Характеристика основных направлений психотерапии.

Психотерапия – это вербальное и невербальное воздействие на человека (клиента\пациента), на его суждения, эмоции, поведение, сознание при многих психических и психосоматических расстройствах. Включает задачу активизации ресурсов человека.

Тогда, когда эмоции у человека являются неадекватными (например, у психопатоподобных на похвалу – агрессия; исключение подростки) ВОЗ определяет это как психическое расстройства. Также снижение волевых качеств, соскальзывающее мышление, нарушение иерархии мотивов и идентичности личности.

Психосоматические расстройства – это взаимосвязь психических и телесных заболеваний. Виды: психоз (расстр-во мышления, нарушение личности, грубое нарушение психики, затрагив-й все сферы): эндогенный, экзогенный; невроз (сохранны личность и мышление, физиологич. нарушения сна, аппетита и пр.): только психогенный характер; психопатия (личностные расстройства, нарушение эмоциональной и личностной сферы – не является болезнью): эндогенная.

Историческая справка: 18 век – один из первых опытов относится к Ф. А. Месмеру, который предложил «теорию животного магнетизма». Типичный клиент с истерическим неврозом. Согласно теории, вокруг человека есть флюиды, которые проникая через почву в тело человека создает энергетические потоки. С помощью их человек живёт без болезней. Но если циркуляция нарушается, то человек страдает параличами и другими заболеваниями. Месмер собирал людей, вводил в транс, «разбрасывая флюиды» - в 40-50 % люди выздоравливали. Опыт «космического магнетизма» был популярен в 18-19 века. Однако Месмера разоблачили и выяснили, что это обычное внушение.

В 19 веке Бред предложил понятие «гипноз». Существовало две школы: 1) гипноз-обычный сон, который позволяет человеку выздороветь; 2) гипноз-патологическое состояние, искусственный психоз. Гипноз является родоначальником психотерапии.

19-20 век. Гипноз – «суггестия», т.е. внушение. Использование словесных установок, больше чем трансовые состояния. В конце 19 века в школе Шарко проходил практику З. Фрейд, у которого ничего не получалось с гипнозом, что послужило возникновению психоанализа.

Направление Основные теоретические принципы
Психоаналитическое направление (по Фрейду). Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов (между СуперЭго и Ид), вызывается тревога, которая вытесняется за счёт защитных механизмов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции
Адлерианское направление (по А. Адлеру). Акцентируется позитивная природа человека. Личность не делится. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Рассматривает социальную сущность и ориентируется на будущее. Центральный момент – комплекс неполноценности (процесс компенсации). Чем больше комплекс неполноценности, тем больше стремление к власти – приход к компенсации. В основе невроза лежат нереалистические и недостигаемые цели (расхождение между ними). Адлер отмечал чувство общности (потребность кооперироваться – важная форма приспособления людей к среде). Заблокированное чувство кооперации лежит в основе неприспособленности к жизни и невротическим заболеваниям. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.
Юнгианское направление (по К. Юнгу) Отвергает сексуальную трактовку личности. Источник энергии: не либидо, а психическая энергия в целом. Психическая энергия – выраженные и оформленные душевные побуждения или силы, энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей подобно физической энергии (притяжение протона и электрона «+» и «-». Юнг настаивает на личностной природе. Фундамент личности – коллективное бессознательное (психическая система, которая имеет коллективную, универсальную и беличностную природу идентичную для всех индивидов. Центральное понятие – архетип (является образом каких-либо инстинктов и проявляется как первичная форма психической деятельности спонтанно): анима, анимус, самость.. Архетипов ровно столько же сколько жизненных ситуаций – проявляется в снах, в худ. м науч.фантазиях, в состояниях транса и иллюзиях. Архетипные образы связаны со спонтанными и непроизвольными проявлениями нравственных эмоций: гордость, стыд, сопереживания и т.д. Моральная реакция как архетипический образ изначально присущ психике индивида. Таким образом коллективное бессознательное вместе с личным бессознательным создает общее. Вытеснение и непринятие архетипов (энергии) приводит к психическим заболеваниям.

