Характеристика основных направлений самодеятельного творчества

Центральное место в системе народной культуры зани­мает художественная творческая деятельность. Приступая к ее анализу, целесообразно выделить три основных направле­ния развития этой деятельности: фольклор, любительское искусство, т.е. искусство, ориентированное на профессио­нальные образцы, и постфольклорное творчество, развиваю­щееся на основе инновационных форм креативности.

С понятием «фольклор» произошло то, что в области терминологии случается весьма редко, - оно имеет точную дату и место рождения. В 1864 году известный английский историк Вильям Томе впервые употребил это слово в своей статье, напечатанной в газете «The Athenaeum». С легкой руки этого исследователя новый термин стал постепенно проникать во все страны, заменяя прежние многочисленные обозначения феномена народного творчества.

В российскую науку понятие «фольклор» вошло с не­которой задержкой. Во всяком случае, в течение XIX столе­тия употреблялись главным образом термины «народное поэтическое творчество», «устная словесность», «народная словесность», «народная поэзия», и только в начале XX века стало постепенно вводиться слово фольклор. В целом отече­ственная фольклористика всегда тяготела к некоторому зау­живанию объема этого понятия. В таком подходе, с одной стороны, были определенные плюсы (на узком участке легче шли процессы углубления теории и практики познания объекта), но с другой - и свои минусы (изучаемая область, изолируясь, превратилась в довольно жесткую систему, от­талкивающую от себя многочисленные художественные но­вообразования).

Сегодня можно с определенностью говорить о трех подходах к исследовалию фольклора и о трех родившихся на этой базе концепциях. В рамках первой из них фольк­лор рассматривается как устное поэтическое творчество. Сторонники второй концепции понимают под фольклором комплекс словесных, музыкальных, драматических, хореог­рафических, декоративно-прикладных видов народного творчества. Сущность третьей концепции состоит в том, что фольклором именуется народная художественная культура в целом. На современном этапе наибольшую поддержку у научной общественности получила вторая, срединная, кон­цепция, уходящая как от слишком зауженного, так и чрез­мерно широкого эксплицирования исследуемого понятия.

С точки зрения классического деления искусства по родовому признаку в фольклоре существует три рода произ­ведений: эпические, лирические и драматические. При этом в состав эпических включаются былины, исторические пес­ни, сказки, предания, легенды, сказы и др. К произведениям лирического характера относятся обрядовые, семейные, лю­бовные песни, частушки, причитания и т.д. В ряду драмати­ческих произведений стоят различные народные драмы.

Вместе с тем фольклор настолько разнообразен, что три традиционные родовые обоймы, естественно, не могут вобрать в себя все реально существующие жанры. Ведь наря­ду с вышеназванными жанрами есть еще пословицы, пого­ворки, анекдоты, заговоры, загадки, дразнилки, потешки, заклинания, духовные стихи, жанры танцевального и деко- ративно-прикладного искусства и многое другое. Таким об­разом, троичное деление фольклорных жанров едва ли может считаться сегодня продуктивным.

Российская фольклористика исходит из понимания фольклора как общественно обусловленной, исторически развивающейся творческой деятельности народа, обладаю­щей целостной совокупностью специфических признаков, в число которых включаются традиционность, синкретизм, коллективность творческого процесса, полиэлементность, преимущественно устная передача, вариативность. У фольк­лора есть своя характерная для него система выразительных средств. В схематическом виде ее можно обозначить как особые композиционные средства: запев, зачин, присказка, ретардация (замедленное развитие действия), троичность событий, общие места и специфические стилистические средства (символика, параллелизмы, постоянные эпитеты, гиперболы, аллегории, гротеск и др.).

По отношению к фольклорному наследию художе­ственная деятельность духовного плана включает несколько функций. Первая из них - работа по сохранению фольклора в повседневной жизни народа. Речь идет о таком бытовании фольклорных произведений, когда люди поют, играют, танцуют не для публики, а для себя. Здесь фольклор суще­ствует и развивается в живых формах народной эстетики: праздничных обрядах, играх, гуляниях, посиделках, хорово­дах и т.д.

