Классный руководитель, его назначение и функциональные обязанности. Краткая характеристика основных направлений и форм работы классного руководителя

17-19вв. появилась должность классного наставника - прообоаз КлРук. 1934 г. появл-ся в советской школе. это один из учителей. На должность назначает директор. Права и обязанности КлРук раскрыв-ся уставом школы.

Кл. руководитель (обычно опытный учитель) занимается внекл. воспит. работой., организовывает общественно полезный труд, нравственную и эстетическую деятельность учащихся, создает коллектив класса.

Функции Кл. р.:

1. воспитание нравственности учащихся.

2. организация коллектива класса

3. развитие познавательных интересов

4. охрана здоровья школьников

5. тесный контакт с родителями

Обязанности Кл. р.:

1. всестороннее изучение учащихся (наблюдение, беседа)

2. контроль успеваемости и дом. Работы

3. вовлечение учащихся в кружковую работу

4. работа с семьей

5. ведение личных дел учащихся

Планирование воспитательной работы:

1. определить уровень воспитанности класса

2. разработка внеклассных мероприятий(беседы, экскурсии, вечер)

3. разработка мероприятий по решению ведущей воспитательной задачи (как повысить качество самостоятельной работы)

4. оформление плана воспитательной работы (по датам)

Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.

Выделяют 3 уровня ф-ций. 1-й уровень – педагогические и социальные ф-ции, относ. к группе целевых: воспитание уч-ся, соц. Защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окр. среды, интеграция всех усилий педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. 2-й уровень – соц.-психологические ф-ции и прежде всего – организаторская – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни своего региона, микросреды и самих школьников, т.е. учитель помогает учащимся в организации разнообразной деятельности. Также важной на этом этапе является ф-ция сплочения кол-ва. 3-й уровень – управленческие ф-ции, к которым относятся диагностическая, целеполагания, контроля и коррекции.

Права КР: получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, контролировать успеваемость каждого ученика, посещаемость учебных занятий, координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса, получ. помощь от педколлектива школы, определять индивид. режим работы с детьми. Обязанности КР:организация в классе учебно-воспитательного процесса оптимального для развития положительного потенциала личности, оказание помощи ученику в решении острых проблем, установление контакта с родителями и оказание им помощи в воспитании детей.

Формы работы КР с уч-ся: по видам д-ти (учебные, трудовые, спортивные), по способу влияния педагога(непосредственные и опосредованные), по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные), по субъекту организации(орган. яв-ся педагоги, родители, деятельность детей организуетсяся на основе сотрудничества, инициатива и реализация принадлежат детям), по результату (резу. м/б: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт), по числу участников(индивидуальные[беседа, консультац, задушевный разговор], групповые массовые [спектакли , концерты, спорт. меропр.]).

Наши рекомендации