С античности до кризиса нач.хх в.
План:
1. Донаучный (до 6 в. до н.э.)
Первобытное общество.
2. Философский (6 в. до н.э. – 19 в.)
Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
3. Научный (с 19 в.).
Новейшее время.
1. Донаучный этап
Загадки человеческой жизни и поведения волновали людей с первобытных времен. Древний человек пытался объяснить, почему он видит и слышит, почему один храбрый, другой сильный, один более способный, быстрее усваивает знания, другой медленнее.
У древних народов душа объясняется в рамках различных мифологических, религиозных верований. В большинстве случаев представления о душе возникают вместе с погребальными обрядами.
Душа представляется двойником человека, страшным демоном или бестленным туманным образом. Душу часто изображали в виде крылатого существа.
? Душа рассматривалась как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек в человеке. Душа управляет телом.
Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а успокоение во сне или смерти – ее отсутствием. Сон или транс – это временное отсутствие души, а смерть – постоянное. От смерти предохраниться можно либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула – добиться ее возвращения. Для достижения этих целей используются табу. Душа племени, в частности, заключена в тотеме.
Философский этап
Античность.
Первые более или менее стройные учения о человеческой психологии появляются в эпоху античности. Древнегреческие философы представляли душу как движение воздуха (Анаксимен) или пламя (Гераклит), или слабый отпечаток мировой души – Космоса.
Гераклит, например, называл Космос «вечно горящим огнем», а душу - его искоркой. Определил разницу между душами ребенка и взрослого человека. По мере взросления душа становится суше и горячее. Степень влажности души влияет на ее познавательные способности. Душа влажная у ребенка и пьяного.
Аристотель считал, что душой обладают все объекты, где есть движение и теплота, и выделял душу растительную, животную и разумную. Его учение о всеобщей одухотворенности мира называется анимизмом.
?
Около 2 тыс. лет назад, в эпоху античности, психика человека объяснялась 2-мя концепциями:
1.Материалистическое учение (Демокрит).
У всего, что существует на Земле, есть душа, а точнее, элементы души. Все состоит из атомов, обладающих разной величиной и подвижностью. И наиболее мелкие и подвижные – это атомы души. Т.е. душа стала пониматься как материальный орган, оживотворяющий тело. Атомы души самостоятельны и подвижны и с их помощью Демокрит объяснял процессы познания, сон, смерть (динамикой движения этих атомов).
После смерти душа рассеивается в воздухе. Пытался объяснить природу ощущений. Ощущения являются контактными, т.к. в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов – эйдолами – которые носятся в воздухе, попадая на органы чувств. Эйдолы истекают от всех предметов (теория «истечений»).
2.Идеалистическое учение (Платон).
Существует идеальный мир, где рождаются и находятся души, а также идеи - совершенные прообразы всех вещей. Все вещи, предметы, в т.ч. и человек стремятся к этому совершенству, являясь как бы вариациями этих идей, понятий.
Душа не материальна, и познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело. Поэтому, мышление – репродуктивно.
Платон классифицировал душевные явления на разум (в голове), мужество, «волю» (в груди) и вожделение, «мотивацию» (в брюшной полости). Преобладание той или иной части определяло индивидуальность человека и соотносилось с его социальным положением (разум - для аристократов, мужество – для воинов, вожделение – для рабов).
Душа бессмертна, постоянна, она – хранительница нравственности. Хорошая только разумная часть души, а все чувства и страсти – зло.
Платон представлял душу как повозку, где дикий и некрасивый конь – низшая душа, податливый и красивый – высшая, а возница – рациональная часть души, разум.
Материалистическое понимание души подкреплялось успехами античных врачей. Так, благодаря разрешению вскрывать трупы «безродных» людей, были подробно описаны различные отделы головного мозга, была установлена связь между количеством извилин и совершенством головного мозга, связь между органами чувств и мозгом, разница между чувствительными и двигательными нервами, определены типы темперамента (Гиппократ определил темперамент как преобладание одного из соков организма – желчи, черной желчи, крови, слизи) и др.
Средние века.
? Знания о душе в этот период становятся составной частью учения о Боге, т.е. теряют свою самостоятельную ценность.
Церковью запрещаются любые эксперименты. Предпринимаются попытки соединить античные представления о душе с религиозными.
Например, учение христианского платоника Аврелия Августина Блаженного. По Августину, основа души – не разум, а воля. Все знания заложены в душе, которая живет и движется в Боге. Извлекаются они путем направленности воли. Любые психические процессы также управляются волей, например, из «отпечатков» внешнего мира, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминания.
Фома Аквинский был, по сути, последним богословом, уделявшим внимание и психолого-философской проблематике. В своей системе, получившей название “томизм”, пытался примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой Античности, прежде всего с теорией Аристотеля. Душа не существует от века, но творится Богом в тот момент, когда тело становится готовым принять ее.
