Конфликт как особая форма взаимодействия
В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.
Отметим важнейшие моменты данного определения.
• Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их одновременное удовлетворение, существование невозможно.
• Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и развиваются объективные противоречия.
• В-третьих, конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия.
Выделяют четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию (Петровская Л.А., 1977). Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.
Конфликтная ситуация — это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.
Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру (схема 12).
Схема 12. Структура конфликтной ситуации |
Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта — реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора, и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция — эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой. Забегая вперед, скажем, что осознание внутренней мотивации — это важный шаг к продуктивному разрешению конфликта.
В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиций можно привести типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим.
Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент — это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент — это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах: скрытой и открытой.
• Скрытый инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.
• Открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.
Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находится в полном соответствии с его структурой. Можно выделить четыре основные стадии развития конфликта (схема 13).
Схема 13. Основные стадии развития конфликта |
Таким образом, конфликт возникает с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия, проходит стадию конфликтных действий и приходит к определенному разрешению. Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными.
На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Объект конфликта, как правило, расширяется за счет «втягивания» в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы переходит в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале). Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою сторону сочувствующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто превращается в межгрупповой.
Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функции.
Конфликт деструктивен, если он:
1) уводит в сторону от решения более важных проблем и дел,
2) укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс,
3) поляризует различия в ценностных ориентациях,
4) вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.
Конфликт конструктивен, если он:
1) раскрывает важную проблему,
2) вовлекает индивидов в решение проблемы,
3) дает выход скопившимся негативным эмоциям,
4) помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.
Таким образом, конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Они отличаются большим разнообразием. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.
Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследователи выделяют различные основания для классификации его типов (схема 14).
Предложенная классификация не является исчерпывающей. Однако с практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возможные пути их разрешения.
Схема 14. Классификация конфликтов |