Основные направления зарубежной психологии
ПСИХОАНАЛИЗ
Важнейшим направлением, возникшим в период кризиса, стал психоанализ [12]. Его возникновение связано с именем австрийского психолога и психиатра З. Фрейда. Первоначально его идеи использовались в психиатрической практике как метод лечения неврозов, и лишь впоследствии он оформляется в одно из ведущих философских направлений XX в.
Основная идея психоанализа основывается на том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным. Согласно Фрейду, к бессознательному относятся разнообразные влечения и переживания человека, в которых он не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и продолжают побуждать его к тем или иным действиям и поступкам, проявляясь в искаженном виде (сновидения, творчество, фантазии и т.д.).
По З. Фрейду, в структуре психики существуют три основных компонента: ОНО (id), Я(Ego) и супер-Я (Super-Ego). Id является той стороной, где властвуют вытесненные бессознательные инстинкты. Я (Ego) – с одной стороны следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Super-Ego (сверх-Я) – это совокупность моральных устоев общества, выполняет роль «цензора». Таким образом, Ego находится в конфликте, так как требования id и Super-Ego несовместимы. Поэтому Ego (Я) постоянно прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. Однако мотивы переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности. Подавленные желания, по Фрейду, становятся источником конфликта. Они часто являются причиной разных психических заболеваний.
Основное место в концепции З. Фрейда занимает Эротическое влечение, связанное со специфической Энергией, называемой либидо. Она, собственно, движет и направляет всю жизнь человека. Его учение, несмотря на большую противоречивость и неоднозначность толкований выдвинутых им положений, сыграло значительную роль в становлении психологической науки.
В психоанализе впервые был поставлен вопрос о динамике отношений между бессознательным и сознанием. В итоге изменилось понимание сущности предмета психологии: сознание стало рассматриваться как часть живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни. Благодаря Фрейду изменилось понимание роли сексуальности в жизни человека.
Разработанные психоанализом специальные методы изучения человека в настоящее время широко используются в современных психоаналитических исследованиях.
Основные идеи Фрейда о соотношении сознательного и бессознательного получили дальнейшее развитие в исследованиях его учеников А. Адлера, К. Юнга и др. Так, в «индивидуальной психологии» А. Адлера ставится вопрос о бессознательном стремлении человека к совершенству. Стремление это, по его определению, неизбежно связано с переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать. Компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения.
Основа теории Юнга – наличие коллективного бессознательного, существующего в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием. Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека, то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества, и именно это бессознательное является тем, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования.
Центральное место у ученого занимает индивидуация – процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душа, по Юнгу, представляет некоторую нефизическую реальность, которая перемещается в связи с внутренним конфликтом. Она полна противоположностей (сознательное и бессознательное, экстравертированное и интравертированное и пр.). Человек в силу ряда причин развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой. В процессе индивидуальной жизни человек должен «открыть себя» и принять.
БИХЕВИОРИЗМ
Ряд ученых в начале XIX в. пришли к выводу, что психология должна выбросить из своего предмета вопрос о сознании и наблюдать только то, что можно непосредственно увидеть и зарегистрировать, а именно - поведение, поступки или реакции человека. Это направление получило название «бихевиоризм».
«Бихевиор» - по-английски значит «поведение», соответственно бихевиоризм определил предмет психологии как науку о поведении. Программу этого направления предложил американский ученый Д. Уотсон.
Бихевиоризм складывается как направление с явно выраженным естественно-научным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни.
Предметом исследования для бихевиористов было изучение поведения, активности. Они считали, что внешнее поведение человека или животного можно наблюдать, над ним можно проводить эксперименты, его можно контролировать и изучать. И таким образом, исследовать объективные факты. Вместе с тем не учитывалось, что сами поступки человека определяются его мыслями, чувствами, желаниями. Хорошо известно, что одно и то же поведение может иметь своей причиной самые различные психические состояния, и, если ограничиться только изучением поведения, постичь психическую деятельность невозможно. Поэтому бихевиоризм тоже ограниченно определил сущность предмета психологии. Психология поведения недооценивает роль сознания и закрывает поэтому путь к выяснению как причин поведения, так и сущности механизмов психической деятельности человека.
Внешняя и внутренняя активность рассматривалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения и секреторная деятельность.
В качестве доказательства Уотсон предложил схему S–R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение, т.е. реакцию (R). Причем характер реакции определяется только стимулом. Достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить необходимое поведение. А отсюда делается вывод – следует научиться управлять поведением. Надо проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.
По Уотсону, законы научения (т.е. формирование реакции на определенные стимулы) универсальны, поэтому данные полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространялись и на человеческое поведение. Особым направлением в рамках бихевиоризма являегся социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»). Это предполагает, что его поведение становится когнитивным, т.е. включает непременный познавательный компонент, в частности символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения.
Бихевиоризм, считая основной задачей психологии изучение поведения, показал возможность объективного подхода к психическим явлениям, внес определенный вклад в разработку методологии и техники экспериментального исследования и явился несомненным шагом вперед в понимании сущности предмет психологии.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – «образ», «форма») – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Если бихевиоризм в своем развитии широко опирался на физиологию и биологические науки, то гештальтпсихология находилась под большим влиянием физики и математики и их достижений. Ее главные представители М. Вертгеймер, В. Кёлер, М. Каффка, К. Левин выдвинули диаметрально противоположный подход к изучению ассоциативной психологии. Гештальтпсихология выступила против расчленения всех сложных психических явлений (в том числе и сознания) на элементы, построения из них по ассоциативному принципу сложных психических феноменов и выведения законов формирования целостных психических структур. Она использовала для изучения психики и объяснения сложных психических явлений принцип целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихологи выступили с утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психических явлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. Общую характеристику гештальтпсихологии как особого направления в психологии, выразил Вертгеймер в следующем высказывании: «Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит с целым, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним, структурным законом этого целого».
В исследованиях гештальтпсихологов изучение сложных явлений по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законов их формирования. Поэтому данное направление в науке называют структурной психологией. Гештальтпсихология оказала огромное влияние на психологические исследования во многих странах в первой половине XX столетия, сыграв положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии: восприятия, мышления, памяти, личности и межличностных отношений. Ее идеи способствовали применению в области психологии полезных для нас теорий и понятий, заимствованных из естественно-научных исследований, сделав психологию более соответствующей уровню научных достижений того времени. Однако гештальтпсихология, как и бихевиоризм, не решила главных проблем, породивших общий кризис психологической науки, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам [14; 535].