Краткая характеристика основных направлений в консультировании
Психоаналитическое направление.В его основе лежит глубинная психология (психодинамическое направление), представлена на сегодня психоанализом З. Фрейда и множеством его модификаций (А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.). В рамках психоанализа сущность человека определяется психической энергией, сексуальной природой и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго, суперэго. Поведение мотивируется сексуальными побуж- дениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на современном чередовании стадий сексуального развития. Цель консультирования: перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.
Адлерианское направление. Подчеркивается позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни. Поведение мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. На стиль жизни влияют порядковый номер рождения, стиль родительского воспи- тания, те или иные особенности физического развития. Нормаль- ное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. Акцент в консультировании делается на трансформации це- лей жизни клиента, помощи в формировании социально зна- 24 чимых целей и корректировке ошибочной мотивации посред- ством обретения чувства равенства с другими людьми. Важное место занимает реконструкция индивидуального стиля жизни.
Терапия поведения имеет в своей основе поведенческий подход в психологии. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера, к которым позднее присоеди- нились Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл и др. В нем человек рассматри- вается как продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обу- чают посредством подкрепления и имитации. Бихевиористы, как правило, выясняют причинно-следственные связи в последова- тельности событий, определяющих поведение клиента; совмест- но с клиентом выбираются достижимые для него цели, перечис- ляются альтернативы, формулируется конкретный план действий на будущее. Психолог-бихевиорист действует и как консультант- эксперт, обучающий клиента эффктивному поведению
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия, ра- нее – рациональная терапия и рационально-эмоциональная (-эмо- тивная) терапия), – подход в психотерапии, созданный А. Элли- сом, А. Беком. Человек рождается со склонностью к рациональ- ному мышлению, но одновременно и со склонностью к паро- логичности. В качестве главной причины психических рас- стройств рассматриваются ошибочные, иррациональные когни- тивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т. п.), а не прошлый опыт индивида. Такие когниции в терминах РЭПТ называются «иррациональными верованиями» (иногда – «иррациональными убеждениями»), и основной целью терапии является их устранение. В основе адаптивного поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.
Консультирование направлено на устранение «саморазрушающего» подхода клиента к жизни и помощь в формировании толерантного и рационального подхода; способствует применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.
Клиент-ентрированная терапия (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт). Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. 25 Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, направленность на реализацию собственной личности и стремление к самопознанию. Подчеркивается значимость уверен- ности в себе. В результате реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать пробле- мы, с которыми он сталкивается. Клиент сам определяет, достиг ли он в результате терапии желаемых целей, в любую минуту он может прекратить терапию или решить продолжать ее дальше. Цель консультирования – создать благоприятный климат кон- сультирования, подходящий для самоисследования и распозна- вания факторов, мешающих росту личности, поощрять откры- тость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
. Экзистенциональная терапия (И. Ялом, Р. Мэй, Д. Бью- дженталь, С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, Р. Кочюнас, В. Франкл, Н. В. Клюева и др.). Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать судьбу, ответственности и экзистенциональной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Развитие личности основывается на уникальности каждого человека. Отмечая, что в экзистенциальной психологии нет единого мнения по данному вопросу, Р. Кочюнас выделяет следующие экзистен- циальные факторы – данности человеческого существования: 1) чувство бытия; 2) свобода, её ограниченность и ответственность за неё; 3) конечность человека или переживание Ничто; 4) экзистенциальная тревога; 5) экзистенциальная вина; 6) существование во времени; 7) смысл и бессмысленность. Встреча человека с данностями существования находится в центре внимания процесса экзистенциального консультирования. С точки зрения Р. Кочюнаса, цель экзистенциальной психотерапии – помочь клиенту понять, до каких пределов простирается его 26 свобода что-то менять в жизненной ситуации; в чем трудности разрешимы, а в чем – нет; в чем клиент сам себя ограничивает.
Трансактный анализ. Согласно концепции Э. Берна, чело- век запрограммирован «ранними решениями» в отношении жиз- ненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психо- логического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель консультирования – реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, гармонизация Эго- состояний, обучение навыкам противостояния манипуляциям, формирование способности к подлиному общению.
