1920-е гг. провел систематиче­ские исследования феномена синестезии: он просил своих испытуемых для каждого из предъявлявшихся запахов подобрать с помощью вертуш­ки для смешения цветов определенный оттенок серого, затем те же са­мые запахи соотносились с тональными звуковыми сигналами и, нако­нец, звуковые тоны сопоставлялись с оттенками серого цвета. Таким образом, переходя от запаха к цвету и звуку, а затем от звука к цвету, ученый пытался показать, что у обычных людей имеется устойчивое со­ответствие взаимных оценок запаха, цвета и звука. Полученные резуль­таты обнаружили высокое сходство ощущений трех различных модаль-

ностей: запаху бензола соответствовал оттенок серого, состоящий из смеси 40 % белого и 60 % черного цвета и звук 220 Гц, а для звукового тона 220 Гц, в свою очередь, был подобран серый цвет, состоящий из 41 % белого и 59 % черного цвета!

Было установлено, что явление синестезии, возникающее в ситуации сенсорной неопределенности, когда испытуемые решали задачу различения двух очень схожих цветовых оттенков (Л.А.Се-лецкая) или двух звуковых тонов (К.В.Бардин), помогает испы­туемым значительно улучшить свои сенсорные возможности. К. В. Бардиным этот эффект был назван феноменом позитивного влияния дополнительных сенсорных признаков на различение про­стых сенсорных раздражителей. Результаты наших собственных исследований также показали, что в ситуации высокой сенсор­ной неопределенности, когда испытуемые обнаруживают очень слабые различия звуковых стимулов, у них часто возникают ха­рактерные зрительные ощущения.

Сенсорная адаптация

Одна из характерных особенностей ощущений — изменение во времени интенсивности ощущения под действием раздражителя — получила название сенсорной адаптации.Этот феномен представ­ляет собой целый класс интересных явлений, имеющих для чело­века большое практическое значение. Опишем наиболее важные из них. Если на органы чувств действуют не очень интенсивные раздражители, то через некоторое время мы перестаем их ощу­щать, например: если мы носим привычную и удобную одежду и обувь, нами перестает ощущаться их прикосновение уже через несколько секунд после одевания. Таким образом, при продолжи­тельном действии неизменного раздражителя наблюдается пол­ное исчезновение ощущения, действие раздражителя больше не осознается. Достаточно отчетливо проявляется снижение интен­сивности вкусовых и обонятельных ощущений вплоть до полного их исчезновения.

Хорошим примером долговременной обонятельной адаптации мо­жет служить полное отсутствие ощущения запаха нафталина у сотруд­ников факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на третьем этаже одного из университетских корпусов. Дело в том, что на этом же этаже расположены хранилища Зоологического музея МГУ, где исполь­зуется это вещество. Так же как и большинство коллег, автор этих строк многие годы абсолютно не чувствовал запаха нафталина, даже приходя на работу после выходных дней или каникул. Однако все впервые при­шедшие в наше здание на третий этаж сообщали о резком и неприят­ном запахе.

При продолжительном действии достаточно интенсивного стимула снижается наша способность обнаруживать сигналы низкой интенсив­ности. Например, входя в помещение с улицы, где ярко светит солнце, мы с трудом различаем детали обстановки и лица людей, и лишь через несколько минут наши глаза адаптируются к новому, более низкому уров­ню освещения. Это так называемый эффект световой адаптации с после­дующим восстановлением зрительной чувствительности — темновой адап­тации, имеющие чисто физиологическую природу. В слухе также наблю­даются подобные негативные адаптационные эффекты, хотя и менее продолжительные.

Сенсорные адаптационные эффекты могут проявляться в виде сен­сорного взаимодействия между субмодальностями в рамках одной сен­сорной модальности. Как показали специальные исследования, адапта­ция к вкусу сахара приводит к усилению вкуса кислого, а адаптация к соленому или сладкому сделает вкус дистиллированной воды более горь­ким или кислым. Сенсорная адаптация может быть чрезвычайно избира­тельной, или селективной, т.е. снижение чувствительности происходит в очень узком диапазоне стимульных параметров.

Свойства образов восприятия

Переходим к описанию существенных характеристик образов восприятия или основных перцептивных феноменов. Это очень важно потому, что именно эти характерные особенности отлича­ют перцептивные образы от других видов образных явлений (об­разов памяти, гипногогических образов и т.д.). При изложении данного вопроса мы будем опираться на работы двух известных американских психологов Флойда Оллпорта(КН.АИроП, 1890— 1978) и Чарльза Осгуда(С.Е.Оз^ооа', 1916-1991).