Совсем иначе обстоит дело в тех ситуациях, когда са­модеятельность использует фольклор в своих сценических выступлениях. Перевод фольклорных произведений в прин­ципиально новую форму существования требует серьезной их адаптации. Прежде всего фольклор освобождается от целого ряда бытовых деталей. Произведение обретает более жесткую закрепленность, даже если импровизационность в какой-то мере сохраняется, удельный вес ее приходится рез­ко сокращать. В действие вступают законы сцены, заставля­ющие учитывать особенности зрительского восприятия, необходимость уложиться в определенные временные рам­ки, сделать показ ярким, интересным, динамично развиваю­щимся и т.д.

Следует всячески опасаться обезличенности, стандар­тизации, незнания или прямого игнорирования местной исполнительской манеры. В результате подобных ошибок народные хоры и ансамбли становятся похожими друг на друга. Исчезает неповторимое своеобразие певческих и танцевальных приемов, утрачиваются ценные региональные традиции.

Применительно к выступлениям народных хоров пре­словутый «общерусский стиль» чаще всего сводится к примитивному двухголосию, разухабистости, надрывности. Теряется то, чем всегда славилась истинно русская исполни­тельская манера с ее многоголосием, сдержанностью, бла­городством. Упрощенное до примитива пение в некой стан­дартной манере начинает вытеснять чистое и стройное, рас­цвеченное отголосками истинно русское исполнение народных песен. Нечасто можно встретить многоголосые хоры, выступающие не просто под баян, а под традиционные народные инструменты - балалайки, рожки, гудки, жалейки. Многие неплохие, в сущности, народные ансамбли не умеют и боятся петь без сопровождения. Между тем природа рус­ского многоголосия исключительно богата по своим испол­нительским возможностям. Это великолепная школа для всестороннего развития музыкального слуха, выработки чувства ансамбля, формирования правильного интонирова­ния.

Фольклорной самодеятельности полезно больше вни­мания уделять собирательству. Это значительно обогащает работу, делает ее творческой, значительно расширяются источники пополнения репертуара. Участники самодеятель­ности обретают плодотворные связи с глубинными истока­ми, питающими нашу художественную культуру.

Систематическая поисково-исследовательская работа дает возможность учиться редчайшему искусству не просто петь, а творить песню. Бережная запись и воспроизведение песенного фольклора с тщательным сохранением его поэти­ческого и музыкального богатства помогает лучше понять и усвоить первозданную исполнительскую манеру. Там, где по-настоящему развивается собирательская деятельность, не остается места обезличенным под «а-ля рюс» песенным штампам.

Принцип бережного отношения к художественным традициям отнюдь не означает их абсолютной неприкосно­венности. Современная самодеятельность - не просто хра­нитель, а продолжатель всего лучшего, что накоплено в системе народного творчества. Вот почему наряду с очень полезной и важной во всех отношениях поисково-исследова­тельской деятельностью наши самодеятельные группы мно­го и успешно занимаются творческой обработкой фольклор­ных произведений. В целом ряде случаев это не только полезно, но и необходимо. Существует немало народных произведений, особенно из обрядового репертуара, которые можно переносить на сцену, лишь освободив их от бытовых деталей и объединив в тематические циклы и программы. Опыт лучших фольклорных ансамблей свидетельствует о допустимости квалифицированно выполненной аранжиров­ки фольклора. Важно только, чтобы такая аранжировка не нарушала исконную природу и глубинную сущность перво­источника, не вносила в него чужеродных элементов.

