Политическая мысль античности. Для политической мысли античности был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому

Для политической мысли античности был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому. Древ­негреческие мыслители стремились понять сущность государства, его место и роль в жизни общества. Они формулировали идею о все­общем благе и общем интересе как основу объединения людей в государственную общность. Кроме того, они использовали философские методы познания и объяснения политической реальности, такие как: сравнение, анализ, синтез, классификация.

В середине I тысячелетия появляются первые политические учения, носящие философско-эстетический характер. Это связано было, прежде всего, с именами Платона и Аристотеля, которые понимали науку о политике как науку о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве1.

Платон (427-347 до н. э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в пище, жилище, одежде и т.п. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы 2.

Согласно Платону, справедливость – это основной показатель устройства государства: соответствие целей человека целям государства. Справедливость как некая абстракция реализует себя в трех добродетелях: мудрости, мужестве и умеренности. Эти три добродетели соответствуют трем иерархическим слоям общества:

1. Правители, власть, мудрецы – мудрость

2. Воины стража, чиновники – мужество

3. Ремесленники, работники - умеренность

Это деление используется Платоном и для дифференциации таких форм правления как:

-монархия(власть 1 мудреца)- аристократия (власть многих)

-тимократия (власть воинов) – олигархия(меньшенство умеренных)

-демократия (власть всех граждан) - тирания(власть правителя).

Платон отдает предпочтение аристократическому государству, где власть принадлежит мудрецам (философам), т. е. людям, обладающим истинным знанием и добродетелью. Монархическую форму правления государством он также считает лучшей. Тимократия - это власть честолюбцев, а честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию-господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства государство раскладывается на две части: богатые и бедные. Между ними идет непрерывная борьба. Это борьба заканчивается установлением демократии-власти большинства. При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в государственных делах. В условиях общественного беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий из его среды становится тираном. Так демократия превращается в тиранию - наихудшую форму государственного устройства1.

Аристотель (384-322 до н. э.), ученик Платона, обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как "Политика", "Афинская полития" и "Этика".

Аристотель предложил посмотреть на государство с двух позиций: во-первых, с точки зрения, чьи интересы защищает государство — интересы всего общества или корыстные интересы правителей; во-вторых, с точки зрения, сколько людей участвуют в принятии управленчес­ких решений2.

В итоге он выделил шесть типов государства: Монархия, Аристократия Политика Тирания Олигархия Демократия.

Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию), где власть осуществляется во имя общего блага, и неправильные (тиранию, олигархию, демократию), где механизм власти подчинен лишь интересам тех, кто правит.

Древнегреческими философами были разработаны многие по­нятия, которые используются в настоящее время в политической науке: политика, полис, монархия, демократия, аристократия и т. д. Кроме этого они сформулировали важные нормы морали в политике: «человек является мерой всех вещей» (Протагор), «что законно, то и справед­ливо» (Сократ). Они считали, что только основываясь на справед­ливых законах, на нравственности, можно создавать гуманное об­щество. Они искали идеальные модели государственного устрой­ства. Так, Аристотель склонялся к мысли, что в условиях, когда массы не готовы принимать активное участие в управлении дела­ми общества, наиболее оптимальной формой правления является монархия.

Идеальные модели государственности, созданные древнегрече­скими философами, кажутся нам сегодня архаичными, надуман­ными, утопическими. Но эти модели свидетельствовали, что челове­чество встало на путь поиска оптимальных форм общественно-по­литического устройства, в наибольшей степени отвечающих интересам и чаяниям многих людей.

Наши рекомендации