Работа педагога-психолога с родителями и педагогами
Психологическую службу образования можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога-психолога с детьми разного возраста, с воспитателями и родителями, в центре которого находятся интересы ребенка как формирующей личности. Эффективность работы психологазаключается в обязательном взаимодействии с родителями дошкольников. Он встречается с ними индивидуально и на родительских собраниях, приобщает их к психологическим знаниям о ребенке, рассказывает о закономерностях его психического развития и условиях, способствующих этому. Важно помочь родителям осознать, что воспитание ребенка тесно связ'ано с проблемами их собственной личности.
Психолог ведет с родителями следующую работу:
- просветительскую (лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации);
-специальную;
- групповую (тренинговая, совместные спортивные праздники, детско-родительские клубы и т. п.).
Педагог-психолог,с одной стороны, долженстать с родителями единомышленником, с другой - четко различать свои функции. Психолог опирается на опыт воспитателей и педагогов, которые общаются с детьми более тесно и длительно, он осуществляет синтез педагогического опыта с данными психологической науки. Работа с педагогами должна проходить в рамках сотрудничества.
6. 7. Общие принципы диагностика-профилактической работы
С дошкольниками
Общие принципы диагностико-профилактической работы с дошкольниками в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность — это целостная психологическая структура,которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, П. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в об-
щении с взрослыми и происходит прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (в дошкольном детстве это - игра).
Принципы диагностико-коррекционной и профилактической работы с дошкольниками.
Принцип первый - единство коррекции и развития(решение о необходимости коррекционно-профилактической работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка).
Принцип второй - единство возрастного и индивидуального в развитии(индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития).
Прием третий - единство диагностики и коррекции развития(задачи коррекционной и профилактической работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и ближайшего прогноза развития).
Принцип четвертый — деятельностный принципосуществления коррекции, профилактической работы (этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза).
Принцип пятый - подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному(мотивация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем).
Диагностика эмоционально-волевого развития дошкольников
Для выявления изменений в эмоционально-волевой сфере (наличия страхов, агрессии, тревожности, произвольности поведения) используют следующие диагностические методики:
Проективные методики: «Нарисуй человека», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» -диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций.
Методика «Выбери нужное лицо»- диагностирует тревожность дошкольника.
Для диагностики наличия страхов с ребенком можно провести опросникна тему: «Что ты боишься и что не боишься?».
Методики: «Изучение произвольности поведения», «Изучение достижения цели в условиях помех», «Графический диктант»— диагностируют произвольность поведения у детей дошкольного возраста.