Закономерности, теории. Биологическое и социальное

В развитии психики ребенка

Психическое развитие

1. Для психического развития типично, что оно протекает в единстве организма и среды.

2. Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение то­го, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже сущест­вующих форм психики, то есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в деятельности, личности, познании. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

3. Следовательно, развитие психики не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, про­текающий по входящей спирали, как поступательный переход от од­ной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

4. Психическое развитие предполагает не только рост, но и но­вообразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество в свою очередь создает основу для дальнейших количественных изменений.

5. Развитие ребенка носит стадиальный характер. Последова­тельность его стадий, периодов необратима и предсказуема.

Таким образом, психическое развитие- закономерное измене­ние психических процессов во времени, выраженное в их количест­венных, качественных и структурных преобразованиях.

Развит ие психики характ еризуется:

- необратимым характером изменений;

- направленностью (то есть способностью к накоплению изме­нений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими);

— закономерным характером.

Факторы развития

Факторами называются те постоянно действующие обстоятель­ства, которые имеют существенное и определяющее значение в раз­витии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка связано с взглядами того или иного ученого на генезис психики. Наиболее остро обсуждается влияние биологического и социального факторов на развитие.

Наследственностьрассматривается современной биологией как сохраняющаяся и закрепляющаяся несколькими поколениями спо­собность организма требоватьот среды определенных условий, обеспечивающих его существование.

Носители наследственности — белковые соединения, содержа­щиеся в генах и их ядрах - хромосомах. Роль биологического фактора в психическом развитии ребенка не исчерпывается наследственно­стью. Важная роль принадлежит врожденным особенностям.

Наследственные и врожденные особенности ребенка - биологи­ческий фонд развития личности.

Среда как фактор психического развития ребенка Природная среда(климат, растительность, географические ус­ловия) влияет на развитие ребенка как организма и оказывает на пси­хику ребенка косвенное, опосредующее влияние (через образ жизни, через труд взрослых), то есть через среду социальную.

Социальная средаимеет наибольшее значение для развития ребенка.

Среда, в которой живет ребенок, имеет несколько слоев:

1) среда семейная,

2) среда общественная (педагоги, сверстники).

Воздействиеобщественной среды осуществляется непосредст­венно(через поведение, рассуждения людей) и опосредованно(через книги, газеты, радио, кино, телевидение, законы, правила, обычаи, через требования и оценки морали).

Обучение и воспитание

Развитие есть функция, результат обучения и воспитания. Л. С. Выготский показал ведущую роль обучения и воспитания, кото­рые должны «забегать вперед развития и подтягивать развитие за со­бой». Однако развитие будет эффективным только тогда, когда обу­чение ориентируется на «зону ближайшего развития ребенка». Ребе­нок не обучается и развивается, но развивается, воспитываясь и обу­чаясь. В этом сложном процессе выступает новый фактор — актив­ность самого ребенка.

Активность ребенка

Благодаря активности ребенка (выступающей в разных видах и формах) процесс воздействия среды и ребенка превращается в слож­ный двухсторонний процесс взаимодействия растущего человека с окружающей средой.

Высшие, специфические, человеческие функции развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в мире человеческих предметов, челове-

ческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть овладение этим опытом. Этот процесс осу­ществляется в условиях постоянного руководства со стороны взрос­лых, то есть в обучении.

Наши рекомендации