Тема 7. Социальный конфликт как форма социального взаимодействия

Сущность социального конфликта и его структура

Виды социального конфликта

Остновные стратегии поведения в конфликтной ситуации

Литература:

Основная –

Кравченко А.И. Социология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2002. – 384 с.

Дополнительная –

1.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: уч. пособие. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 317 с.

2.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 1999. – 432 с.

3.Фролов С.С. Социология. – М.: «Логос», 1996. – 360 с.

Конфликтные ситуации достаточно распространены на всех уровнях общественной организации, когда затрагиваются интересы, ценности, значимые для участников социального взаимодействия. Подобные ситуации происходят и во врачебной практике, поэтому знание закономерностей возникновения, протекания конфликта и умение им управлять составляют важные аспекты профессиональной компетентности врача.

1.Социальный конфликт – это попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаление или даже уничтожения противника, стремящегося достичь то же вознаграждение. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцендентов, жестким ведением борьбы. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра:

· причины конфликта, это тот объект, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация

· острота конфликта, которая зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а так же от ситуации, в которой возникает и протекает конфликт

· длительность конфликта. От степени длительности конфликта зависит исходный результат. Чем конфликт длительное, тем больше расходуются ресурсов противоборствующей стороны, к которой относятся и эмоциональная энергия, тем сложнее выйти из конфликтной ситуации.

· последствие конфликта. Последствия могут быть противоречивыми. С донной стороны, конфликт разрушает социальные структуры, приводит к значительным затратам ресурсов, с другой, является движущей силой развития и совершенствования, механизмом решения проблем, которое способствует сплочению.

Социальный конфликт бывает двух видов: деструктивный, ведет к рассогласованию взаимодействия, конструктивный – наличие разных точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Для деструктивного конфликта характерно расширение количества вовлеченных в него участников, наращивание напряженности, увеличение количества негативных установок. Конструктивный конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивацию партнера на ее разрешения.

Все конфликты в зависимости от зон разногласия можно классифицировать следующим образом:

· Личностный конфликт, включающий противоречия, возникающие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. В данном виде конфликта основной ошибкой поведения является поиск причины во внешней среде.

· Межличностный, который включает разногласия между несколькими индивидами одной группы или нескольких групп.

· Межгрупповой конфликт, возникающий между нескольким группами.

· Конфликт принадлежности, который происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, внутри большой группы образуются более мелкие группы.

Конфликт с внешней средой, возникающий при давлении общепринятых социальных норм, ценностей и правил, на принятые нормы данной группы.

Структура социального конфликта состоит их следующих компонентов, подставленных в схеме: конфликтная ситуация, субъекты конфликта, объект конфликта, инцидент, ход конфликта, разрешение конфликта.

Тема 7. Социальный конфликт как форма социального взаимодействия - student2.ru

Рис.4. Структура социального конфликта.

2. Ученые социологи выделяют три стадии протекания конфликта: предконфликтная, конфликт, разрешение конфликта.

Предконфликтная. Социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, недовольство, раздражение может проявиться сразу, а может накапливаться, в результате предконфликтная стадия может затягиваться. Характерной особенностью каждого конфликта является наличие объекта конфликта или причины. Этим объектам обычно выступает неделимый или ограниченный ресурс (благо) обладание которым связано с удовлетворение потребностей. Эта стадия характеризуется прежде всего обдумыванием способов достижение своей цели, оцениванием имеющихся ресурсов (деньги, информация, власть, социальные связи). Предконфликтная стадия характеризуется формирование стратегии поведения.

Собственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцендента, то есть конкретных социальных действий, направленных на изменение поведение соперника. Это активная деятельная часть конфликта, в ходе которого участники им управляют, направляя течении конфликта в нужное субъекту конфликта русло. Существует четыре типа управлением конфликта: маскировка, провокация, формирование доктрины, связка. К третьей и последней стадией конфликта относиться разрешение конфликта.

3. Для оптимальной стратегии поведения конфликта необходимо исходить из его особенностей, природы возникновения.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Особое место в оценке стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Принуждение -стратегия поведения, основанная на оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Уход - стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации; когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

Уступка –стратегия, при которой человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

4.Внешним признаком разрешение конфликта является завершение инцендента, что невозможно достичь без полного прекращения конфликтного взаимодействия между субъектами. Разрешение социального конфликта возможно только при изменении конфликтной ситуации. Разрешение конфликта должно быть направленно на устранение причин конфликта.

Социальный конфликт – это норма социальных отношений. В этом случаи основная задача социального конфликта выражается в том, чтобы снизить его негативные последствия. В социологии выработаны технологии регулирования и управление конфликтом. Существует пять методов разрешения конфликта:

· метод избегания конфликта (конфликт не ликвидируется так, как причина остается),

· метод переговоров – снижает остроту конфликта, открывая пути к сотрудничеству.

· метод использование посредничества (функции посредника могут выполнять частные лица, любые учреждения и организации),

· метод откладывания – означает сдачу позиции, но по мере накопления сил при благоприятной ситуации «сдавшаяся сторона» попытается отстоять свою точку зрения,

· метод третейского разбирательства. Разрешение конфликта основывается на нормах, прописанных в законе.

Ситуационные задачи

Ситуация 1.

В социологии принято выделять следующие виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой.

Внутриличностный – врач

Межличностный – врач и пациент

Межгрупповой. – группа врачей и администрация больницы

Задание 1: определите причину конфликтов в представленных примерах и приведите оптимальные варианты их решения

Ситуация 2.

Больной с диагнозом дорсопатия по предписанию врача, кроме приема лекарственных препаратов должен делать специальную гимнастику, но он ее не делает. Улучшение не наступает, и пациент обвиняет врача в пренебрежении своими обязанностями.

Задание 1: Опишите ситуацию в терминологии конфликта.

Задание 2.Определите необходимые действия врача для разрешения, данного конфликта

Задание 3.Опишите структуру конфликта, с точки зрения статустно-ролевого взаимодействия

Наши рекомендации