Тема №20. Определение особенностей научного стиля на различных уровнях языка . Морфология научного стиля

2. Цели:обобщить и систематизировать знания и навыки по теме; показать стилистического использования изученных конструкций в речи, обобщить и систематизировать знания и навыки по теме.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

-морфологические признаки научного текста: высокая частотность существительного, отвлеченные отглагольные существительные и т.д

Студент должен уметь:

-выделение морфологических средств, характерных для научной речи

4. Основные вопросы темы:

1. Языковые средства научного стиля.

2. Морфология научного стиля.

Для научных текстов характерно предпочтительное употребление некоторых классов слов, например, существительных, так называемый именной характер научного стиля. Широко используется глагол в форме настоящего вневременного (с качественными значениями), что вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений: Углерод составляет ... самую важную часть растения (К.А.Тимирязев). Прошедшее и будущее время глаголов приобретает в контексте научной речи вневременное значение: Произведено № опытов; Разделим вероятность попадания .... Не только время глаголов, но и значения лица и числа ослаблены: производят – производятся; можем вывести заключение – выводят заключение. Ярко выражают это явление в синтаксисе опустошенные личные предложения, допускающие замену на безличные: Мы знали, что не существует метода; Известно, что не существует метода… Широко употребительны формы несовершенного вида глагола: они составляют в научной речи около 80%. Большее число глаголов несовершенного вида лишено парных глаголов совершенного вида: Кислота разъедает... металлы легко режутся ..., вода разваривает овощи. Это обусловлено качественными значениями глаголов.

Практически не используются формы 2-го лица и местоимения
ты, вы, как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица
единственного числа. В подавляющем большинстве случаев
используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и
местоимения он, она, оно. Помимо известного так называемого
авторского мы, употребляющегося «для скромности» и ради
объективности изложения, местоимение мы вместе с личной формой
глагола очень часто выражает значения разной степени и характера
отвлеченно-обобщенности: если мы исключим..., то получим.., обозначим через .... Отсюда переход к обобщению: получаем.., обозначаем (получается, обозначается) — глагол в неопределенно-личном значении.

Категория числа существительного ослаблена, отвлеченные понятия представляются без идеи числа: образование воды при горении воска, части этого механизма.

Единственное число существительных служит в научной речи для выражения неделимой совокупности и целостности: чаще лось встречается на лесосеках; далее преобладают дуб и осина. Названия растений, животных и т.д. используются в текстах естественных наук почти исключительно в форме единственного числа. Зато научной присущи – форма множественного числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, деятельности, стоимости, климаты, фауны, флоры, табака, полыни и т.д.

Отвлеченность и обобщенность научной речи выражаются в повышенной употребительности слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, действие, свойство, образование, состояние, влияние, значение, определение и т.д. Среди существительных мужского и женского рода большое место принадлежит абстрактной лексике: случай, опыт, процесс, вопрос, характер, период, опыт, метод; часть, форма, сила, величина, масса, деятельность; возможность, потребность и др. Отвлеченные существительные в научной речи, как правило, не метафоризируются и выступают в качестве терминов.

Употребление кратких прилагательных в научной речи связано с выражением постоянных свойств предмета: клетки бедны протоплазмой ..., третичные алкоголи.., изомерны... .

Научная речь должна быть в меру экспрессивно-эмоциональной, образной, а не безликой. Иначе она не достигнет своей цели.

Наиболее часто привлекаются в качестве средств усиления экспрессивности высказывания:

1) усилительные, ограничительные частицы, местоимения, количественные наречия: лишь отвлеченные теоретики..., не было абсолютно нескольких оснований..., с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно осторожным...;

2) эмоционально-экспрессивные прилагательные: дети делают нещадное количество ошибок; удручающее впечатление...; колоссальное количество...; превосходная степень: труднейшая задача; простейшее решение;

3) средства словесной образности: двери (в глубь атома) открыты...; растительная клеточка – это западня;

4) «вопросы»: «Почему же объект так сложен? Какая же этому причина?»

5. Методы обучения и преподавания:презентация , работа в малых группах, работа с текстом

1. Работа в малых группах: Задание 1. Опираясь на толковые словари объясните значения следующих слов

Заимствовать, восприниматься, исконный.

Задание 2.Составьте словосочетания с данными (в зад. 1) словами.

Задание 3. Объясните значения следующих словосочетаний.

Подавляющее большинство, носитель языка, чуждые свойства.

Задание 4. С приведенными (в зад. 3) словосочетаниями составьте сложноподчиненные предложения с определительным, обстоятельственным и изъяснительным придаточным. Задание 5. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.

Моцион, лейкоз, операция, пациент, рентген, спазм, тромб, укол, фантом, шов, цианоз, эпидемия, язва, перелом, роды, пальпация.

2. Работа с текстом.Дайте название тексту. Выделите в тексте морфологические особенности научного стиля речи.

