Направление «Психологическое просвещение»
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОО, с учетом традиций, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов: семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, консультации по различным темам:
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: демонстративности, ухода от деятельности.
5. Агрессивный ребенок.
6. Психологическая и мотивационная готовность к обучению в школе.
7. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Создание информационных уголков в каждой группе: «Советы психолога».
Реализация задач данного направления деятельности педагога-психолога предполагает максимальный учет данных диагностической работы.
Примерный перечень информационных тем.
Младшая группа
Родители | Педагоги |
«Как подготовить ребенка к ДОУ» | «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми». |
«Как помочь ребенку в период адаптации» | «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей» |
«Как играть с ребенком» | «Кризис трех лет» |
«Как справиться с детскими капризами» | «Возрастные особенности детей 2-4 лет» |
«Поощрение и наказание» | «Речь и мышление» |
«Если ребенок кусается, грызет ногти» | «Адаптация ребенка в ДОУ» |
«Как провести с ребенком выходной день» | «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет» |
«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания» | «Пальчиковые игры – зачем они нужны?» |
«Воспитание бережного отношения к вещам» | |
«Читаем вместе» |
Средняя группа
Родители | Педагоги |
«Условия поло-ролевого воспитания детей» | «Возрастные особенности детей 4-5 лет» |
«Секреты общения с ребенком в семье» | «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни» |
«Поощрение и наказания ребенка в семье» | «Коммуникативность в общении с коллегами, детьми» |
«Если в семье один родитель» | «Методы активного слушания» |
«Условия поло-ролевого воспитания ребенка» | «Эффективное педагогическое общение» |
«Влияние родительских установок на развитие» | «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми» |
«Взаимодействие с трудными детьми» | «Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей» |
«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком» | Релаксационные упражнения как средство оздоровления детей дошкольного возраста. |
«Роль отца в воспитании детей» | «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» |
«Как предупредить отклонения в поведении ребенка» | «Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы» |
«Проблема детского онанизма» | «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» |
«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» | «Безопасность на летней площадке» |
Старшая группа
Родители | Педагоги |
«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» | «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников |
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» | «Конфликты между детьми» |
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» | «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста» |
«Тревожный ребенок» | «Решаем проблемы, играя с детьми» |
«Гиперактивный ребенок» | «Привычка трудится» |
«Агрессивный ребенок» | «Развитие познаний активности у детей дошкольного возраста» |
«Воспитываем усидчивость» | «Развитие абстрактно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий математикой» |
«Радетельский авторитет» | «Учимся общаться с детьми» |
«Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы» | «Возрастные особенности 5-6 лет» |
«Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы» | «Сказки как источник творчества детей» |
«Влияние музыки на психику ребенка» | «Использование музыки в режимных моментах» |
Подготовительная группа
Родители | Педагоги |
«Развития тонкой моторики дошкольников»» | «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации» |
«Психологические особенности детей 6-7 лет» | «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения» |
«Психологическая готовность ребенка к школе» | «Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении» |
«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» | «Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстрагирование-конкретизация» у детей старшего дошкольного возраста» |
«Кризис семи лет» | «Психологическая безопасность ребенка» |
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» | «Гиперактивность ребенка – опасность для его будущего» |
«Десять заповедей для родителей будущих первоклассников» | «Детские конфликты» |
«Почему он не хочет учиться» | «Возрастные особенности детей 6-7 лет» |
«Воспитательные возможности художественной литературы» | «Общение - это искусство» |
«Развитие творчества в изобразительной деятельности» | «Стресс и его последствия» |
Дополнительно:
ü Создание и обновление информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в кабинете психолога.
Направление «Психологическая диагностика»
Согласно ФГОС ДО, в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение уровня психического развития обучающихся и причин нарушений в развитии, адаптации и обучении, а так же определение проблем субъектов воспитательно-образовательного процесса. Диагностика проводится как индивидуально, так и в группах. Осуществляется в плановой форме и по запросу педагогов, родителей, администрации.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОО: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Проводится: обязательно:
ü Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
ü Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
ü Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Проводится дополнительно:
ü По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОО углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.