Менеджмент как реализация индивидуального стиля руководителя и его личностных особенностей
Менеджмент— это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент- это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию. Эти научные знания составляют теоретическую базу практики управления. Менеджмент занимается, в отличие от управления производством, не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом.
Управление— совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организа-
ции.
Психология управления:ее синонимами являются понятия «менеджмент», «организационная психология», «психология организаций». Американские психологи дают такое определение сущности управления: «Делать что-то руками других».
Цель психологии управления- разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных сис-
тем.
Предмет психологии управления- деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.
Содержание психологии управления -разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Источники психологии управления:
а) практика управления;
б) развитие психологической науки;
в) развитие социологии организаций.
В психологии управления часто употребляется понятие «человеческий фактор» (пита !асй>г). Понятие «человеческий фактор» стало употребляться еще во время мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор - это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т. п.
Возможность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.
Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.
Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или иного вида продукции.
Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.
Разумное использование человеческого фактора, то есть учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических чатрат. Примером тому может быть создание малых групп с учетом групповой сплоченности, группового единства и других важнейших социально-психологических феноменов.
Деятельность современного менеджера непосредственно зависит <>т умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, ему подчиненных, а также ил тех, кто ему не подчиняется, но от кого зависит работа всей орга-н и чп ции, которой он руководит.
Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций: стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом.
Когда говорится о менеджменте, то имеется в виду группа управляющих: менеджеров высшего звена; менеджеров среднего звена, подчиненных дирекции; низовых управляющих (руководителей отделов и цехов). Исследователи проблем управления Г. Кунц и С. О'Доннел отмечают, что управление - это не только функция президента корпорации и генерала, командующего армией, но также начальника цеха и командира роты. В этой связи становится понятным, что нет существенных различий между руководителями и управляющими, администраторами и начальниками. Общим для них является то, что все они выполняют определенные функции, добиваясь результатов посредством создания необходимых условий для эффективной групповой деятельности.
Среди психологических дисциплин психология менеджмента является самостоятельнымразделом психологии. Общеизвестны ее связи с общей и социальной психологией, инженерной психологией, экономической психологией, а также с философией, социологией организаций.
Психологию управления называют «междисциплинарной» отраслью науки, так как она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы. Но в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности,в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: личность как субъект и объект управления.
Важнейшей проблемой общей психологии является проблема мотивации.В психологии управления она занимает важное место, так как мотивациясчитается одной из самых сложных функций управления.
Известна взаимосвязь психологии управления и социальной ш-ихологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, один из ( пожнейших феноменов социальной психологии. Они изучаются не юлько социальной психологией, но и социологией, это «рабочие I руппы», или «малые группы». Основным субъектом управления считается руководитель,отвечающий за работу малых групп.
В условиях современного конкурентного рынка от личности менеджера, от уровня его квалификации и особенно от стиля и направ-1к- и кости его деятельности во многом зависят и темпы, и качество, и прибыльность производства. Для малых и средних предприятий роль и и ч мости менеджера является ключевой.
Стиль руководства— это наиболее устойчивый, типичный для данного руководителя способ реализации управленческих функций, к» есть способ взаимодействия с подчиненными и решения производ-( I ценных задач. Впервые к экспериментальному изучению стиля руководства обратился К. Левин, который описал три классических »тля: автократический, либеральный и демократический. Несколько иную классификацию предложил Р. Лайкерт, который, сравнивая I руппы с высокой и низкой производительностью труда, на этой ос-поне разделил руководителей на тех, кто сосредоточен на производ-(те, и на тех, кто сосредоточен на человеке. Впоследствии оценка г I и ля руководства была модифицирована Р. Блейком и Дж. Мутоном, построившими для этих целей управленческую решетку.
Оценка стиля руководства отвечает больше на вопрос, как дей-• гнует менеджер, но остается невыясненным, в каком направлении, в кикой области проявляет тот или иной стиль руководитель. На эти иоиросы можно ответить, проанализировав основные направления цгнтельности и функции промышленного менеджера, которые в обще м виде характеризуются следующим образом.
Производственно-административная функция 1. Производственнаяфункция менеджера направлена на реше-ине производственных задач посредством осуществления специаль-
ных организационных мероприятий по обеспечению всем необходимым технико-технологического процесса производства и трудовой деятельности персонала. Реализуя данную функцию, менеджер принимает на себя исполнение роли «снабженца».
2. Административнаяфункция менеджера направлена на решение производственных задач посредством планирования, нормирования, координации, информирования, стимулирования и контроля деятельности подчиненных. В данном случае менеджер выступает как «администратор».