Время перестройки и реформирования обществен­ной жизни связано в нашей стране с самым настоящим фоль­клорным бумом. Фольклор активно возрождается на досу- гово-бытовом уровне, прежде всего в традиционных празд­никах и обрядах. Успешно работают многочисленные фольк­лорные коллективы, фольклорные школы, дома и центры фольклора. Культурное наследие изучается в школах и дру­гих учебных заведениях. В достаточно широких масштабах готовятся кадры специалистов по фольклору.

Все это, естественно, радует и вместе с тем тревожит. При громадном уважении к традиционному народному искусству не стоит забывать, что оно составляет лишь часть культуры. Обращаясь к истории, правомерно заметить, что основной бедой процесса развития нашей художественной жизни всегда было неумение разумно сочетать традицион­ное и инновационное. Едва ли станет полезным, если мы в пылу фольклорного энтузиазма начнем срочно переквали­фицировать все наши досуговые центры в фольклорные. Надо, чтобы традиционная художественная культура зани­мала очень почетное место. Но только свое, никого при этом не оттесняя и не стесняя. Здесь тоже требуется гармония старого и нового. Не зря говорят, что не стоит идти вперед с головой, повернутой назад.

После появления на Руси профессионального искусст­ва, а точнее, почти параллельно с его формированием начинает развиваться художественное творчество непрофес­сионалов. Понятия «дилетант» и «дилетантство» (от италь­янского dilettante и dilettare - услаждать) употребляли тогда по отношению к людям, которые занимались искусством без специальной подготовки и деятельность которых в этой об­ласти не являлась для них профессией. Никакого негативно­го смысла в этот термин не вкладывалось. Во Франции любителя подобного типа называли аматер (Amateur), а в Германии применительно к человеку с таким увлечением употребляли термин Liebhaber.

В России аматерное искусство получило довольно ши­рокое распространение в дворянской среде. Как известно, здесь было очень много талантливых людей, которые с вели­ким удовольствием и отличными результатами занимались художественным творчеством, но официально (особенно это относилось к аристократическому дворянству) в силу со­словного положения не могли себя причислить к категории профессиональных тружеников искусства. Несколько по­зднее к интересному и даже по-своему престижному виду творчества стали подключаться и представители других сло­ев общества. В 1748 году в Ярославле родился домашний лю­бительский театр Федора Волкова; с 1760 года в Москве начала действовать аналогичная театральная группа Ильи Скорнякова. Среди любительских театров, возникших позднее, нельзя не отметить Алексеевский кружок (1877) К.С. Алексеева (Станиславского). Некоторые из этих люби­телей, пройдя через самодеятельность Немецкого клуба и Московского общества искусства и литературы, стали потом основателями Московского художественного театра (1898).

Не менее активно развивалось в России музыкальное любительство. После того, как вошел в моду клавесин, по­явилось великое множество любителей пения. Получившая популярность гитара подняла интерес к романсам. Музы­кальные и театральные любительские группы стали неотъем­лемым звеном деятельности народных домов, клубов и изб-читален.

В первые послеоктябрьские годы у дореволюционного любительского театра появилось немало противников, кото­рые смотрели на подобное занятие как на подражательное и отжившее свой век. В новом бушующем мире значительно больше ценилось агитационно-пропагандистское искусство в форме «живой газеты», «синей блузы», театров рабочей молодежи, агитпропбригад. Однако в развернувшейся нелег­кой борьбе любительство не только устояло, но и к середине 1930-х годов вышло на лидирующие позиции. Не будет преувеличением сказать, что именно оно составило основу того довольно широкого культурного движения, которое по­лучило наименование «художественная самодеятельность».