20 век: интенсивно развиваются различные направления психотерапии:





Поведенческое направление (Торндайк, Скиннер, Павлов, Сеченов) «бихевиоризм» Человек — продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. «Теория условных рефлексов» (Павлов, Сеченов) - формирование желаемого поведения человека. Когда формируется условный рефлекс даётся условный стимул, затем идёт безусловный стимул. Так выстраивается «ассоциативный мостик»: S-R. Альтернативный вариант (Скиннер, Торндайк)-«Теория оперантного обусловливания»: R-S. Поведение человека контролируется его результатами.
Когнитивно-поведенческое направление (Пиаже, Брунер, Арон Бек, Эллис)   Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)   1) поведение человека определяется эмоциональными реакциями; 2) эмоциональные реакции определяются когнитивным фильтром; 3) искажённые когниции и когнитивные абберации ведут к неправильному эмоциональному реагированию и поведению; 4) если мы хотим изменить поведение человека, то мы должны изменить воздействие на когнитивные реакции. Искажённые когниции – ошибки в переработке информации в виде идей, умозаключений, которые воспроизводятся как аксиома и имеют неосознанный характер («мужчинам нельзя верить»). Ошибки в логике и глобализация.   Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.
Гуманистическая (К. Роджерс) Акцентируется позитивная природа человека — свойственное ему врожденное стремление к самореализации, к локализации своих природных способностей, к статусу в обществе, к личностному статусу. Если это стремление блокируется, то возникают проблемы, затем – невроз. Человек обладает природной мудростью и способностью решать свои проблемы – эта теория предполагает отношение к клиенту как в равноправному. Основу психического здоровья составляют соответствие «идеального Я» - «реальному Я». Социальные условия, способствующие решению проблемы клиента – триада Роджерса (безусловное принятие клиента, эмпатическое восприятие личности, конгруэнтность). Конгруэнтность – аутентичность, соответствие между тем, что человек чувствует, как он понимает своё чувство и как его выражает. Нарушение приводит к психическим проблемам и неврозам. Часто происходит в раннем и дошкольном возрасте, когда значимые взрослые накладывают запрет на выражение чувств.
Гештальт – терапия (Ф. Перлз) Опирается на психоанализ и рассматривает роль бессознательного в организации поведения человека. Гештальт – это образ, структура целостность, не разделимая на части. Процесс взаимодействия человека (организма) с миром – ведущая потребность (побуждение к действию), даёт энергию. Контакт- уход – это механизм взаимодействия человека с миром для удовлетворения своих потребностей. Незавершённый гештальт – это блокированная потребность, которая вытесняется в бессознательное и болезненно там воспроизводится – является причиной невроза и задержки в личностном росте. Также в основе гештальт-терапии лежит телесно- ориентированная терапия Райха и Лоурена.
Экзистенциальная терапия(С. Кьеркегор)   Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, {временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.
Трансперсональная терапия (С. Гроф) Опирается на изменённое состояние сознания, а также использует трансперсональные ресурсы, то есть выходящие за пределы одной личности. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье. трансперсональной психотерапии используется более широкий подход, который включает в себя кроме биографического уровня, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт, мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями, животными, с другими личностями, с различными формами сознания - от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архитепические переживания и осознание сакральных знаний).
Групповая психотерапия (Я. Морено) Э. Берн «Игры, в которые играют люди». Форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы. Существуют методы психотерапии, изначально разработанные как групповые, например: психодрама, социодрама.
Нейролингвистическое программирование (Р. Бэндлер, Д. Гриндер) НЛП представляет собой технологию, описывающую алгоритмы поведения при оказании психотерапевтической помощи. У НЛП нет своей теории, концепции личности, психологии. Основное воздействие идёт через нервную систему. Мозг быстро «учиться», поэтому человека можно быстро вылечить и избавиться от проблемы. 1) человеческий мозг подобен компьютеру, который имеет набор программ; 2) большая часть программы не осознаётся – в этом и проблема; 3) все поведенческие симптомы имеют адаптивные функции и др.
Системная семейная психотерапия М. Боуэна. Мюррэй Боуэн Развивалась по другому пути, чем другие. Эклетическая – включены элементы из других терапий. Проблемы рассматриваются через теорию систем (опирается на организмический взгляд на мир, где отдельные предметы и явления рассматриваются как элементы системы). Таким образом семья рассматривается также как целостная система, где каждый элемент каким-то образом связан с другим (иерархическая связь). У каждого члена семьи – своя роль. Границы семейной системы – это некий свод правил и границы, которые выделяют семейную систему из окружающей среды (у каждой – свои).Законы семейной системы: 1) гомеостаза (стремление к постоянству, стабильности и равновесию). Поэтому любые изменения болезненно отражаются на семейных отношениях; 2) развития (каждая система стремится пройти полный жизненный цикл).

В 1999 году в Страсбурге была принята декларация по психотерапии. Согласно этой декларации психотерапия стала самостоятельным направлением в науке и практике (раньше относилась к психиатрии). Рамки психотерапии и практической психологии в настоящее время размыты. Она располагается в различных сферах: педагогике, псих.консультирование и др.

Наши рекомендации