С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Большое значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины. Огромное значение для психологии имели и работы выдающегося арабского мыслителя — Ибн Сины (латинизиро-
ванное имя — Авиценна, 980–1037), который был одним из са-
мых выдающихся врачей в истории медицины.
В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, которая имела большое значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины — вера и знание.
Возрождение.
Характерная черта эпохи — возникновение движения гуманизма, пришедшего на смену религиозным взглядам, по которым сущностью человека является бестелесная душа. Идеи гуманизма выражаются в признании человека естественным природным существом со своими слабостями и достоинствами. Основные идеи гуманизма воплотились в произведениях Леонардо да Винчи
Эпоха Возрождения освободила все науки и искусство от догматов и ограничений церкви, и они стали активно развиваться.
? В эпоху Возрождения продолжает развиваться материалистическое объяснение души. Оформляется теория аффектов, или эмоций: психическое – это определенное состояние материи, подчиняющееся закону самосохранения.
В положительных эмоциях проявляется сила стремящейся к самосохранению души, а в отрицательных эмоциях – ее слабость.
Новое время.
На этот период приходятся многие открытия и изобретения в науке и технике, анатомии и физиологии. В связи с этим изменяются взгляды на предмет психологии: понятие души становится излишним
? Одним из главных вопросов, который волновал философов, была проблема связи души и тела.
Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.
Французский философ Р. Декарт также считал, что тело и душа имеют разную природу и действуют по разным законам. Одной из ведущих точных наук, оказавших сильное влияние на развитие других наук, стала механика. Она привела к созданию сложных машин, способных совершать всевозможные движения, напоминающие поведение человека и животных. Появился соблазн применить законы механики к объяснению движений человека. Первый механический принцип был реализован Р. Декартом в понятии «рефлекс». Рефлекс – это механический двигательный ответ биологической машины на внешнее механическое, физическое воздействие. В органических потребностях человека естествоиспытатели увидели аналог энергетического источника машины, а в анатомическом устройстве организма, сочленениях суставов – нечто, напоминающее систему рычагов машины. Таким образом, тело, по мнению Декарта, материально и действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее главное свойство – способность мыслить, помнить и чувствовать.
В 18 в. английский философ Дж. Локк выдвинул эмпирико-сенсуалистическую концепцию, согласно которой чувственное начало преобладает над рациональным, над разумом. В уме нет ничего, чего бы не было в ощущениях. Сознание ребенка при рождении – tabula rasa –«чистая доска», на которой жизнь оставляет свои письмена. Ощущения образуются у нас по принципу ассоциации (связи между психическими единицами). Так формируется опыт. Эта идея легла в основу многих теорий, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий для развития и воспитания человека. Так, Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного – к плохим.
В 18 в. в благодаря развитию медицины, физиологии устанавливается связь души, психики с мозгом. Ч. Белл открывает два вида волокон – чувствительные и двигательные, подтверждая идею рефлекса.
Впервые рефлекторную трактовку психологические явления и процессы получают в книге И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».
Со временем обнаруживается, что принципом рефлекса нельзя объяснить изменчивость движений человека, зависимость их от психического состояния, мышление.
Научный этап
? В 19 в. во многих научных отраслях все большую ценность набирает эксперимент. Введение в психологию научного лабораторного эксперимента принадлежит немецкому ученому Вильгельму Вундту. Первая психологическая экспериментальная лаборатория под руководством Вундта открылась в 1879 году. В основном измерялись ощущение и восприятие.
? 1879 – нпси – Германия –Вундт – сознание
С введением в науку понятие эксперимент, появилось две разных области психологи знания – научная и житейская психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики.
Условием существования человека является определенной сознательное представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга, управлять собственным поведением. Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются.
Например, был выведен психофизический закон ощущений: «Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя» (для того, чтобы получить приращение ощущения в арифметической прогрессии, надо приращивать действие физических стимулов в геометрической прогрессии, т.е. стимул должен быть в несколько раз сильнее, чем в предыдущий раз, чтобы вызвать тоже ощущение). Что касается мышления, то Вундт предлагает использовать метод интроспекции (самонаблюдения), а также изучение по памятникам культуры, языку, мифам, искусству и пр.
? Основное отличие научной психики от житейской заключается в том, что для житейской поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологии происходит резкое сужение поля исследовательской деятельности.
Нпси [исследования] - жпси 00
В это период меняется предмет психологии. Благодаря эксперименту им становится сознание, которое понимается как способность думать, чувствовать, желать.
? Психология оформляется в самостоятельную науку. Развиваются отрасли:
- экспериментальная психофизиология органов чувств;
- психология индивидуальных различий. Ф. Гальтонввел метод близнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных различий.
? Развивается естественный эксперимент (в естественных условиях) (А.Ф. Лазурский– психология личности, В.М. Бехтерев – психология малых групп).
С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные различия научной и житейской психологии:
1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания;
2) в каких формах они сохраняются;