Причины экономического кризиса: его черты, способы и этапы выхода из кризиса.

Главная причина кризиса лежит в сфере политики Российского государства, допустившего одностороннюю ориентацию реформы на стабилизацию финансов в ущерб интересам населения и реальному сектору экономики.

Черты социально - экономического кризиса:

1. резкое падение уровня жизни (оплата труда не превышает 20% прожиточного минимума).

2. деградация социальной сферы. (расходы на науку образование в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах).

3. высокая безработица.

4. опасное нарастание социальной напряженности (акции протеста).

5. растущая дифференциация доходов и концентрация огромного богатства в руках очень узкой группы граждан.

6. острый демографический кризис.

7. утрата населением доверия к власти.

Для преодоления кризиса в России необходимо глобально изменить курс проведения реформ: усилить роль государственного регулирования экономики, увеличение инвестирования, реструктуризацию и развитие экономики.

ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА:

" формирование эффективной системы государственного управления,

" развитие правовых и налого-бюджетных основ Федерального устройства государства,

" легитимизация диалога между всеми ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности,

" поддержка законодательных инициатив,

" создание технических организационных условий, формирование рынка капитала,

" наладить систему управления своими активами

" налаживание эффективного управления государственными предприятиями

" поддержка отечественного предпринимателя, обеспечение конкуренции.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Преодоление бюджетного кризиса, расширение налогооблагаемой базы,

2. Радикальное избавление от последствий приватизации,

3. Сужение поля коррупции и прямого воровства,

4. Проведение социальных реформ в области государственного образования, медицины и т.д.

5. Реформы предприятия,

6. Создание в стране полноценного земельного рынка,

7. Восстановление инвестиционного процесса при усилении роли государств

10.Экономическая теория, политика и хозяйственная практика, их содержание и взаимосвязь.

Экономическая теория - наука об общих принципах и законах экономического развития. Цель - достижение максимального удовлетворения безграничных потребностей человека на основе обеспечения прибыли.

Хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми имеют объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования. Экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их объективная сторона связана с действием объективных законов, субъективная - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на знание этих законов. Экономическая теория изучает законы рационального ведения хозяйства и поведения хозяйствующих субъектов на различных хозяйственных уровнях ( микро- мезо- макро- мето- экономика) и в различные исторические эпохи.

11. Международная экономическая интеграция. Международная торговля и мировой рынок.

Экономическая интеграция - это процесс хозяйственно - политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных формах.

Углубление международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, научно-технической, производственной и коммерческой кооперации в мировой экономике ведет к развитию международной эк. интеграции. Расширение рынков сбыта способствует развитию международной торговли, что ведет к увеличению объемов производства, инвестиций, к общему экономическому росту и увеличению массы и нормы прибыли. Одновременно меняется хозяйственная структура стран - малоэффективные фирмы не выдерживают международной конкуренции и прекращают существование, эффективнее - напротив, укрепляют свои позиции как на внутреннем, так и на международном рынке, повышают степень рентабельности своей хозяйственной деятельности (т.е. происходит так называемая санация структуры национальной экономики).

Создание межгосударственных хозяйственных комплексов требует изменения экономической политики отдельных стран и прежде всего - учета общих интересов интеграционной группировки. Высокая степень интеграции предполагает передачу части суверенных государственных прав над государственным (или, как их именуют, "наднациональными") органам управления. В то же время каждая страна как бы получает часть суверенитета других государств, использует их экономические и политические ресурсы. При этом могут возникать противоречия между отдельными государствами, а также усложнение условий функционирования не только отдельных фирм, но и целых отраслей. С одной стороны, экономические отношения в рамках интеграционных группировок - это как бы прообраз будущего единого глобального хозяйства. С другой - всякая группировка в той или иной степени отделена от стран и секторов мирового рынка, не включенных в эту группировку; ее участники предоставляют привилегии друг другу, не распространяющиеся на прочих участников международных экономических отношений. Это вызывает критику со стороны ВТО и других международных организаций, действующих в глобальном масштабе и стремящихся к созданию однородного общемирового экономического пространства.

Углубление интеграционных процессов может способствовать переходу от таможенного союза к "общему рынку" стран - участниц интеграционной группировки. Формирование общего рынка предполагает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также стандартизацию производственных и коммерческих параметров экономической деятельности, проведение согласованной внутренней и внешней экономической политики, унификацию правовых норм, особенно в налоговой сфере и в отношении принципов и механизмов создания новых предпринимательских единиц.

Наши рекомендации