Понятие «эмоциональный интеллект» в психологии
Понятие «эмоциональный интеллект» как научный термин появился в зарубежной психологии во второй ХХ века в 1990 году, когда американские учёные Дж. Мэйер и П. Сэловей предложили собственную модель эмоционального интеллекта [модель и]. Изначально под «эмоциональным интеллектом» понимали способности перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. За последние несколько десятков лет зарубежными и отечественными психологами было проведено множество исследований с целью проанализировать и доработать определения эмоционального интеллекта, создать наиболее полную модель данного конструкта, а также изучить возможности применения компонентов эмоционального интеллекта при создании различных профилактических, коррекционных, реабилитационных программ [Дегтярев ].
Долгое время интеллект сводился к совокупности когнитивных процессов, и у многих до сих пор этот термин ассоциируется только с характеристиками когнитивной сферы познания. Однако интеллект – сложное психологическое понятие, которое прежде всего подчеркивает интегрирующую функцию психического. Одним из критериев развития интеллекта служит успешность адаптации человека к окружающей действительности. Очевидно, что далеко не всегда наличие знаний и эрудиция определяют успешность в жизни. Гораздо важнее как человек чувствует себя в окружающем мире, насколько он социально компетентен в общении с людьми, способен справляться с негативными эмоциями и поддерживать положительный тонус в настроении [Александрова].
К сожалению, конструкты, связанные с социальными и эмоциональными способностями, оказались сложны с точки зрения их операционализации и различения с традиционными формами интеллекта. Более того, некоторые ученые пришли к выводу, что исследования в этой области бесперспективны [Робертс]. Несмотря на это, постепенно в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области. В центре их интереса оказался эмоциональный интеллект. В широком смысле к эмоциональному интеллекту относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей (Д. Гоулмен, Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. В. Люсин). Широкий интерес к эмоциональному интеллекту свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии. К тому же эмоциональный интеллект расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая дифференциальную психологию. Понятие «эмоциональный интеллект» соответствует теории множественного интеллекта Говарда Гарднера [ ], особенно его взглядам на межличностный и внутриличностный интеллект. Некоторые авторы считают, что эмоциональный интеллект удастся связать с объяснением эмоциональных явлений с точки зрения процессов переработки информации [Робертс].
Научный статус понятия «эмоциональный интеллект» пока недостаточно высок в связи с тем, что существует две альтернативные модели, на которых основывается его измерение. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания [Люсин, совр. Пр]. Эти модели предполагают измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют эмоциональный интеллект как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы [Сергиенко Е. А., Ветрова]. Важно отметить, что результаты опросников и тестов эмоционального интеллекта низко коррелируют друг с другом; это вызывает вопросы относительно научной состоятельности этих двух подходов.
Проблема эмоционального интеллекта является крайне актуальной на сегодняшний день. Изучение данного феномена имеет большую теоретическую и практическую значимость, так как в повседневной жизни эмоции порой играют решающую роль в характере межличностных отношений, принятии важных решений. Поэтому умение понимать, воспринимать и регулировать эмоции как свои, так и окружающих людей является ключевым моментом как межличностных взаимоотношений, так и супружеских отношений в частности.
Запрет на эмоции ведет в их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию конфликтности, непонимания со стороны партнеров. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности [Андреева И. Н. Гендерные]. Замена коллективистских ценностей на культ индивидуального успеха способствует тому, что агрессия во всё большей мере становится атрибутом семейных отношений. Конфликтные отношения между супругами могут стать моделью или образцом, на основе которого у детей формируется представление о том, что насилие является приемлемым или даже эффективным средством разрешения трудных жизненных ситуаций. В настоящее время у психологов и педагогов вызывает тревогу так называемая «эстафета насилия». Суть её в том, что дети, видевшие проявления насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в отношениях с другими людьми. Поэтому важно стремиться к познанию эмоционального мира людей и собственных эмоций хАндрееваАзбука эмоцх.