Конфликт как особая форма взаимодействия

Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов (Емельянов С.М., 2005). Наличие взаимодействия и противоположных мотивов – необходимое и достаточное условие возникновения конфликтов.

Первая формула конфликта (конфликт типа А)

1-ый конфликтоген – 2-ой конфликтоген, ответный на 1-ый – 3-й конфликтоген, ответный на 2-ой = конфликт. Каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает.

Вторая формула конфликта (конфликт типа Б)

Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт. Спектр большинства проблем достаточно узок: пересмотр норм взаимодействия, деление полномочий (ответственности), ограничение ресурсов, власти, ограничение или расширение личной свободы.

Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту.

Участники конфликта – «конфликтоносители», т.е. те, чьи интересы в данной ситуации затронуты. Это могут быть: отдельные лица; группы людей; организации.

Предмет конфликта + причины конфликта + участники конфликта = конфликтная ситуация

Конфликтная ситуация – ситуация открытого или скрытого противоборства сторон участников. Однако конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне.

Инцидент – действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Инцидент – «последняя капля».

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт

Конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга. Поэтому разрешить конфликт это значит: 1) устранить конфликтную ситуацию; 2) исчерпать инцидент. Первое сделать сложнее, но более важно. В практике встречается чаще второе – извинились друг перед другом за обидные слова, но конфликтная ситуация сохраняется.

Третья формула конфликта (конфликт типа В)

КС1 + КС2 + …+ КСn = конфликт, при этом n ≥2.

Сумма конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Виды конфликтов

Классификация по направленности.

– горизонтальные (лица, не подчиненные друг другу);

– вертикальные (лица, которые находятся в отношениях подчиненности). 70-80% всех конфликтов.

По источнику возникновения.

– внутриличностные – возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у человека. Они часто провоцируют как межличностные, так и межгрупповые конфликты. Так как внутреннее напряжение, борьба противоречий требует разрядки. «Разряжаются» на окружающих;

– межличностные – возникают при наличии проблемной ситуации, в которой личности преследуют несовместимые цели; придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом; одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели;

– межгрупповые – в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели.

По последствиям.

– конструктивные – участники стремятся уладить конфликт, найти приемлемое решение, отличаются выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику.

– деструктивные – участники постоянно стремятся к расширению и обострению конфликта; принижают партнера, негативно оценивают его личность, нарушает этику общения.

По степени остроты.

Недовольство, разногласие, противоречие, перебранка, стычка, ссора, скандал, война, убийство.

Группы причин, вызывающих конфликты:

1) Группа причин, порожденных процессом деятельности

– технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого;

– перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальные отношения (нехватка оборудования иногда ведет к напряженности в отношениях по горизонтали);

– невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель-подчиненный»;

– несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям.

2) Группа причин, порожденных психол. особенностями человеческих отношений.

– взаимные симпатии и антипатии;

– неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе;

– плохая психологическая коммуникация;

– нарушение принципа территориальности (нарушаются территории человека).

3) Группа причин, порожденных личностным своеобразием членов коллектива.

– неумение контролировать себя;

– низкий уровень самоуважения;

– повышенная тревожность;

– некоммуникабельность;

– чрезмерная принципиальность в сочетании с догматизмом.

Таблица 10

Этапы конфликта

Наши рекомендации