Формы общения со сверстниками

-Эмоционально-практическая (3-4 года)-Соучастие и самовыражение детей

-Ситуативно-деловая (4-6 лет)- Деловое сотрудничество, потребность в признании и уважении сверстника, «чистое общение», освобожденное от ситуации, предметов и действий с ними.

5.12. Особенности развития мышления дошкольника

Мышление как детерминанта всего психического развития до­школьника. Субъективный характер мышления. Наглядно-образная форма мышления. Внеситуативность мышления.

Появление рассуждений в дошкольном возрасте.Самостоя­тельность и независимость мышления (рассуждения вслух, обобще­ние, анализ). Формирование первичной картины мира и зачатков ми­ровоззрения. Начало развития понятийного мышления.

Возникновение планирующей функции речи.Этапы ее ста­новления: 1) манипуляции с предметами; 2) рассуждения вслух; 3)

планирование решения в уме; 4) выполнение задачи в наглядно-действенном плане.

Развитие мыслительных операций.Анализ. Синтез. Сравне­ние. Обобщение.

Итог дошкольного развития мышления- зачатки словесно-логической формы мышления, предпосылки самостоятельности, гиб­кости и пытливости ума.

5.13. Особенности развития воображения дошкольников на разных этапах детства

Понятие о воображении. Речь и воображение. Воображение как результат психического и речевого развития. Степень сложности во­ображения дошкольника (связь с представлениями о жизни, собст­венный опыт ребенка).

Этапы развития воображения: 1) воображение -> предмет-опора;

2) воображение —^выполнение роли;

3) интериоризация воображения в двух планах: а) игровое дей­ствие с предметом, которого в действительности нет; б) игровое дей­ствие с предметом в уме;

4) мечты о будущем.

Особенности воображения:познание окружающего мира, по­иск решения, выхода из ситуации, обогащение опыта дошкольника.

Реализм воображения. Произвольность воображения. Освоение средств и приемов воображения. Прием анропоморфизации. Прием агглютинации. Смещение величины образа. Синтез образов.

Функции воображения в дошкольном возрасте:

— познавательная — воссоздание объективной реальности, полу­чение новых впечатлений;

— аффективная - утверждение и защита своего «Я».

5.14. Психологическая готовность к школьному обучению

Кризис6-7 лет:утрата детской непосредственности (Л. С. Вы­готский). Интеллектуальный момент в поведении ребенка. Произ­вольность и опосредованность психической жизни дошкольника.

Главное новообразование- способность и потребность в соци­альном функционировании. Фазы кризиса: предкритическая, собст­венно критическая, посткритическая.

Готовность как определенный набор элементов жизнедеятель­ности. Психологическая готовность:мотивационная (личностная), волевая, интеллектуальная, социально-психологическая. *

Личностная (мотивационная) готовность -стремление к но­вой социальной позиции школьника (отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе). «Внутренняя позиция школьника». Принятие учения как новой деятельности. Умение учиться.

Волевая готовность(способность подчиняться правилам и тре­бованиям взрослых). Самоорганизация. Планирование деятельности (постановка цели, принятие решения, разработка плана действий, его реализация).

Интеллектуальная готовность(умственная активность ребен­ка, познавательные интересы, аналитическое мышление, кругозор, запас конкретных знаний)

Социально-психологическая готовность(потребность в об­щении, коммуникативные способности, умения и навыки).

6. 1. Психологическая служба в системе образования, ее задачи. История развития. Особенности работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении

Психологическая служба образования существует во многих странах, охватывает всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы.

Психологическая служба образования- интегральное явле­ние, представляющее собой единство четырех аспектов: научного, прикладного, практического и организационного.

Основные задачи психологической службы образования:1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ка­ждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата; 4) оказание своевременной психологической помощи как детям, так и их родителям, воспитателям, педагогам.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит себя в различные позиции по отношению к про­цессу образования, в связи с чем в настоящее время выделяются 5 моделей работы практического психолога образования. Первая мо­дель: психолог консультирует учеников, родителей по их обращению; не ставит своей задачей оказывать влияние на учебно-воспитательный процесс и сферу сложившихся отношений. Вторая модель: психолог проводит диагностику детей по запросам админи­страции образовательного учреждения; посещает занятия с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными детьми. Третья мо­дель: психолог проводит обучающие семинары и тренинги с детьми, родителями и педагогами; ставит задачу изменить стереотипы пове­дения, способы и формы организации коммуникации педагога с детьми; на групповых занятиях формирует у детей соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, характер­ные для детей определенного возраста. Четвертая модель: включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога; психолог оказывает влияние на профессио­нальное сознание педагогов и администрации образовательного уч­реждения в направлении формирования целостной педагогической позиции. Пятая модель: осуществление практико-ориентированных исследований; объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс, организуемый в соответствии с деклари­руемыми целями и задачами.