Описание природы образов восприятия имеет преимуществен­но феноменологический характер, т.е. определяет специфику на­ших непосредственных чувственных переживаний и отвечает на вопрос: каким мы воспринимаем окружающий мир? Ф.Оллпорт выделял шесть классов перцептивных феноменов.

1. Сенсорное качество и его количественная представленность в образе восприятия. Это свойство перцептивного образа самое не­посредственное и содержательное, поскольку оно характеризует саму фактуру или живую чувственную ткань образа.

Касание кожи руки холодным предметом или острый укол, вкус ли­мона или сахара, запах ландыша или полыни, напряжение усталой мыш­цы шеи или согнутой в локте руки, свет от лампы-вспышки или красно­ватый отблеск вечерней зари на горизонте — все это те сенсорные каче­ства, которые наполняют чувством реальности наши образы восприятия. Как уже было указано выше, представленные в образе сенсорные каче-

ства имеют свои количественные измерения — интенсивность, длитель­ность во времени и протяженность в пространстве, делая звуки громки­ми или тихими, запахи насыщенными или едва уловимыми. Но вариа­ции количества определенного сенсорного качества не изменяют самого основного — представленности во вне некоторой чувственной реально­сти, отображающей определенные предметы. Таким образом, прямое, непосредственное переживание некоторого сенсорного качества или сен­сорных качеств и есть основа нашего восприятия.

2. Фигура и фон как обязательные атрибуты перцептивного об­раза образуют структуру нашего восприятия. Это означает, что воспринимаемый мир всегда структурирован на фигуры и фон.

Мы рассматриваем стоящее дерево, оно представлено в нашем вос­приятии как фигура на фоне неба и окружающих деревьев, подходя бли­же к дереву, мы различаем отдельные листья, оцениваем их форму, рас­положение на ветке и цвет, и тогда само дерево становится фоном в пространстве нашего образа, а листья — фигурой. Таким образом, со­держание нашего восприятия всегда целостно, а не представляет собой набор разрозненных сенсорных элементов. Эта фундаментальная особен­ность нашего восприятия может быть выражена простой формулой: мы воспринимаем объект всегда целостно, как отдельную фигуру, или во­обще никак не воспринимаем.

Форма объекта, замкнутость его контуров, группировка нескольких объектов относительно друг друга — так называемые конфигурационные аспекты восприятия в значительной степени определяют его содержание. На рис. 1 вертикальные линии расположены хаотично. Они воспринима­ются в качестве восьми отдельных фигур на фоне белого книжного листа. На рис. 2 сенсорная составляющая образа почти не изменилась — все те же восемь вертикальных линий. Но перед нами уже совершенно другой образ, состоящий из регулярно повторяющихся фигур, образованных парой все тех же линий. Новая группировка отдельных элементов образа (линий) привела к совершенно иному содержанию образа восприятия: в нем появилась регулярность, строгость и какая-то внутренняя логика.

Рис. 1. Неструктурированное расположение вертикальных линий. Каждая линия воспринимается как отдельная фигура

Рис. 2. Структурированное расположение вертикальных линий. Каждая пара линий воспринимается как отдельная фигура

Рис. 3. Хаотичное расположение пар вертикальных линий. Каждая пара линий воспринимается как отдельная фигура

Что изменилось на рис. 3? Исчезло равномерное распределение фигур в пространстве фона. Но что осталось сходного с рис. 2? Две вертикальные линии все также жестко и однозначно образуют собой одну фигуру. Та­ким образом, пространственная близость элементов образа восприятия — двух вертикальных линий — создала устойчивое перцептивное образова­ние — фигуру, которая, несмотря на изменение общей конфигурации расположения линий на рис. 3, показала неизменность своей формы при изменении конфигурации рисунка в целом.

Феномены фигура-фон и устойчивость восприятия формы фигуры при изменении сенсорной основы всего образа в целом можно легко показать, попросив кого-нибудь несколько раз нарисовать у вас на спи­не пальцем любую букву, например «О», меняя ее начертание: малень­кую, большую, прямую, наклонную и т.д. Даже не проводя данный опыт, вы можете легко себе представить, какие образы у вас появятся. Есте­ственно, что вы будете всегда воспринимать букву «О» как возникаю­щую на фоне поверхности кожи спины фигуру, несмотря на то, что последовательность тактильных ощущений каждый раз была иной.

