Перспективы компьютеризации диагностических испытаний.
Сегодня уже можно с уверенностью выделить несколько областей диагностического тестирования, где применение компьютера способно не только интенсифицировать диагностические процедуры и техники, но и открыть для широкой практики совершенно новые возможности.
Пе р в а я область — предъявление заданий (стимулов) испытуемым.
В нашей стране в последние годы пришло много начинающих психологов, часто не имеющих необходимой подготовки в области психологической диагностики. Эти начинающие специалисты привносят в диагностическую практику целый ряд погрешностей. Среди таких погрешностей чаще всего отмечаются:
· нарушение правил инструктирования испытуемых;
· несоблюдение временных стандартов выполнения тестовых заданий;
· сознательные и неосознаваемые установки на определенные ответы испытуемых (наводящие реплики диагноста, его жесты, подсказки и т. п.) в ходе испытания и многое другое.
Предъявление диагностических заданий, инструктирование испытуемых, регистрация их ответов, осуществляемые с помощью компьютера, позволят устранить или снизить до минимума подобные погрешности.
Вторая область — обработка результатов.Кроме тех, реализуемых уже сегодня возможностей компьютера при обработке диагностических результатов, существует острая необходимость использования возможностей компьютера для решения таких проблем как: : статистические приемы. Одно из важнейших статистических правил заключается в следующем требовании: числовой ряд должен состоять из качественно однородных величин. Нарушение этого правила закономерно ведет к снижению объективности последующих выводов и рекомендаций.
Нарушение качественной однородности числовых рядов, которые исследователь получает в диагностическом испытании, можно продемонстрировать на следующем простом примере.
Представим, что при групповом диагностическом обследовании субъект А успешно решил шестнадцать заданий и пять заданий из общего набора решил неправильно. Причем этим испытуемым успешно были решены: пять заданий на материале литературы и истории, четыре задания на материале физики и химии и семь заданий на материале математики и геометрии. Субъект Б также решил шестнадцать заданий и также пять заданий из общего списка решил неправильно. Распределение же успешности решения заданий по разным школьным предметам у испытуемого Б оказалось иным: он успешно справился с девятью заданиями на материале литературы и истории, с пятью заданиями на материале физики и химии и с двумя заданиями на материале математики и геометрии. По итоговым баллам оба испытуемых получили один и тот же ранг и, следовательно, должны быть включены в один числовой ряд. Но окажется ли этот ряд качественно однородным?
Включение компьютера в процессы этого этапа диагностического испытания позволит избежать в дальнейшем таких принципиальных ошибок. В будущие компьютерные программы статистической обработки данных необходимо будет изначально вводить элемент, основной функцией которого станет формирование числовых рядов по признаку их качественной однородности.
Т р е т ь я область — интерпретация результатов.
В области профессиональной психодиагностики психологи стремились определять профессиональную пригодность индивида к тому или иному виду деятельности. Из психологии индивидуальных различий известно, что у людей существуют различные виды способностей (художественные, музыкальные, математические, технические и др.). Для каждой профессии существует свое оптимальное сочетание разных психологических, психофизиологических и личностных качеств и способностей, которое может обеспечить в ней наибольшую успешность. Определить это оптимальное сочетание для определенной профессиональной области специалист может при условии, что существует ограниченный, устоявшийся перечень профессий. Однако мир профессий динамично меняется. В этих условиях даже специалисту очень сложно ориентироваться в мире профессий, как сложно и определить оптимальное сочетание психологических и иных качеств и способностей для профессий новых, только что появляющихся. Поэтому для психологической диагностики чрезвычайно важно иметь полный банк актуальных профессий и оперативно пополнять его новыми, возникающими профессиями. Столь же важно создать и активно использовать методы, позволяющие диагностировать психологические, психофизиологические и личностные особенности каждого обратившегося за помощью в профессиональном определении индивида. Результаты такого тестирования могут быть представлены ему как предпосылки, обеспечивающие успешность в интересующей его или в какой-то другой, более адекватной для него профессиональной области из компьютерного банка актуальных профессий.