Трансактный анализ включает в себя: 1) структурный ана- лиз – анализ структуры личности; 2) анализ трансакций – вер- бальных и невербальных взаимодействий между людьми; 3) ана- лиз психологических игр – скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу); 4) анализ сценария (скрипт- анализ) – индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует (В. В. Макаров, 1999).
Гештальттерапия (основные идеи и методы разработали Ф. Перлз, Л. Перлз, П. Гудман). Человек представляет собой це- лостное социобиопсихологическое существо. Человек и окру- жающая его среда – единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой – если мы изменяем свое пове- дение, то и окружающие вынуждены меняться. Основными принципами являются актуальность (работа в настоящем), стрем- ление к развитию осознанности и развитие способности прини- мать ответственность за свою жизнь. Главная цель гештальттерапии – достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, мыслительной деятельности, а также, насколько возможно, полного осознавания внешнего мира, преж- 27 де всего мира межличностных отношений. Гештальттерапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутые без достаточного осознавания, не дают стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых. В результате гештальттерапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуля- циям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – это спо- соб исцеления души через работу с телом, неоднозначно пони- маемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов. В настоящее время описаны не менее 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Наиболее известные виды телесно-ориенти- рованной психотерапии: характерологический анализ В. Райха, биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Ф. Александера, метод чувственного сознавания (Ш. Селвер и Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф). Менее известны в нашей стране техники биосинтеза, бондинга, танатотерапии (В. А. Баскаков).
Телесно-ориентированная психотерапия возник- ла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления консультирования и психотерапии, придерживается холистичес- кого подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека. Методы телесно-ориентированной психо- терапии направлены на обеспечение условий, в которых человек сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и 28 телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования.
Арт-терапия. В переводе с английского языка «арт- терапия» – лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволя- ет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя, способ- ствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора (А. И. Копытин). Язык искусства по-своему доступен и понятен каждому человеку, в особенности если иметь в виду глубину его эмоционального проникновения. Именно поэтому методы воз- действия на личность с помощью искусства очень эффективны.
Психотерапия искусством– это вид психотерапии, кото- рый основан на использовании различных форм и видов искусст- ва в лечебных целях. Традиционно психотерапия искусством представлена следующими основными направлениями: арт- терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцедвигательной терапией. Таким образом, арт-терапия – одна из составляющих терапии искусством. В настоящее время термин «арт-терапия» применяется в научной литературе в двух смыслах: 1) метод, основанный на использовании различных форм творческой деятельности (как специфического вида деятельности человека); 2) метод, в основе которого психотехнологии, связанные с использованием изобразительного творчества (визуальное искусство). С точки зрения западной психологии арт-терапия – это метод лечения, воздействия на человека, основанный не только на привлечении клиента к занятиям изобразительным творчеством, но и на восприятии им готовой изобразительной продукции (например, восприятии и обсуждении картин, фото- и видео- материалов). Исходя из этого, выделяют активную и пассивную арт-терапию. Активная арт-терапия предполагает побуждение клиентов к самостоятельной творческой деятельности, пассивная же основана на использовании уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию.
29 Системный подход. Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Консультирование в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дезадаптацию ее участников, психолог занимает пози- цию включенного наблюдателя или активного наставника. Он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моде- лирует конфликты, дает домашние задания и т. д.
Интегративный, или мультимодальный, подход. Становит- ся все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм и теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля: какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффек- тивна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или, по выражению М. Эриксона, для каждого пациента – своя психотерапия. Смешение разных фак- торов и стилей интеграции создает «дикую психотерапию», чрева- тую, как подчеркивает А. Лазарус, непредсказуемыми эффектами. Кроме названных выше направлений можно назвать такие развивающиеся направления, как трансперсональная психология (К. Уилбер), терапию творческим самовыражением М. Е. Бурно, «дианализ» Ю. В. Завьялова, понимающую психотерапию Ф. Е. Василюкаи другие