Функциональные обязанности, почасовой режим работы и коли­чество присутственных дней определяется договороммежду адми­нистрацией образовательного учреждения и практическим психоло­гом.

Психологическая служба наиболее представлена в США,где она начала развиваться с начала 1880-х гг. А в XX в. и по настоящее время является наиболее действенным направлением в современной психологии. Основной функцией практического психолога становит­ся отбор детей для обучения по специальным программам. Широко применяется практика тестирования, прежде всего тестов на опреде­ление К).

Отцом французского психологического образованиясчитает­ся А. Бине. В 1897 г. вышла его работа, посвященная проблемам на­чальной школы.

В Россиипервые попытки практического использования психо­логии в обучении возникли в русле педологии (Х1Х-ХХ вв.). В 30-е гг. педагоги-педологи увлекались измерением психического развития детей (Н. К. Крупская, К. Н. Корнилов, Л. С. Выготский, М. Я. Басов, А. Б. Залкинд). В 1936 г. педология была закрыта как наука и только в конце 60-х годов у нас возобновляется активный поиск форм практи­ческого участия психологов в образовании. В 1984 г. в Москве в Ин­ституте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы СССР.

Общественное признаниепсихологическая служба получила на I съезде практических психологов образования РФ, который про-

шел в Москве в 1994 г. Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач переходаот унифицированного образования к вариативному; переориентиро­вало образование на индивидуальное развитие личности.

Виды работы психолога в ДОУ:психологическое просвеще­ние, психологическая профилактика, психологическое консультиро­вание, психодиагностика, психокоррекция, работа по развитию и формированию личности ребенка.

В обязанности педагога-психолога ДОУ входит:

- организация психологического кабинета (рабочие зоны спе­циалиста: пространство взаимодействия с детьми и пространство взаимодействия с родителями и педагогами);

- сбор психологического инструментария; подготовка коррек­тивной документации; подготовка специальной документации (вы­писки, психологические характеристики, психологические заключе­ния, коррекционные карты, карты (истории) развития ребенка);

- подготовка организационно-методической документации (хронометраж рабочего времени педагога-психолога, график работы педагога-психолога, годовой план, дифференц-план, журнал психоло­гических запросов, итоговый отчет).

6. 2. Этические нормы работы психолога. Основные виды деятельности практического психолога образования

Практическая психология как профессия управляется сле­дующими принципами:уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отноше­нию к оптанту, осмотрительность в применении инструментов и про­цедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели.

Психологи не должныпринимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности.

При оказании помощи психологи не должны осуществлять дис­криминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и соци­альной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, нацио­нальности или любых других различий.

Психологи не должны использовать превосходствопо отно­шению к клиенту, которое дает их профессия, для извлечения прибы­ли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

В письменных документахпсихологи должны быть чрезвы­чайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям.

Психолог не должен допускать использованиясвоего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подго­товки, для незаконного применения психологических методов.

Профессиональная компетенция и отношения с другими профессионалами.Права и обязанности профессионального психо­лога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии, независимости служебного положения в организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психологабазируется на его спо­собностях и квалификации. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных зна­ний и умений.

Все психологические данные (результаты обследования, сведе­ния о вмешательстве) должны быть доступны только для профессио­нальных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

Когда интересы психологического обследования или вмеша­тельства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из дру­гих областей, психологи должны обеспечивать соответствующее

взаимодействие.

Психологи не должны дискредитироватьколлег или предста­вителей других профессий, должны проявлять уважение к тем шко-

лам и направлениям, которые научно и профессионально компетент­ны.

Работа психолога базируется на праве и обязанностипрояв­лять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

Интервенция(вмешательство). Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использо­вана во вред или против законных интересов индивидов, групп, орга­низаций или общин. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить необходимую информацию об основных проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершен­нолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опеку­ны должны быть проинформированы. В любом случае следует избе­гать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и авто­номности конкретного случая.