Наряду с фольклором и любительством, ориентирован­ным на образцы профессионального творчества, в общей системе народной художественной культуры отчетливо вы­деляется еще одно направление. У него нет устоявшегося и общепринятого названия. Однако чаще всего используется понятие «постфольклорное творчество». В отличие от крес­тьянского по своей природе и сущности традиционного фольклорного искусства постфольклор - это явление город­ской жизни и городской культуры. В художественно-онто­логическом плане оно родилось в результате своеобразного синтеза фольклора, профессионального искусства и аматер- ной деятельности. Постфольклор с самого начала имел ярко выраженное гибридное содержание и своеобразную систему выразительных средств. Кстати говоря, этот феномен был характерен не только для российской действительности. По­явление его имело место и в других странах. Рассматривае­мый жанр художественной культуры начал создаваться широкими демократическими слоями городского населения. Это было выражением их нового мировосприятия, мироощу­щения и мировоззрения. В российском варианте многое шло, с одной стороны, от народной смеховой культуры, народной сатиры, ярмарочного балагана, сатирико-юмористического кукольного театра, представления ряженых, лубочных кар­тинок, веселых капустников, а с другой - от профессиональ­ной (и полупрофессиональной) эстрады, цирка, театра.

Короче говоря, мы видим тут типичную смесь «сырого» и «вареного», самодеятельного и профессионального, народ­ного и специализированного искусства.

Одной из оригинальных ветвей третьего, постфольк­лорного, направления в послереволюционные годы стали у нас уже упоминавшиеся жанры самодеятельного агитпропа в виде «живогазетных» программ, политсудов, политкарна- валов, «синеблузых» представлений, трамовских спектаклей и т.д. Позднее на этой основе родилась широко известная агитационно-художественная бригада. На современном эта­пе к формам третьего направления можно отнести люби­тельские эстрадные театры, стэмы, КВН, клубные кабаре, театры буффонады и другие театры малых форм. Это на­правление продолжает жить и успешно развиваться и в на­стоящее время.

Важное место в общей системе современного народно­го творчества занимает поисково-исследовательская дея­тельность. Элементы поиска и исследования встречаются во многих видах досуговых увлечений. Однако в некоторых случаях они выходят на первый план и становятся основной, главной целью любителей. Говоря о поисково-исследова- тельской деятельности, мы имеем в виду особо организован­ные, использующие специальные методы познания и преобразования явлений окружающей действительности за­нятия. Главная цель такой деятельности - получение новой информации и разыскание определенных предметных цен­ностей.

Поиск и исследование характерны для работы любите­лей и любительских объединений краеведческого и природо­ведческого типа. В последние годы усилилось стремление к научным изысканиям в гуманитарно-общественной сфере. Это выразилось, в частности, в быстром росте досуговых формирований, специализирующихся в области истории, ис­кусствоведения, литературы, фольклористики, этнографии и Др.

Одной из специфических форм развертывающейся в условиях свободного времени поисково-исследовательской деятельности является коллекционирование. Речь идет о це­ленаправленном разыскании представляющих исторический, историко-краеведческий, естественнонаучный или художе­ственный интерес предметов с последующим объединением их в систематизированное по тому или иному признаку со­брание - коллекцию.

Коллекционерские занятия имеют весьма важную особенность. При правильной организации они выводят человека за сравнительно узкие рамки интереса к непосред­ственному процессу собирательства. Как правило, объединя­емые в коллекции вещи обладают ярко выраженными эстетическими качествами, поэтому почти любое коллекцио­нирование способствует эстетическому развитию личности. Стремясь стать знатоком и мастером в определенной облас­ти, человек так или иначе втягивается в процесс художе­ственного самообразования.

Собираемые предметы почти всегда интересны в исто­рическом плане. Свою историю может иметь и сам коллекци­онируемый предмет, и то событие, которому посвящена, например, открытка, этикетка, монета, марка. Таким обра­зом, любитель очень часто становится своеобразным специа­листом в своей области.

