Направление «Психологическое просвещение»

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОО, с учетом традиций, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов: семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, консультации по различным темам:

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы взаимодействия с семьей.

6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: демонстративности, ухода от деятельности.

5. Агрессивный ребенок.

6. Психологическая и мотивационная готовность к обучению в школе.

7. Психологические особенности детей дошкольного возраста.

Создание информационных уголков в каждой группе: «Советы психолога».

Реализация задач данного направления деятельности педагога-психолога предполагает максимальный учет данных диагностической работы.

Примерный перечень информационных тем.

Младшая группа

Родители Педагоги
«Как подготовить ребенка к ДОУ» «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми».
«Как помочь ребенку в период адаптации» «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»
«Как играть с ребенком» «Кризис трех лет»
«Как справиться с детскими капризами»   «Возрастные особенности детей 2-4 лет»
«Поощрение и наказание» «Речь и мышление»
«Если ребенок кусается, грызет ногти» «Адаптация ребенка в ДОУ»
«Как провести с ребенком выходной день» «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет»
«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания» «Пальчиковые игры – зачем они нужны?»
«Воспитание бережного отношения к вещам»  
«Читаем вместе»  


Средняя группа

Родители Педагоги
«Условия поло-ролевого воспитания детей» «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
«Секреты общения с ребенком в семье» «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»
«Поощрение и наказания ребенка в семье» «Коммуникативность в общении с коллегами, детьми»
«Если в семье один родитель» «Методы активного слушания»
«Условия поло-ролевого воспитания ребенка» «Эффективное педагогическое общение»
«Влияние родительских установок на развитие»   «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми»
«Взаимодействие с трудными детьми» «Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей»
«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком» Релаксационные упражнения как средство оздоровления детей дошкольного возраста.  
«Роль отца в воспитании детей» «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»
«Как предупредить отклонения в поведении ребенка» «Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы»
«Проблема детского онанизма» «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»
«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» «Безопасность на летней площадке»

Старшая группа

Родители Педагоги
«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» «Конфликты между детьми»
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
«Тревожный ребенок» «Решаем проблемы, играя с детьми»
«Гиперактивный ребенок» «Привычка трудится»
«Агрессивный ребенок» «Развитие познаний активности у детей дошкольного возраста»
«Воспитываем усидчивость» «Развитие абстрактно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий математикой»
«Радетельский авторитет» «Учимся общаться с детьми»
«Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы» «Возрастные особенности 5-6 лет»
«Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы» «Сказки как источник творчества детей»
«Влияние музыки на психику ребенка» «Использование музыки в режимных моментах»


Подготовительная группа

Родители Педагоги
«Развития тонкой моторики дошкольников»» «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»
«Психологические особенности детей 6-7 лет» «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения»
«Психологическая готовность ребенка к школе» «Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении»
«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» «Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстрагирование-конкретизация» у детей старшего дошкольного возраста»
«Кризис семи лет» «Психологическая безопасность ребенка»
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» «Гиперактивность ребенка – опасность для его будущего»
«Десять заповедей для родителей будущих первоклассников» «Детские конфликты»
«Почему он не хочет учиться» «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
«Воспитательные возможности художественной литературы» «Общение - это искусство»
«Развитие творчества в изобразительной деятельности» «Стресс и его последствия»

Дополнительно:

ü Создание и обновление информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в кабинете психолога.

Направление «Психологическая диагностика»

Согласно ФГОС ДО, в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение уровня психического развития обучающихся и причин нарушений в развитии, адаптации и обучении, а так же определение проблем субъектов воспитательно-образовательного процесса. Диагностика проводится как индивидуально, так и в группах. Осуществляется в плановой форме и по запросу педагогов, родителей, администрации.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОО: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Проводится: обязательно:

ü Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

ü Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

ü Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Проводится дополнительно:

ü По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОО углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Наши рекомендации