Не должна быть ограничена свобода клиентав отношении консультации у другого психолога или иного специалиста. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществля­ется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

Психологи не должны пользоваться условиями или платой,превосходящей принятую в обычных обстоятельствах. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуа­цию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмыс­ленны. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспече­ния правдивости информации и охраны интересов индивидов.

Психологи должны соблюдать особую осторожностьв том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.

Основные виды деятельности практического психолога обра­зования

I.Психологическое просвещение- приобщение взрослых:

воспитателей, учителей, родителей - и детей к психологическим зна­ниям.

Смысл психологического просвещения:

1) ознакомление взрослых с основными закономерностями и ус­ловиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризация и разъяснение результатов новейших психо­логических исследований;

3) формирование потребностей в психологических знаниях;

Формы психологического просвещения:лекции, беседы, се­минары, выставки, подборки психологической литературы, выступ­ления на родительских собраниях, педагогических всеобучах, педаго­гических советах, где необходимо показывать то, что психологиче­ские знания имеют прямое отношение к решению конкретных про­блем обучения и воспитания детей.

II. Психологическая профилактика.Малоразработанный вид деятельности практического психолога.

Психопрофилактика- специальный вид деятельности педаго­га-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства.

Задачи психопрофилактики:

а) нести ответственность за соблюдение в ДОУ психологических действий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

б) своевременно выявлять особенности ребенка, которые могут привести к развитию способностей;

в) предупреждать возможные осложнения в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

III. Психологическое консультирование.Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку са­мому решить возникшую проблему. При этом необходимо: 1) уточ­нить, осмыслить проблему, найти средства ее решения; 2) после чего пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Центральный момент консультации — процесс взаимодействия психолога с клиентом, установление доверительных взаимоотношений между ними. Консультация основывается на добровольных началах.

Специфика психологического консультирования в ДОУ — в про­цессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению задач психологической службы образования. Проблемы ад­министрации образовательных учреждений, педагогического коллек­тива, родителей рассматриваются только в связи с проблемами детей.

IV. Психологическая диагностика. Задачи:

1) дать информацию об индивидуально-психических особенно­стях детей;

2) установить закономерности психического развития;

3) выявить причины конкретных психологических явлений;

4) осуществить контроль динамики психического развития де­тей;

5) установить правильное направление развития детей, обнару­живающих особые способности.

V. Единство диагностики и коррекции.Д. Б. Эльконин о не­обходимости диагностики с целью коррекции обнаруживаемых от­ношений.

6. 3. Наблюдение и беседа в работе педагога-психолога

Наблюдение- это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются.

В деятельности педагога-психолога могут применяться различ­ные виды объективного наблюдения. Обследование с помощью ме­тода наблюдениятребует особой подготовки психолога. Он должен

иметь предварительный опыт проведения наблюдения. Психолог должен понимать цель наблюдения (для чего, с какой целью). Требования к проведению беседы психолога:

— на основе наблюдения выбрать объект, предмет, ситуацию на­блюдения;

- психолог должен выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбрать способ обследования с помощью метода наблюдения, желательно провести тренировочное наблюдение.

Беседа- метод сбора фактов психических явлений в процессе личного общения по специально составленной программе. Психолог применяет беседу:

а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домаш­ней обстановки, его родителей, товарищей, интересов;

б) для получения дополнительных данных;

в) при первоначальном знакомстве. Успешность беседы зависит:

а) от степени ее подготовленности;

б) от искренности даваемых ответов. Требования к проведению беседы:

- сформулировать цель беседы;

- составить план;

- создать благоприятный психологический климат, атмосферу доверия;

— определить способы регистрации;

- фиксировать результат беседы;

Основные приемы установления контакта с ребенком:

- позиция «на равных», естественные или деловые отношения;

— учет интересов и потребностей ребенка, собеседника;

- учет событий, имеющих эмоциональный характер. Основные приемы ведения беседы:

- не торопить ребенка, собеседника, дать высказаться;

— помогать наводящими вопросами;

— искренность ответов проверять соответствующими вопросами; - слушать дружелюбно.

Вопросы беседы могут быть: прямые, косвенные, проективные.

Наши рекомендации