Серьезное увлечение коллекционированием обычно предполагает определенную подготовку в той или иной специальной области - географии, спорте, экономике, био­логии, этнографии и т.д. Без основательной научной ориен­тации невозможно ни целенаправленное комплектование коллекций, ни систематизация коллекционного материала. Коллекционирование относится к тем видам хобби, которы­ми во многих случаях интереснее заниматься не в одиночку, а активно общаясь с коллегами. В совместной деятельности коллекционеров привлекает возможность обмена знаниями и опытом, встречи с квалифицированными любителями из других клубов и объединений, получение информации о новинках, возможность централизованного комплектования своих собраний и обмена коллекционным материалом. Здесь общими усилиями приобретается справочная литература, выписываются специальные периодические издания, катало­ги, книги, организуются выставки, конкурсы, смотры.

Большой простор для занятий поисково-исследова- тельского характера представляет область технического творчества. К сожалению, в последние годы по целому ряду причин эта область оказалась по своему содержанию несколько суженной. Между тем в организации такой дея­тельности в досуговых центрах есть очень большая необхо­димость. Среди ее достоинств большое значение имеют оснащение оборудованием и материалами, организационно- педагогические преимущества, возможность систематичес­кого повышения технической компетентности под руководством квалифицированных руководителей и т.д.

Любительская деятельность технического плана вклю­чает в себя конструирование моделей, механизмов, прибо­ров, машин, радиоэлектронных устройств и других технических объектов. Развиваясь в условиях культурно- досуговых центров, эта деятельность имеет собственное специфическое содержание и, как правило, не дублирует ту изобретательную и рационализаторскую работу, которую ведут энтузиасты, объединенные обществами изобретателей, рационализаторов и отраслевыми научно-техническими обществами. В центрах досуга культивируют, в основном, техническое любительство, не связанное с решением производственных задач: спортивное моделирование, конст­руирование занимательных технических устройств, киберне­тических механизмов, оригинальной радиоаппаратуры, малолитражных средств передвижения, бытовых приборов, миниатюрных самоделок и т.д. Значительное распростране­ние нашли кружки технического моделирования, авиа-, авто-, судомоделирования, радиоэлектроники, кибернетики, автоматики.

Конструкторско-техническая деятельность может но­сить репродуктивный характер. Это воспроизведение уже созданных ранее технических объектов, в процессе которого кружковцы занимаются исполнительской работой. Репро­дуктивное конструирование - необходимая предпосылка и ступень на пути подлинно творческой деятельности, пред­ставляющей смысл существования большинства любительс­ких коллективов. Школа воспроизведения дает кружковцам необходимые научно-технические знания. Работая по имею­щемуся образцу или инструкции, они не только совершен­ствуют свои умения, но и, в известной мере, приобщаются к процессу творчества «изнутри». Для них становится более понятным и доступным путь постоянного исследования с не­избежными на этом пути сомнениями, поисками, находками.

Среди развивающихся в сфере свободного времени ви­дов деятельности почетное место занимает деятельность, от­носящаяся к области социального творчества. Инициативное объединение представляет собой организацию особого типа. Поскольку его члены зачастую близко связаны по работе или проживают в одном районе, их общение с населением протекает в обстановке предельной непринужденности и до­верительности. Постоянно встречаясь с людьми, они всегда могут быть в курсе местных дел, хорошо знают настроения, суждения, мнения основных групп микросоциума. Им легче определять результаты своих инициатив, налаживать обрат­ные связи. Практикуемые ими методы воздействия обладают большей гибкостью, постоянно совершенствуются, приспо­сабливаются к конкретным региональным условиям.

Важным компонентом социального творчества являет­ся организаторская деятельность. Конечная цель ее состоит в обеспечении эффективного выполнения определенного вида целевой деятельности, которая может представлять собой воспитание, творчество, развлечение, отдых. В про­цессе организаторской работы осуществляется мобилизация и координация действий других людей. Каждый раз, когда объединение реализует ту или иную программу, ему необхо­димо не только «организовываться внутренне», но и органи­зовать соответствующим образом рядовых участников праздника, митинга, воскресника и других массовых акций.

