Группа как социально-психологический феномен. Виды групп.
Психология малой группы: феноменология, возникновение и развитие,
Процесс функционирования малой группы. Групповая динамика.
Лидерство. Психология больших групп и массовидных явлений
Социальная группа. Признаки социальных групп:наличие интегральных характеристик; основные параметры группы (композиция, структура, групповые процессы); способность индивидов к согласованным действиям; действие группового давления; установление определенных отношений между членами группы (формальные, неформальные).
Типология групп:а) по общественному статусу (формальные, неформальные); б) по непосредственности взаимосвязей (реальные, номинальные); в) по значимости (референтные, группы членства); по количеству человек (большие — малые - микрогруппы, (триады, диады)); д) по уровню развития: ассоциации, кооперация, корпорация, коллектив.
Малая группа(30-40чел)- это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основной для возникновения группы как целого. Признаки малой группы (пространственное и временное соприсутствие, восприятие индивидуальности людей в группе, взаимодействие с каждым, групповые нормы и ценности, совмест.груп-я деят.,наличие чувства “мы”,соц.контроля), особенности функционирования малой группы в психологической и поведенческой общности ее членов: осуществл-е деят.,фун-я убеждения(нормы,ценности берутся из общества и передаются членам группы),психотерапевтич.фун-я-создание малой гр-й взаимного доверия между членами,которое ведет к общей удовлет-ти этой группы,фун-я соц. контроля-группа регулирует поведение своих членов; удовлет-е соц-пс.потреб-й-от потреб-ти в общении,признании,уважении до потреб-ти в безопасности.
Виды малых групп
-условные (номинальные)-общий признак: возр-е и половые
-реальные (действительные): естественные(формальные (официальные)-слаборазвитые(на начальной стадии своего развития)-корпорации-референтные(эталонные) и неформальные (неофициальные)-высокоразвитые-коллективы-нереферентные(группы членства в действит.)
Психологические процессы в малой группе: образование и развитие, сплочение, руководство и лидерство, принятие решений, групповое давление, конфликт, позиция, статус, внутренняя установка человека, роль. Конформное поведение. Внешняя внутренняя конформность.
Возникнов-е взаимод-я в малой группе: 1.контакты между людьми.2.восприятие и оценка людьми друг друга.3.общение и зарождение содержания отнош-я между людьми. 5. совмест.деят. и взаимопоним-е между людьми.6.устойчивое отнош-е между людьми.
Лидерство —руководство
Руководство и лидерство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию руководителя или лидера.
Лидерство возникает стихийно,руков-во-целенаправленно.Лидер-в системе неформальных отнош-й,руков.-формальных.Лидер ориет-ся на групп-е интересы, руков.-на задачу совмест.деят.Лидер всегда авторитетен.
Различия: по уровню регулирования отношений(лидер-межличн.,руков-ль-формальные), по представительству, по характеру проявления, по использованию санкций(руков-ль-отриц.-наказание,полож.-поощрение), по принятию решений.
Ситуации возникновения: внезапные критические ситуации, повторяющиеся предсказуемые ситуации, типичные повторяющиеся ситуации, повторяющиеся конвенциональные ситуации, групповые ритуалы.
Структура лидерства в группе: эмоциональный лидер, деловой, информационный. Виды лидерства: лидер-организатор; лидер-творец; лидер-борец; лидер-дипломат; лидер-утешитель. Стили лидерства: авторитарный(направлен на заботу о деле в ущерб заботе о личности), попустительский(направлен на заботу о личном спокойствии в ущерб делу), демократический.
Большие группы-кратковременные объединения числа лиц,часто с весьма различными интересами,но собравшихся вместе по какому-либо опред-му поводу и демонстрир-е какие-то совместные действия.Специф.регуляторами соц.поведения явл-ся нравы, обычаи,традиции.В формир-и психики группы участвует коллективный опыт.Образ жизни группы составляют интересы,ценности,потребности.Языком может быть жаргонный язык(молодежь).Сходные условия сущест-я группы влияют на сознание ее представителей через личный жизненный опыт каждого члена группы, через общение.
Этапы развития: типологический, идентификационный, солидарности.
Факторы развития больших социальных групп: степень идентификации членов группы, внутри- и межгрупповые коммуникации, социальная мобильность, общественно-исторический опыт, практика коллективных действий, социальная память.
Виды: классы(соц.слои), партии(челов.сообщества,преследующие общие цели,интересы во главе с лидером), массовые движения(непрочные и случайные человеч.сообщества,характериз-ся отсутствием организованности,слабым взаимодействием между членами,анонимностью), стихийные группы – толпа(контактная,неорганизованная общность,характер-ся высокой степенью конформизма(внешнее приспособ-е при внутр.расхождении) составляющих ее индивидов,действующая эмоционально и относит-но единодушно): простая(случайная,желающая получить инф-ю),экспрессивная(для выраж-я чувства радости,гнева-поклонники рок-музыкантов),конвенциональная(во время состязаний-фанаты),действующая:спасающаяся(в состоянии паники),агрессивная(высшая степень эмоц-го возбуждения,носит хар-р противоправного поведения),стяжательная(при продаже товаров,пользующиеся большим спросом,билетов на стадионы), масса(большая общность, чем толпа), публика(концертная аудитория).