Социально-психологические особенности взаимоотношений
Социально-психологические особенности взаимоотношений
Подростков и педагогов в условиях детских домов
И школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот
М.Ю. КОНДРАТЬЕВ
доктор психологических наук, профессор, член"корреспондент Российской
академии образования, декан факультета социальной психологии
Московского городского психолого"педагогического университета
АНАЛИЗ СТАТЬИ.
Социально-психологические особенности взаимоотношений
подростков и педагогов в условиях детских домов
и школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот .
Резюме по содержанию статьи.
1.Те воспитанники детских домов, которые испытали
насилие от родителей или других взрослых в семье, очень неохотно идут на контакт с педагогами, и это затрудняет процесс воспитания и обучения таких детей.
2.Негативный характер воздействия на детей со стороны
педагогов способствует ухудшению характера самих детей и провоцирует их на жестокость, девиантное и делинквентное поведение в будущем.
3.В школах интернатах и детских домах есть своя иерархия, и
подросток, занимая низкую позицию в этой иерархии, ищет моральной поддержки у педагога, но не получает ее.
4.Однажды в одном из учреждений закрытого типа был
проведен эксперимент, в ходе которого учителя проверялись на предмет позитивного или негативного влияния, то есть референтности или антиреферентности по отношению к тем или иным воспитанникам, а дети проверялись на предмет честности, играя в игру под названием «Лотерея» в двух условиях: в простой ситуации и с присутствием фотографии глаз референтного педагога.
5.Для тех подростков, которые наиболее уважаемы в
неформальной иерархии воспитанников, педагоги являются менее референтными, для тех подростков, которые в той же иерархии являются аутсайдерами, педагоги являются более референтными, однако принцип ведущей роли преподавателя признается подавляющим большинством учеников.
ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ К СТАТЬЕ.
· В чем состоял эксперимент В.В.Воробьева под названием «Лотерея»? ((Реальность именно такого положения дел уже неоднократно получала подтверждение. Так, например, в экспери)
менте, проведенном А.В. Воробьевым[2], приняли участие учащиеся пятых—седьмых классов средней общеобразова)тельной школы. В ходе исследованиябыла использована оригинальная экспе)
риментальная процедура, названная ав)тором «Лотерея». Она предусматривала проведение двух серий опытов. На первом этапе школьники по одно) му приглашались в комнату, где на столе
были разложены привлекательные для детей этого возраста предметы (жева) тельные резинки, яркие шариковые руч) ки, значки, брелоки и т. д.). На другом Прикладные исследования и практика
столе лежали запечатанные билеты. Каждый испытуемый получал инструк) цию, смысл которой заключался в следу) ющем. Подросток должен был распеча)тать выбранный им билет и взять пред)
Мет из лежащих на столе, который был в нем указан. При этом в инструкции осо) бо оговаривалось, что билет не нужно показывать экспериментатору. Сам же экспериментатор после проведения ин)
структажа под тем или иным предлогом выходил из комнаты и вел наблюдение за испытуемым с помощью скрытой ви) деокамеры. В связи с тем что все билеты, разло) женные на столе, были «пустые», каж) дый школьник неизбежно попадал в си) туацию нравственного выбора. Он ока)
Зывался перед альтернативой: выпол) нить инструкцию и тем самым остаться без выигрыша или присвоить наиболее интересный для него предмет, восполь) зовавшись отсутствием экспериментато)
Ра и условием лотереи, согласно которо) му билет можно не показывать. Вторая серия опытов проводилась на следующий день. Экспериментальная ситуация была та же, что и в первой се)
рии, за исключением лишь одной дета) ли. На столе, где были разложены «вы) игрыши», помещался портрет учителя, снятого в фас с четкой фиксацией глаз в объектив. Здесь немаловажен факт, что
для эксперимента были отобраны педа) гоги, работавшие одновременно и классными руководителями, и учителя) ми)предметниками в эксперименталь) ных классах и имевшие продолжитель) ный стаж работы именно с этими школьниками. Таким образом, можно с
Были получены и прямо противополож) ные результаты. Некоторые школьники, честно выполнившие инструкцию в пер) вой серии, нарушили ее во второй, при) сваивая не полагающийся им выигрыш. Понятно, что дело здесь не в таинст) венной силе портрета как такового.
Влияние на нравственную сферу лич)ности школьника оказывал не он, а учитель, который был на нем изобра) жен, и не в момент проведения экспе) римента, а раньше, в ходе реального взаимодействия со своими воспитан) никами. Не будем забывать, что это был референтный для учащихся учи) тель. Когда же ученику предъявлялся портрет, в его сознании как бы всплы)
Социально-психологические особенности взаимоотношений