Рис. 4. Фигура-перевертыш. Гравюра М.Эшера «Предел — круг IV (Рай и Ад)»

Таким образом, вслед за гештальтпсихологами, впервые обративши­ми внимание на принципиальную важность конфигурационного аспекта восприятия, мы должны заключить, что наше восприятие всегда структу-

Определение ощущения и восприятия - student2.ru

рировано различного рода компоновками фигур и фона, которые, кстати, могут меняться местами, как в известных фигурах-перевертышах (рис. 4). Подобные иллюстрации еще раз подтверждают общее правило: мы видим то одно изображение (белого ангела), то другое (черного дьявола) в зави­симости от того, какие сенсорные элементы структурируются нашим вос­приятием в виде фигуры, а какие становятся фоном. Но на гравюре М.Эшера мы не видим двух фигур одновременно!

3. Константность восприятия — одно из свойств образов вос­приятия, явно отличающих их от сенсорных образов. Оно прояв­ляется в относительной неизменности воспринимаемых призна­ков предметов при значительном изменении условий их восприя­тия, т.е. при изменении проксимальной стимуляции.

Представим, например, что мы смотрим на человека с расстояния 5, 10 и 20 м. Мы даже не задумываемся над тем, что, несмотря на различия в расстоянии, видимый размер человека один и тот же, потому, что мы это явно видим. Однако легко показать, что исходя из законов геомет­рий, размер проксимального стимула, т.е. сетчаточной проекции1 чело­века, уменьшился обратно пропорционально увеличению расстояния. Но тогда мы должны признать, что изменение размеров раздражителя, дей­ствующего на рецепторную поверхность — сетчатку, почти никак не от­разилось на величине воспринимаемого объекта, т.е. физический пара­метр стимуляции не повлиял на изменение соответствующего феноме­нального параметра. То же самое происходит при восприятии нами листа белой бумаги в комнате, когда в широких пределах изменяется уровень освещения. Например, вы закрываете окна плотными шторами и видите тот же лист белой бумаги, выключаете верхний свет и видите опять лист белой бумаги, наконец, вы выключаете настольную лампу, и только небольшая часть света проникает через шторы, но вы опять видите все тот же белый лист2. В реальной жизни мы никогда не задумываемся над тем, почему при изменении на несколько порядков интенсивности све­та, отраженного от листа белой бумаги и попадающего на сетчатку (про­ксимальный стимул), соответствующий феноменальный параметр сти­муляции — воспринимаемая белизна практически не меняется. Феноме­ны константности восприятия обнаружены также и в других модальнос­тях, например относительная неизменность восприятия громкости звука при удалении от его источника.

Таким образом, мы приходим к чрезвычайно важному заклю­чению: способность нашего восприятия обеспечивать относитель-

1 В психологии зрительного восприятия термин сетчаточная проекция означа­
ет, что световые лучи, отраженные от объектов, попадающих к нам в поле зре­
ния, преломляются в оптической системе глаза и проектируются на рецептор­
ную поверхность — сетчатку.

2 Строго говоря, интенсивность отраженного света от белой бумаги в темноте
даже меньше, чем от черной настольной лампы при дневном свете.

ную неизменность характеристик отражаемой действительности при значительных изменениях физических параметров стимуля­ции позволяет нам воспринимать окружающий мир стабильно, сохраняя существенные характеристики предметного образа и аде­кватно соотнося их с меняющимися параметрами проксимальной стимуляции. Константность восприятия характеризует его как ак­тивный психический процесс, процесс построения перцептивно­го образа, а не пассивного отображения отдельных сенсорных ка­честв раздражителя. На важное биологическое значение констант­ности восприятия обращал внимание Лев Семенович Выготский(1896—1934), отмечая, что, если бы не было константности ве­личины, животному, которое опасается хищника, последний дол­жен казаться на расстоянии ста шагов уменьшившимся во много раз.

Впервые константность восприятия стала предметом внимания в работе Р.Декарта «Диоптрика» (1637), а ее экспериментальные исследования начались более 115 лет назад в лейпцигской лабора­тории В. Вундта. На основе полученных результатов он сделал за­ключение, что наблюдается несоответствие между изображени­ем, проецируемым на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. А спу­стя 42 года английский психолог Роберт Таулесс(К.Н.ТИоШезз, 1894—1984) весьма образно определил константность восприя­тия как феноменальный возврат к реальному объекту.

4. Следующий феномен восприятия связан с субъективным ха­рактером оценки величины или интенсивности какого-либо объек­та и получил название системы отсч

Наши рекомендации