Вопрос №5. Основные формы общения дошкольников со сверстниками (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая), их особенности

Ответ: Общение со взрослыми и сверстниками в раннем возрасте

Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка, называется ситуативно-деловым. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных со взрослым действий ребенка с предметами и характеризуется потребностью в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами общения и предметно-действенными средствами. В процессе ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает предметными действиями, приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми, постепенно входит в мир человеческой культуры. В этом возрасте сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, закладываются предпосылки внеситуативно-познавательного общения. Но доминирующей формой общения является ситуативно-деловое.

Дети в этом возрасте очень чувствительны к обращениям взрослых, охотно откликаются на их инициативу и сами проявляют выраженную инициативность в общении. Ребенку необходимы внимание и ласка взрослого, его помощь и доброжелательное соучастие в действиях с предметами. Дети стараются подражать взрослым, их роль как носителей образцов действий очень велика. Дети очень чувствительны к оценке взрослого. Положительная или отрицательная оценка взрослого вызывает интенсивные эмоциональные реакции ребенка и оказывают существенное влияние на его деятельность. В связи с эмоциональным и речевым развитием на протяжении раннего детства увеличивается репертуар коммуникативных средств общения, к которым относятся: экспрессивно-мимические средства, предметные действия и речь. Общение ребенка со взрослым постепенно все больше опосредуется словом.

Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только источником обнаружения самих предметов, но и образцом действий с предметами в соответствии с их специфическими функциями. В раннем возрасте доминирующей формой общения является ситуативно-деловое общение, характер которого существенно меняется на протяжении данного возрастного этапа. Совместная деятельность ребенка со взрослым уже не сводится только к непосредственной помощи или к демонстрации предметов и действий с ними. Важным теперь является соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одной и той же общей деятельности. В процессе такого взаимодействия ребенку обеспечивается внимание взрослого, его участие в делах ребенка, а также новые, адекватные способы действий с предметами.

Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Практический пример

Света П„ 2 года 3 месяца. Мама научила Свету пользоваться расческой. Подвела девочку к зеркалу и слегка взлохматила ей волосы, затем объяснила, что волосы будут лежать красиво, если их причесать. Дала Свете расческу, взяла ее ручку в свою и объяснила, как нужно проводить по волосам, чтобы причесаться. Мама повторяла такие действия ежедневно. Со временем она начала постепенно отпускать руку дочки, позволяя ей справляться с задачей самостоятельно. После этого она хвалила Свету и говорила, какой красивой она стала.

В раннем возрасте общение со сверстниками только начинает складываться и решающая роль в этом принадлежит организации взрослым субъектного взаимодействия между детьми, которая осуществляется по ходу совместной деятельности. Стихийное формирование взаимодействий детей происходит медленно и может осложняться различными негативными проявлениями, что объясняется неумением ребенка учитывать интересы сверстника, видеть в нем такое же существо, как и он сам.

Коммуникативная потребность складывается у детей постепенно, на протяжении раннего возраста. В начале второго года жизни у малышей есть лишь интерес и эмоциональное отношение к сверстнику. К концу второго года у детей изредка появляются инициативные действия с целью привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать ему свои умения. Чувствительность к воздействиям ровесника проявляется слабо, ребенок в основном пытается заинтересовать сверстника собой, а инициатива другого ребенка не часто вызывает ответную активность. Поэтому контакты детей чаще являются односторонними и не приводят к взаимодействию. И лишь на третьем году жизни инициативные действия по отношению к сверстнику входят в репертуар поведения детей раннего возраста. Постепенно увеличивается разнообразие, длительность и интенсивность игровых действий детей. Появляется ответная активность детей, заключающаяся в поддержке инициативы сверстника путем повторения его действий, отклика на его вокализации, предложения нового вида игры. Контакты сверстников становятся цикличными, возникают совместные игры.

Содержание общения детей раннего возраста включает игровые и практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и т.п. Но эти действия не имеют деловой цели в отличие от ситуативно-делового общения ребенка раннего возраста со взрослым. Общение детей друг с другом отличается яркой эмоциональной окрашенностью, однако дети взаимодействуют как субъекты слабо, поверхностно реагируют на индивидуальность субъекта-партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Можно выделить несколько линий влияния общения со сверстником на психическое развитие ребенка раннего возраста (рис. 5.1). Общаясь друг с другом, дети раннего возраста в своеобразной, доступной для них форме познают самих себя, постоянно сравнивают себя с ровесниками и при восприятии их изображений, и при реальном взаимодействии. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей интенсивные положительные эмоции и стремление вновь пережить состояние общности с другим ребенком, а на фоне сходства для каждого ребенка ярко выделяется его собственная индивидуальность. В общении с ровесником наиболее полно удовлетворяется потребность детей в активности и развивается эмоциональная сфера. Общение со сверстником создает условия для творческого самовыражения детей и реализации своей самобытности и непосредственности. Существенный результат общения с ровесниками – формирование у детей инициативности. Если взрослый часто предвосхищает проявления инициативы ребенка, умеет понимать его желания с полуслова и всегда готов вступить с ним в общение, то при взаимодействии сверстников от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения и планировать совместную деятельность.

Вопрос №5. Основные формы общения дошкольников со сверстниками (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая), их особенности - student2.ru

Рис. 5.1. Влияние общения со сверстником на психическое развитие ребенка

Общение в форме совместной деятельности, речевого общения составляет необходимое и специфическое условие развития ребенка. Все факторы, способствующие общению ребенка со взрослыми, являются сильными стимуляторами его психического развития. Значение общения для развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что предметные, игровые, изобразительные, трудовые действия возникают и развиваются при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми как носителями общественно-исторического опыта человечества. Общение со сверстниками является также значимым. Благодаря ему дети овладевают некоторыми видами деятельности, которые невозможно осуществлять в одиночку, учатся применять на практике нормы поведения, упражняются в нравственных поступках. Общение со сверстниками тесно связано с предметной деятельностью и постоянно преломляется через призму общения со взрослым.

Вопрос №5. Основные формы общения дошкольников со сверстниками (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая), их особенности

Ответ: В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Как общаются малыши

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

Наши рекомендации