Тест «Агрессивен ли ваш ребенок»
Цель: Выявить психологические особенности поведения ребенка.
Для педагогов
- Опросник «Ребёнок глазами взрослого»
Цель:Выявить уровень и виды агрессивности.
- Анкета «Критерии наблюдения за ребенком»
Цель:Выявить уровень агрессивности ребенка.
Каждое занятие рассчитано на 25-30 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Периодичность встреч - два раза в неделю. Меньшее число занятий снижает их эффективность (негативно сказывается временной перерыв, отделяющий одно занятие от другого). Программа состоит из 12 занятий.
Литература.
1. Коноваленко С. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет». М.: Эксмо. 2004.
2. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет». М.: Генезис. 2003.
3. Романов А. «Коррекция расстройства поведения и эмоций у детей». М.: Плэйт. 2004.
4. Лютова Е., Монина Г. «Шпаргалка для взрослых». СПб.: 2004.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М.: Генезис. 2005.
6. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2006.
7. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н, М. Платоновой. СПб., 2004.
8. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостакович. М., 2002.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
Ю.Желдак И. М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте. Методические рекомендации. Минск, 1997.
Блок 3. Коррекционно-развивающая программа с детьми, испытывающими трудности в общении.
Пояснительная записка
Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как друг с другом как в саду, так и в семье.
А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Если не развивать детей эмоционально, то им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Их необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия.
Цели данной программы:
• Поощрение открытых проявлений эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
• Воспитание желания и умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
• Способствование полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Задачи программы:
• познакомить детей с разными эмоциями: радостью, печалью, злостью, гневом, страхом, завистью, интересом;
• учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом;
• формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.);
• развивать эмпатию;
• воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
• развивать чувство МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
В качестве основных методов и приемов на занятиях используются:
• психогимнастика;
• сюжетно-ролевые и др. игры;
• чтение и обсуждение художественных произведений;
• дискуссии;
• коллективные работы;
• обыгрывание эмоционального состояния;
• обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них;
• выражение своего эмоционального состояния через рисование, танцы, театрализованные сценки и пр.
Используются следующие диагностические методики(Приложение 3):
Для детей
- Методика «День рождения» М. Панфилова
Цель:выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Методика Рене Жиля
Цель:исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
- «Рисунок семьи»
Цель: Оценка переживания и восприятия ребенка своего места в семье, отношение ребенка к семье.
Для родителей