Психолого-педагогическая практика
Данный вид практики включает знакомство студентов со спецификой деятельности социального педагога и психолога в образовательных и других учреждениях. Практика предполагает ознакомление с организацией индивидуальной работы с ребёнком и его ближайшим окружением.
Психолого-педагогическая практика знакомит студентов со школой как социально-педагогической системой. В ходе этой практики осуществляется включение студентов в различные профессиональные ситуации с целью проявления их коммуникативных, организаторских, рефлексивных, аналитических способностей как элемента профессиональной готовности; студенты овладевают умением планировать, проектировать собственную профессиональную деятельность; умением анализировать и выстраивать ситуацию взаимодействия с ребенком.
Во время прохождения практики студент под руководством социального педагога учреждения и методиста вуза овладевает умением проектировать социально-педагогическую работу с определением ребёнком или группой, учится применять различные технологии при работе с детьми «группы социального риска» выполнять профессиональные функции социального педагога в комплексе.
В течение практики студент должен ознакомиться с особенностями реализации профессиональной деятельности психолога в данном учреждении, с необходимой документацией практического психолога, с оформлением кабинета и т.п. Также особое внимание студенты должны обратить на основные практические виды работ школьного психолога, такие как психодиагностика, психологическое просвещение, психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультирование. Также в задачи студента-практиканта входит проведение психологическое диагностирование.
Психолого-педагогическая практика предполагает взаимодействие студентов не только с детьми, но и с педагогами и родителями.
Цель:изучить и освоить методы и приемы работы социального педагога и психолога.
Задачи студента-практиканта:
ü формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;
ü овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;
ü исследование межличностных отношений, психологического климата учебной группы;
ü ознакомление с коррекционными технологиями работы с детьми «группы риска».
ü знакомство с основными категориями детей, имеющих социально-педагогические проблемы: дети – инвалиды, дети – сироты, дети – правонарушители, дети группы риска;
ü знакомство с содержанием и сферами профессиональной деятельности социальных педагогов;
ü практическое овладение профессиональными функциями (правозащитной; предпредительно – профилактической; социально – воспитательной);
ü ознакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса;
ü овладение технологиями разрешения проблем детей и подростков специалистами данных учреждений;
ü ознакомление с основными видами социального инструментария, используемого социальным педагогом в своей деятельности;
ü формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности.
После прохождения психолого-педагогической практики студенты должны знать:
• структуру учреждений современной системы образования, организационно-штатные структуры организаций; особенность контингента, с которым они работают;
• законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений;
• функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности педагогов, других специалистов учреждения по организации учебно-воспитательной деятельности;
• основные проблемы, которые возникают в общении с детьми и подростками;
• направления и особенности деятельности социального педагога и психолога в учреждениях;
• особенности психолого-педагогической работы с детьми разного возраста и категорий;
• технологии организации воспитательных и культурно-досуговых мероприятий для детей и подростков.
После прохождения психолого-педагогической практики студенты должны уметь:
• работать с научной и методической литературой;
• устанавливать и поддерживать профессиональные отношения с педагогами и другими сотрудниками, руководителем учреждения;
• наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности специалистов;
• составлять протоколы наблюдения мероприятий;
• анализировать свои профессиональные и личностные качества;
• проявлять профессиональные качества будущего специалиста: организационные, коммуникативные, дисциплинированность и другие;
• вступать в конструктивное продуктивное общение с детьми, организовывать интенсивное знакомство;
• участвовать в совместной работе со специалистами, выполнять порученные задания;
• планировать воспитательные и культурно-досуговые мероприятия;
• организовывать и анализировать воспитательные и культурно-досуговые мероприятия;
• включать детей и подростков в разнообразные виды деятельности, организовывать их;
• организовывать индивидуальную работу с детьми, подростками;
• проводить психодиагностическое исследование подростков;
• создавать творческую и благоприятную атмосферу в детском и подростковом коллективе;
• контролировать и корректировать поведение подростков;
• организовывать различные формы групповой и индивидуальной воспитательной деятельности с подростками;
• составлять индивидуальный план работы, оформлять отчетную документацию.
В результате прохождения данной практики студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
-способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
-владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
-способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
-способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую. (ОПК-5);
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9)
готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
В социально-педагогической деятельности (ПКСП):
способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6).
Организация практики
Психолого-педагогическая практика организуется на III курсе в 6 семестре в течение 4 недель.
Практика проводится на базе учреждений среднего общего образования, социальных приютов для детей и подростков, учреждений интернатного типа.
Во время практики студент работает под руководством социального педагога и психолога учреждения.
Содержание и характер деятельности студентов