На протяжении тысячелетий человечество платило чуме обильную дань. Опустошительные эпидемии этой болезни оставили неизгладимый след в истории. Иногда эпидемии продолжались в течение многих лет. Например, с 531 по 580 год нашей эры в Восточно-Римской империи свирепствовала «юстинианова» чума, унесшая огромное число жертв. А в 14 веке возникает вторая пандемия (от греческого слова pandemia – весь народ)- «черная смерть». Город и страны Европы обезлюдели после пронесшегося чумного смерча. Погибла треть населения Англии, три четверти населения Испании, половина Польши. В 15-18 веках эпидемии чумы много раз вспыхивали и в России.

На рубеже 20 столетия снова возникает пандемия чумы. Начавшись в Китае, она вскоре перебрасывается в Индию. Гибнут прежде всего бедняки, портовые рабочие.

Вот тогда в борьбу с чумой вступает воспитанник Новороссийского университета В. Хавкин.

В октябре 1896 года в маленькой комнате Центрального медицинского колледжа в Бомбее В. Хавкин начал деятельную подготовку к «генеральному сражению» с чумой. Через два месяца он уже умел защищать от болезни подопытных животных. Теперь надо было узнать, вызывает ли эта вакцина иммунитет у людей. И молодой ученый решает испытать действие чумного яда на себе.

10 января 1897 года В.Хавкин вводит под кожу 10 кубических сантиметров вакцины, а вслед за этим смертельную дозу микробов чумы. И остается живым. Эта дата по праву считается днем рождения противочумной вакцины. Вакцина позволила снизить смертельность от бубонной чумы в пятнадцать раз.

17 августа 1971 года в Бомбее состоялась торжественное открытие мемориальной доски в честь ученого В. Хавкина. В Индии свято чтут память доктора В. Хавкина, первого человека, давшего в руки людей эффективное средство от чумы.

3. Работа с текстом. Определите стиль текста, сделайте его полный анализ, отредактируйте.

Прочитайте наше интереснейшее пособие «Практикум по русскому языку»! Содержание и структура пособия ответят на многие вопросы. В каждом разделе предоставлен теоретический материал (правил) для повторения и углубления, обобщения, поэтому автор предлагает вам визуально увидеть материал, составить схемы, таблицы, познакомиться с исключениями, восполнить известные из школьного курса сведения, обращаясь к разнообразным учебным пособиям. Практическая часть, располагаясь в порядке возрастающей сложности, позволяет укрепить знания и сформировать необходимые правописные умения, расширить лексический запас за счет толкования значения слов иноязычного происхождения, употребления их в речи. Ко многим упражнениям предлагаются задания творческого характера, обеспечивающие углубление речеведческих знаний и коммуникативно-речевых умений студентов, при этом отобранный автором пособия дидактический материал, несомненно, интересен и полезен для филолога и журналиста, позволяет высказать индивидуальную точку зрения, включиться в спор.

Я считаю, что студенты получили такое изумительное учебное пособие, которое поможет им стать активными субъектами обучения, расширить не только лингвистический кругозор, но и получить информацию культурную, сделать самостоятельную работу по практикуму результативной и творческой.

4. Работа с текстом.Дайте название тексту. Выделите в тексте морфологические особенности научного стиля речи

Глаз (лат. oculus) — сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. У человека через глаз поступает около 90 % информации из окружающего мира.

Глаз позвоночных животных представляет собой периферическую часть зрительного анализатора, в котором фоторецепторную функцию выполняют нейросенсорные (фоторецепторные) клетки сетчатки.

Даже простейшие беспозвоночные животные обладают способностью к фототропизму благодаря своему, пусть крайне несовершенному, зрению.

У беспозвоночных встречаются очень разнообразные по типу строения и зрительным возможностям глаза и глазки — одноклеточные и многоклеточные, прямые и обращенные (инвертированные), паренхимные и эпителиальные, простые и сложные.

У членистоногих часто присутствует несколько простых глаз (иногда непарный простой глазок — например, науплиальный глаз ракообразных) или пара сложных фасеточных глаз. Среди членистоногих некоторые виды имеют и простые, и сложные глаза: так, у ос два сложных глаза и три простых глаза (глазка). У скорпионов 3-6 пар глаз (1 пара — главные, или медиальные, остальные — боковые), у щитня — 3. В эволюции фасеточные глаза произошли путем слияния простых глазков. Близкие по строению к простому глазу глаза мечехвостов и скорпионов, видимо, возникли из сложных глаз трилобитообразных предков путем слияния их элементов.

Глаз человека состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. У человека и позвоночных имеется по два глаза, расположенных в глазных впадинах черепа.

Вероятно, глаза у всех видов имеют общее происхождение. Этот орган возник один раз и несмотря на различную строение у животных разных типов имеет очень похожий генетический код управления развитием глаза. В 1994 швейцарский профессор Вальтер Геринг (нем. Walter Gehring) открыл ген Pax — 6 (этот ген относится к классу мастер-генов, то есть таких, которые управляют активностью и работой других генов). Этот ген присутствует как в Homo Sapiens так и во многих других видов, в частности у насекомых, но у медуз этот ген отсутствует. В 2010 году группа швейцарских ученых во главе с В. Герингом, обнаружила у медуз вида Cladonema radiatum ген Pax-a. Пересадив данный ген от медузы к мухе дрозофиле, и управляя его деятельностью удалось вырастить нормальные глаза мух в нескольких нетипичных местах.

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2..Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

Наши рекомендации