Формы общения со сверстниками
-Эмоционально-практическая (3-4 года)-Соучастие и самовыражение детей
-Ситуативно-деловая (4-6 лет)- Деловое сотрудничество, потребность в признании и уважении сверстника, «чистое общение», освобожденное от ситуации, предметов и действий с ними.
5.12. Особенности развития мышления дошкольника
Мышление как детерминанта всего психического развития дошкольника. Субъективный характер мышления. Наглядно-образная форма мышления. Внеситуативность мышления.
Появление рассуждений в дошкольном возрасте.Самостоятельность и независимость мышления (рассуждения вслух, обобщение, анализ). Формирование первичной картины мира и зачатков мировоззрения. Начало развития понятийного мышления.
Возникновение планирующей функции речи.Этапы ее становления: 1) манипуляции с предметами; 2) рассуждения вслух; 3)
планирование решения в уме; 4) выполнение задачи в наглядно-действенном плане.
Развитие мыслительных операций.Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение.
Итог дошкольного развития мышления- зачатки словесно-логической формы мышления, предпосылки самостоятельности, гибкости и пытливости ума.
5.13. Особенности развития воображения дошкольников на разных этапах детства
Понятие о воображении. Речь и воображение. Воображение как результат психического и речевого развития. Степень сложности воображения дошкольника (связь с представлениями о жизни, собственный опыт ребенка).
Этапы развития воображения: 1) воображение -> предмет-опора;
2) воображение —^выполнение роли;
3) интериоризация воображения в двух планах: а) игровое действие с предметом, которого в действительности нет; б) игровое действие с предметом в уме;
4) мечты о будущем.
Особенности воображения:познание окружающего мира, поиск решения, выхода из ситуации, обогащение опыта дошкольника.
Реализм воображения. Произвольность воображения. Освоение средств и приемов воображения. Прием анропоморфизации. Прием агглютинации. Смещение величины образа. Синтез образов.
Функции воображения в дошкольном возрасте:
— познавательная — воссоздание объективной реальности, получение новых впечатлений;
— аффективная - утверждение и защита своего «Я».
5.14. Психологическая готовность к школьному обучению
Кризис6-7 лет:утрата детской непосредственности (Л. С. Выготский). Интеллектуальный момент в поведении ребенка. Произвольность и опосредованность психической жизни дошкольника.
Главное новообразование- способность и потребность в социальном функционировании. Фазы кризиса: предкритическая, собственно критическая, посткритическая.
Готовность как определенный набор элементов жизнедеятельности. Психологическая готовность:мотивационная (личностная), волевая, интеллектуальная, социально-психологическая. *
Личностная (мотивационная) готовность -стремление к новой социальной позиции школьника (отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе). «Внутренняя позиция школьника». Принятие учения как новой деятельности. Умение учиться.
Волевая готовность(способность подчиняться правилам и требованиям взрослых). Самоорганизация. Планирование деятельности (постановка цели, принятие решения, разработка плана действий, его реализация).
Интеллектуальная готовность(умственная активность ребенка, познавательные интересы, аналитическое мышление, кругозор, запас конкретных знаний)
Социально-психологическая готовность(потребность в общении, коммуникативные способности, умения и навыки).
6. 1. Психологическая служба в системе образования, ее задачи. История развития. Особенности работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении
Психологическая служба образования существует во многих странах, охватывает всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы.
Психологическая служба образования- интегральное явление, представляющее собой единство четырех аспектов: научного, прикладного, практического и организационного.
Основные задачи психологической службы образования:1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата; 4) оказание своевременной психологической помощи как детям, так и их родителям, воспитателям, педагогам.
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит себя в различные позиции по отношению к процессу образования, в связи с чем в настоящее время выделяются 5 моделей работы практического психолога образования. Первая модель: психолог консультирует учеников, родителей по их обращению; не ставит своей задачей оказывать влияние на учебно-воспитательный процесс и сферу сложившихся отношений. Вторая модель: психолог проводит диагностику детей по запросам администрации образовательного учреждения; посещает занятия с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными детьми. Третья модель: психолог проводит обучающие семинары и тренинги с детьми, родителями и педагогами; ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации педагога с детьми; на групповых занятиях формирует у детей соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, характерные для детей определенного возраста. Четвертая модель: включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога; психолог оказывает влияние на профессиональное сознание педагогов и администрации образовательного учреждения в направлении формирования целостной педагогической позиции. Пятая модель: осуществление практико-ориентированных исследований; объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс, организуемый в соответствии с декларируемыми целями и задачами.
Функциональные обязанности, почасовой режим работы и количество присутственных дней определяется договороммежду администрацией образовательного учреждения и практическим психологом.
Психологическая служба наиболее представлена в США,где она начала развиваться с начала 1880-х гг. А в XX в. и по настоящее время является наиболее действенным направлением в современной психологии. Основной функцией практического психолога становится отбор детей для обучения по специальным программам. Широко применяется практика тестирования, прежде всего тестов на определение К).
Отцом французского психологического образованиясчитается А. Бине. В 1897 г. вышла его работа, посвященная проблемам начальной школы.
В Россиипервые попытки практического использования психологии в обучении возникли в русле педологии (Х1Х-ХХ вв.). В 30-е гг. педагоги-педологи увлекались измерением психического развития детей (Н. К. Крупская, К. Н. Корнилов, Л. С. Выготский, М. Я. Басов, А. Б. Залкинд). В 1936 г. педология была закрыта как наука и только в конце 60-х годов у нас возобновляется активный поиск форм практического участия психологов в образовании. В 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы СССР.