В деятельности такого типа особенно интенсивно фор­мируются организаторские способности личности. Прежде всего речь идет об умении отчетливо представлять ход реше­ния выдвинутой задачи, разрабатывать оптимальную страте­гию и тактику достижения цели, верно определять общую линию и конкретные шаги предстоящей работы. Большое значение имеет способность правильно подобрать и расста­вить людей для выполнения намеченного задания, что требу­ет основательного умения разбираться в людях. Здесь организатор выступает как практический психолог, облада­ющий наблюдательностью, способностью быстро и правиль­но оценить человека, угадать его склонность к конкретному виду деятельности.

Инициативная деятельность общественных форми­рований развивается сегодня в нескольких направлениях. После принятия ряда государственных программ по патрио­тическому воспитанию граждан заметно оживилась работа патриотических объединений. В этой работе ярко воплоща­ется идея преемственности и сотрудничества поколений. Как правило, в них активно участвуют ветераны, люди среднего поколения, молодежь и подростки. Прежде всего подобная деятельность предполагает изучение истории родного края, собирание материалов о подвигах земляков, воссоздание истории боевых сражений. Применяемые методы традици- онны для любого исторического изыскания (работа в архи­вах, сбор реликвий, запись воспоминаний, изучение печатных источников, поиски на местах боевых сражений и т.д.). Как правило, выявленные документы и найденные па­мятные предметы образуют основной фонд краеведческих уголков и народных музеев.

Еще одно направление этой работы - проведение массо­вых походов молодежи по историческим местам. Участники таких походов не ограничиваются простым обозрением па­мятных мест, а сочетают их посещение с определенными прак­тическими делами, например с озеленением территории вокруг памятников воинской доблести и славы, благоустрой­ством мемориальных местностей и др. Кульминационным мо­ментом похода часто становится встреча со свидетелями и участниками знаменательных событий, массовые ритуальные действия у воинских памятников и на полях боевой славы.

Важное место в деятельности патриотических объеди­нений занимает участие в подготовке и непосредственное проведение дней воинской славы, юбилеев земляков-героев, годовщин сражений и других событий отечественной исто­рии. Объединения инициативного типа помогают сделать эти праздники и церемонии более торжественными, эмоцио­нально насыщенными, запоминающимися, придают им отчетливое общественное звучание и воспитательную значи­мость.

Все более важную роль начинают играть инициативные объединения в деле правового воспитания подростков, мо­лодежи и взрослых. Вполне понятно, что в условиях кризис­ного развития общества, сопровождающегося заметным снижением правовой культуры, эта деятельность достойна всяческой поддержки и самого широкого распространения.

Во многих городах и селах инициативные объединения становятся организаторами очень важной и нужной работы по охране окружающей среды. Сегодня здесь явно мало одних гринписовских акций. Задача заключается в том, что­бы защита природы стала делом самой широкой обществен­ности, чтобы никто не оставался в стороне от решения этих чрезвычайно актуальных задач.

На современном этапе увеличился удельный вес обще­ственных объединений инициативного типа, сосредотачива­ющих свое внимание на проблемах трудных подростков, семей группы риска, людей с ограниченными возможностя­ми, ветеранов, временно безработных, вынужденных пересе­ленцев и т.д.

Разветвленная сеть инициативных объединений помо­гает людям стать активными участниками общественной жизни, расширяет сферу действия народной инициативы. Благодаря их усилиям повышается роль общественности в решении вопросов, связанных с организацией досуга, быта, образования и воспитания. Это дает возможность последо­вательно вовлекать в систему управления государственными делами самые широкие слои населения.

Проявляясь в сфере социально-политических отноше­ний, личная активность человека превращается в могучую созидательную силу. Она нацелена на то, чтобы укрепить общественную систему, привести ее в соответствие с прису­щими ей объективными закономерностями и тенденциями. Это очень важный и ценный вклад в процесс формирования гражданского общества.

Наши рекомендации