Современный подход и направления в зарубежной психологии
Развитие психологии за рубежом шло очень интенсивно: появились различные подходы и направления изучения психики и сознания. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые, наиболее популярные.
Бихевиоризм (от англ. behavior- поведение)- направление в американской психологии XX века, отрицающее возможность изучения сознания научными методами, сделавшее поведение предметом своего изучения, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон (1878-1958) и его последователи объяснили развитие навыков как результат образования условных рефлексов, которые отвечают схеме: S-> R (стимул-> реакция). Это означает, что каждой ситуации (стимулу) соответствует определенное поведение (реакция).
Б. Скиннер (1904-1990), последователь Уотсона, пришел к выводу, что любое поведение живых существ зависит от среды. Он отказался от изучения его внутренних механизмов, акцентируя роль внешних факторов (подкреплений) в проявлении поведенческих реакций.
В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в виде теории социального научения Д. Роттере, который показал значение внутренних переменных, влияющих на поведение человека, таких как: локус-контроль, степень выраженности потребности, субъективная значимость ценности подкрепления
Развитие данная концепция получила в социально-когнитивной теории поведения американского психолога А, Бандуры. Главное внимание он уделял системному влиянию на поведение человека происходящих вокруг событий и личностных факторов (особенно когнитивных и поведенческих).
Психоанализ. В 1896 году З. Фрейд (1856-1939) впервые употребил термин «психоанализ» для описания своих методов. Начиная с ранних работ, он стремился лучше понять те аспекты психической жизни, которые находятся в тени и кажутся непонятными. Он назвал теорию психоанализом, подразумевая под этим:
1) Процедуру исследования психических процессов, которые почти недостижимы никаким другим способом;
2) Метод лечения невротических нарушений;
3) Сумму психологической информации, собираемой в новую научную дисциплину.
Основной метод психоанализа – свободные ассоциации. Цель психоанализа – освободить ранее недоступный бессознательный материал, чтобы им можно было оперировать сознательно. Фрейд считал, что бессознательный материал остается таковым только при условии значительного и постоянного расходования либидо. Если он становился доступным, энергия высвобождается и может быть использована для оптимальных целей.
Положения теории Фрейда исходили из предпосылки, что тело – единственный источник душевного опыта. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Поскольку некоторые душевные события кажутся возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим. В качестве основных категорий он выделяет сознание, предсознание, бессознательно. Сознание – лишь небольшая часть умственной деятельности, оно включает то, что мы осознаем в каждый данный момент. Бессознательное есть мысль или чувство, которое кажутся несвязанными с предшествующими. Предсознание – часть бессознательного, которая легко может стать сознательной, то есть доступной для извлечения фрагментов памяти.
Фрейд описал два основных вида интеллектов, движущих поступками человека: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов – либидо. Вторая группа инстинктов – инстинкты смерти – лежа в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств.
В начале 20-х годов З. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психики и ввел три структуры: ид, эго и супер – эго.
Ид (от лат. Iiid - оно) представляет собой примитивные, инстнктивные, врожденные механизмы личности, такие как еда, он, копуляция (слияние в половом акте). Они дают организму энергию и действуют по принципу удовольствия. Эго (от лат. Ego - я) – компонент личности, ответственныйза принятие решения. Оно подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда это будет возможно. Супер – эго (от лат. Super ego - -сверх - я) – компонент личности, представляющий собой совокупность норм и стандартов поведения.
Совокупность учений, созданных последователями З. Фрейда (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, А. Фрейд) называют неопсихоанализом.
Когнитивный подход (от лат. Cognoscere - знать) – направление современной психологии (возникло в конце 50-х годов XX века), изучающее закономерности получения информации, ее приработки и влияния на поведение человека. Возникновение когнитивной психологии стимулировали: неспособность бихевиоризма и психоанализа объяснить поведение человека без обращения элементам сознания, развитие кибернетики и современной лингвистики. Данный подход объединил в себе два направления: гештальтпсихологию и конструктивизм.
Гештальтпсихология. Это направление в психологии возникло в 20-е годы ХХ века, главной его целью стало исследование психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Основные положения гештальтистов исходят из понимания окружающего мира как организованной целостной формы, следовательно, и наше восприятие этого мира также должно быть целостным, то есть мы воспринимаем организованное целое, а не сумму его частей. Представители гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Многие концепции, выдвинутые гештальтпсихолоами, вошли в различные разделы психологии – от восприятия до динамики групп.
Конструктивизм. Одним из основателей данного подхода является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896 - 1980). Он выдвинул концепцию стадиального развития психики, тое есть представил когнитивное развитие как результат постепенного процесса, состояния его из последовательных ступеней, которые ребенок преодолевает с помощью процесса «уравнения» (созревание нервной системе + воспитание + общение). По мнению конструкруктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивида на среду.
Основные направления исследований в когнитивной психологии: процессы восприятия, распознавание образов, внимание, психология развития, мышление, интеллект, мотивация и т. д.
Гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мей). Гуманистическая психология – направление современной психологии (возникла в 60-е годы ХХ столетия),изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свой потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации). Объектом изучения гуманистической психологии стали любовь, творчество, развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, ответственность человека за свои поступки, уважение и взаимное признание опыта переживаний друг друга и т. п.
Каждый из вышеперечисленных подходов современной зарубежной психологии характеризуется собственными представлением о человеке, его происхождении и формировании. Н а начальных этапах обрывания данных подходов это различие вызывало множество конфликтов между школами. В настоящее время психологи придерживаются синтетического подхода, то есть отбирают и используют в каждой из существующих теорий концепции, которые дают больше знаний о психических явлениях.