Большая социальная группа как социально-психологический феномен. Уровни развития больших социальных групп и факторы, влияющие на процесс

Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида:

Ø Группы, люди в которых объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей (объективные макрогруппы);

Ø Группы, которые возникли в результате сознательного объединения людей (субъективно-психологические).

За основу более детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки: по времени существования, по характеру организованности, по признаку реальности-условности, контактности, полу, возрасту и др.

В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп социальные общности проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп.

Первый – нижний уровень – типологический, характеризуется тем, что члены группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности (напр.: азиаты, африканцы, европейцы и т.п.).

Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с её членами (напр.: нация, жители государства и т.п.) .

Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Этот уровень развития социальных групп Дилигенский Г. называет уровнем солидарности или интегрированности (напр.: партии, армия и т.п.).

Уровень развития психологической общности групп зависит от ряда факторов.

В качестве одного из главных Г.Дилигенский выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделить её от «чужих», не своих групп.

Другими факторами, влияющими на уровень развития групп, выделяют:

· характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций;

· социальная мобильность;

· общественно-исторический опыт общности.

Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

К когнитивной сфере относят: коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет.

Второй структурный элемент психологии больших групп – мотивационно-потребностная сфера. Она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Для психологии социальных групп имеет интерес деление групповых потребностей на два вида:

· потребности группы, как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;

· потребности большинства личностей, входящих в данную группу.

С потребностями в психологии больших групп органически связаны интересы, а также жизненные ориентации. Выделяют 7 типов ориентаций:

· ориентация статус-кво;

· карьерный тип;

· предпринимательский тип;

· гедонистическая ориентация;

· ориентация на материальное потребление;

· социально-патологическая ориентация;

· ориентация на творчество;

· ориентация на борьбу за определенные идеалы.

Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения людей.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Деятельностная сфера психологии больших групп включает коллективную деятельность и групповое (массовое) поведение.

Наши рекомендации