Блок 2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивными детьми.

Пояснительная записка

Практически каждый день психологи наблюдают агрессивные проявления и конфликтное общение у многих детей дошкольного возраста. Причиной такого поведения является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка - дошкольника наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм. В процессе развития личностно-­эмоциональной сферы дошкольника, развития произвольности поведения проблема «детской агрессивности» разрешается.

Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.

Для дошкольника значимыми являются три фактора влияния социального окружения:

1. Семья.

2. Окружающие дети.

3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей, те модели поведения, которые представляют им родители.

Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.

Программа «Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста» поможет эффективно корректировать различные нарушения социальной адаптации у детей, в том числе и агрессивные проявления.

Многообразие предложенных в программе психотехник поможет детям гибко овладеть различными образцами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Данный вариант программы разработан для детей от 5 до 7 лет с нарушениями поведения. Однако опыт проведения тренинга показывает, что он может успешно применяться и для дошкольников без нарушений в поведении, в качестве профилактического мероприятия.

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Обучение детей конструктивным формам поведения и основам коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других, формирование четких моральных представлений.

2. Формирование навыков позитивного влияния на других с целью регуляции социальных отношений детей.

3. Снятие чрезмерного напряжения и тревожности, а также барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям детей.

4. Развитие навыков самоконтроля.

5. Игровая коррекция поведения.

Средствами реализации этих задач являлись следующие методы:

· игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;

· ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;

· упражнения на самопознание и самовоспитание;

· психогимнастика (имитационные игры);

· свободное и тематическое рисование;

· беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.;

· ритмико-телесные упражнения, релаксации и ауторелаксация, подвижные игры.

Используются следующие диагностические методики(Приложение 2):

Для детей

  1. Тест “ Кактус” (автор М. Панфилова)

Цель: определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность и т.п.

  1. Методика «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук)

Цель:Оценка аффективной сферы личности, уровень агрессивного поведения ребенка, потребности личности.

  1. Методика Рене Жиля

Цель: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения

Для родителей

1. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.

Цель: Выявить уровень агрессивности ребенка.

Наши рекомендации