Менеджмент как реализация индивидуального стиля руководителя и его личностных особенностей

Менеджмент— это умение достигать поставленных целей, ис­пользуя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Менеджмент- это область человеческих знаний, которые по­зволяют осуществлять управленческую функцию. Эти научные зна­ния составляют теоретическую базу практики управления. Менедж­мент занимается, в отличие от управления производством, не функ­ционально-технологической структурой предприятия, а его организа­ционно-человеческим аспектом.

Управление— совокупность системы скоординированных ме­роприятий, направленных на достижение значимых целей организа-

ции.

Психология управления:ее синонимами являются понятия «менеджмент», «организационная психология», «психология органи­заций». Американские психологи дают такое определение сущности управления: «Делать что-то руками других».

Цель психологии управления- разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных сис-

тем.

Предмет психологии управления- деятельность руководите­лей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленче­ских функций.

Содержание психологии управления -разработка психологи­ческих аспектов деятельности человека, группы и организации в це­лом.

Источники психологии управления:

а) практика управления;

б) развитие психологической науки;

в) развитие социологии организаций.

В психологии управления часто употребляется понятие «челове­ческий фактор» (пита !асй>г). Понятие «человеческий фактор» стало употребляться еще во время мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор - это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т. п.

Возможность его определяется тем, что возрастает роль челове­ка и его возможностей в процессе управления различными объекта­ми.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к ин­теллектуальным функциям человека и другим психическим процес­сам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственно­стью за человеческие жизни.

Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе соз­дания того или иного вида продукции.

Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следст­вием чего являются потери в производительности труда.

Разумное использование человеческого фактора, то есть учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей может способствовать получе­нию значительного экономического эффекта даже без экономических чатрат. Примером тому может быть создание малых групп с учетом групповой сплоченности, группового единства и других важнейших социально-психологических феноменов.

Деятельность современного менеджера непосредственно зависит <>т умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, ему подчиненных, а также ил тех, кто ему не подчиняется, но от кого зависит работа всей орга-н и чп ции, которой он руководит.

Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций: стратегическое плани­рование, маркетинг, оперативное управление, управление персона­лом.

Когда говорится о менеджменте, то имеется в виду группа управляющих: менеджеров высшего звена; менеджеров среднего зве­на, подчиненных дирекции; низовых управляющих (руководителей отделов и цехов). Исследователи проблем управления Г. Кунц и С. О'Доннел отмечают, что управление - это не только функция пре­зидента корпорации и генерала, командующего армией, но также на­чальника цеха и командира роты. В этой связи становится понятным, что нет существенных различий между руководителями и управляю­щими, администраторами и начальниками. Общим для них является то, что все они выполняют определенные функции, добиваясь резуль­татов посредством создания необходимых условий для эффективной групповой деятельности.

Среди психологических дисциплин психология менеджмента является самостоятельнымразделом психологии. Общеизвестны ее связи с общей и социальной психологией, инженерной психологией, экономической психологией, а также с философией, социологией ор­ганизаций.

Психологию управления называют «междисциплинарной» от­раслью науки, так как она пересекается с различными областями пси­хологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы. Но в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности,в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: личность как субъект и объект управления.

Важнейшей проблемой общей психологии является проблема мотивации.В психологии управления она занимает важное место, так как мотивациясчитается одной из самых сложных функций управления.

Известна взаимосвязь психологии управления и социальной ш-ихологии. Объектом исследования психологии управления являет­ся не только отдельно взятая личность, но и малые группы, один из ( пожнейших феноменов социальной психологии. Они изучаются не юлько социальной психологией, но и социологией, это «рабочие I руппы», или «малые группы». Основным субъектом управления считается руководитель,отвечающий за работу малых групп.

В условиях современного конкурентного рынка от личности ме­неджера, от уровня его квалификации и особенно от стиля и направ-1к- и кости его деятельности во многом зависят и темпы, и качество, и прибыльность производства. Для малых и средних предприятий роль и и ч мости менеджера является ключевой.

Стиль руководства— это наиболее устойчивый, типичный для данного руководителя способ реализации управленческих функций, к» есть способ взаимодействия с подчиненными и решения производ-( I ценных задач. Впервые к экспериментальному изучению стиля ру­ководства обратился К. Левин, который описал три классических »тля: автократический, либеральный и демократический. Несколько иную классификацию предложил Р. Лайкерт, который, сравнивая I руппы с высокой и низкой производительностью труда, на этой ос-поне разделил руководителей на тех, кто сосредоточен на производ-(те, и на тех, кто сосредоточен на человеке. Впоследствии оценка г I и ля руководства была модифицирована Р. Блейком и Дж. Мутоном, построившими для этих целей управленческую решетку.

Оценка стиля руководства отвечает больше на вопрос, как дей-• гнует менеджер, но остается невыясненным, в каком направлении, в кикой области проявляет тот или иной стиль руководитель. На эти иоиросы можно ответить, проанализировав основные направления цгнтельности и функции промышленного менеджера, которые в об­ще м виде характеризуются следующим образом.

Производственно-административная функция 1. Производственнаяфункция менеджера направлена на реше-ине производственных задач посредством осуществления специаль-

ных организационных мероприятий по обеспечению всем необходи­мым технико-технологического процесса производства и трудовой деятельности персонала. Реализуя данную функцию, менеджер при­нимает на себя исполнение роли «снабженца».

2. Административнаяфункция менеджера направлена на ре­шение производственных задач посредством планирования, нормиро­вания, координации, информирования, стимулирования и контроля деятельности подчиненных. В данном случае менеджер выступает как «администратор».

Наши рекомендации