Общественное признаниепсихологическая служба получила на I съезде практических психологов образования РФ, который про-
шел в Москве в 1994 г. Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач переходаот унифицированного образования к вариативному; переориентировало образование на индивидуальное развитие личности.
Виды работы психолога в ДОУ:психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция, работа по развитию и формированию личности ребенка.
В обязанности педагога-психолога ДОУ входит:
- организация психологического кабинета (рабочие зоны специалиста: пространство взаимодействия с детьми и пространство взаимодействия с родителями и педагогами);
- сбор психологического инструментария; подготовка коррективной документации; подготовка специальной документации (выписки, психологические характеристики, психологические заключения, коррекционные карты, карты (истории) развития ребенка);
- подготовка организационно-методической документации (хронометраж рабочего времени педагога-психолога, график работы педагога-психолога, годовой план, дифференц-план, журнал психологических запросов, итоговый отчет).
6. 2. Этические нормы работы психолога. Основные виды деятельности практического психолога образования
Практическая психология как профессия управляется следующими принципами:уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к оптанту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели.
Психологи не должныпринимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности.
При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
Психологи не должны использовать превосходствопо отношению к клиенту, которое дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
В письменных документахпсихологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям.
Психолог не должен допускать использованиясвоего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов.
Профессиональная компетенция и отношения с другими профессионалами.Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии, независимости служебного положения в организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.
Профессиональный статус психологабазируется на его способностях и квалификации. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.
Все психологические данные (результаты обследования, сведения о вмешательстве) должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.
Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее
взаимодействие.
Психологи не должны дискредитироватьколлег или представителей других профессий, должны проявлять уважение к тем шко-
лам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.
Работа психолога базируется на праве и обязанностипроявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.
Интервенция(вмешательство). Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить необходимую информацию об основных проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.
Не должна быть ограничена свобода клиентав отношении консультации у другого психолога или иного специалиста. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.
Психологи не должны пользоваться условиями или платой,превосходящей принятую в обычных обстоятельствах. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.
В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.
Психологи должны соблюдать особую осторожностьв том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.
Основные виды деятельности практического психолога образования
I.Психологическое просвещение- приобщение взрослых:
воспитателей, учителей, родителей - и детей к психологическим знаниям.
Смысл психологического просвещения:
1) ознакомление взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;
3) формирование потребностей в психологических знаниях;
Формы психологического просвещения:лекции, беседы, семинары, выставки, подборки психологической литературы, выступления на родительских собраниях, педагогических всеобучах, педагогических советах, где необходимо показывать то, что психологические знания имеют прямое отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
II. Психологическая профилактика.Малоразработанный вид деятельности практического психолога.
Психопрофилактика- специальный вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства.
Задачи психопрофилактики:
а) нести ответственность за соблюдение в ДОУ психологических действий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
б) своевременно выявлять особенности ребенка, которые могут привести к развитию способностей;
в) предупреждать возможные осложнения в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
III. Психологическое консультирование.Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. При этом необходимо: 1) уточнить, осмыслить проблему, найти средства ее решения; 2) после чего пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.
Центральный момент консультации — процесс взаимодействия психолога с клиентом, установление доверительных взаимоотношений между ними. Консультация основывается на добровольных началах.
Специфика психологического консультирования в ДОУ — в процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению задач психологической службы образования. Проблемы администрации образовательных учреждений, педагогического коллектива, родителей рассматриваются только в связи с проблемами детей.
IV. Психологическая диагностика. Задачи:
1) дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей;
2) установить закономерности психического развития;
3) выявить причины конкретных психологических явлений;
4) осуществить контроль динамики психического развития детей;
5) установить правильное направление развития детей, обнаруживающих особые способности.
V. Единство диагностики и коррекции.Д. Б. Эльконин о необходимости диагностики с целью коррекции обнаруживаемых отношений.
6. 3. Наблюдение и беседа в работе педагога-психолога
Наблюдение- это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются.
В деятельности педагога-психолога могут применяться различные виды объективного наблюдения. Обследование с помощью метода наблюдениятребует особой подготовки психолога. Он должен
иметь предварительный опыт проведения наблюдения. Психолог должен понимать цель наблюдения (для чего, с какой целью). Требования к проведению беседы психолога:
— на основе наблюдения выбрать объект, предмет, ситуацию наблюдения;
- психолог должен выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбрать способ обследования с помощью метода наблюдения, желательно провести тренировочное наблюдение.
Беседа- метод сбора фактов психических явлений в процессе личного общения по специально составленной программе. Психолог применяет беседу:
а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, интересов;
б) для получения дополнительных данных;
в) при первоначальном знакомстве. Успешность беседы зависит:
а) от степени ее подготовленности;
б) от искренности даваемых ответов. Требования к проведению беседы:
- сформулировать цель беседы;
- составить план;
- создать благоприятный психологический климат, атмосферу доверия;
— определить способы регистрации;
- фиксировать результат беседы;
Основные приемы установления контакта с ребенком:
- позиция «на равных», естественные или деловые отношения;
— учет интересов и потребностей ребенка, собеседника;
- учет событий, имеющих эмоциональный характер. Основные приемы ведения беседы:
- не торопить ребенка, собеседника, дать высказаться;
— помогать наводящими вопросами;
— искренность ответов проверять соответствующими вопросами; - слушать дружелюбно.
Вопросы беседы могут быть: прямые, косвенные, проективные.