Тест «Родитель – Взрослый – Ребенок»

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семей­ную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следу­ет жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу усту­пать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1,4, 7, 10,13,16, 19 - «Д» (Дитя);

2, 5, 8, 11,14, 17, 20 - «В» (Взрослый);

3, 6, 9, 12, 15,18, 21 - «Р» (Родитель).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чув­ством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь со­хранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, свя­занном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуве­ренность противопоказаны, например, педагогу, организатору, сло­вом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю та­кой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.

Д во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вари­ант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он раз­вивалсяся медленно и над многими вопросами задумывался лишь тог­да, когда люди обычно перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных преде­лов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмо­ции под контроль.

  1. Студентам предлагаются задачи, содержащие конкретные си­туации. Ситуации, описанные в задачах, они должны оценить на основе трансактного анализа. Решение задач обсуждается в учебной группе.

Задача 1

Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.

Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На ка­ком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разбе­ремся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.

Задача 2

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаи­модействия в следующей ситуации.

Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудни­ков?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».

Задача 3

Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межлич­ностного взаимодействия в следующей ситуации.

Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения постав­ленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятель­ства».

Задача 4

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаи­модействия в следующей ситуации.

Начальник отдела в конце рабочего дня обращается в сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные уп­ражнения для самостоятельной отработки (упражнения 1 и 2 взяты из кн: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 269).

Упражнение 1

Вступая в общение в реальных жизненных ситуациях, старайтесь оп­ределять позиции своих партнеров. Попробуйте поэкспериментиро­вать с собственной позицией, всякий раз наблюдая и анализируя последствия ее изменения. Какие конкретно трансактные комбинации ведут к обострению ситуации, а какие — к конструктивному общению?

Упражнение 2

Проанализируйте привычные трансакции членов вашей семьи, дру­зей, коллег. С кем вам легче и приятнее общаться: с Родителями, Деть­ми или Взрослыми? Как вы думаете, почему? Есть ли у вас «люби­мая» позиция? Меняете ли вы свою трансакцию в зависимости от си­туации? Надо ли согласовывать свою позицию с позицией партнеров?

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология – М.: ЮНИТИ, 2002. – 551 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.: Университетская книга АСТ, 1998.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. -464 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

Лабораторная работа 3

Тема: Самооценка личности методом тестирования

Цель занятия.Закрепление знаний студентов по основным про­блемам теории внутриличностных конфликтов, развитие навыков са­мооценки личности и формирование умений анализа полученных результатов тестирования и выработки программы самосовершен­ствования и самокоррекции поведения.

Контрольные вопросы

1. Приведите определение внутриличностного конфликта.

2. Перечислите особенности внутриличностных конфликтов.

3. Перечислите основные психологические концепции внутри­личностных конфликтов.

4. В чем состоит основная суть взглядов 3. Фрейда на природу внутриличностных конфликтов?

5. В чем основная суть комплекса неполноценности А. Адлера?

6. В чем основная суть учения К. Юнга о природе внутрилично­стных конфликтов?

7. В чем основная суть «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма?

8. Перечислите основные типы внутриличностных конфликтов по К. Левину.

9. Перечислите формы проявления внутриличностных конфлик­тов.

10. Перечислите основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Наши рекомендации