Эмоционально-личностных особенностей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 26» г. Воркуты

ПРИНЯТ Педагогическим советом МБДОУ «ЦРР-детский сад № 26» г.Воркуты Протокол № 1 от 31.08.2015

УТВЕРЖДЕН Приказом директора МБДОУ «ЦРР-детский сад № 26» г.Воркуты от 01.09.2015г. №

Программа коррекции

Эмоционально-личностных особенностей

«Я и другие»

С детьми старшего дошкольного возраста

Т.П. Зобнина

педагог-психолог МДОУ

«Детский сад № 26» г. Воркуты

Пояснительная записка

Интеллектуальное развитие современных дошкольников идет более быстрыми темпами, чем развитие их сверстников 10-15 лет назад. Благодаря телевидению, видеотехнике, компьютерам объем информации, получаемой детьми, с каждым годом значительно воз­растает. Повышаются и требования общеобразовательной школы к первоклассникам. Растет заинтересованность родителей в активном интеллектуальном развитии детей с самого раннего возрасте, в подготовке их к школе.

Таким образом, раннее интеллектуальное развитие является требованием времени. Однако, одностороннее взращивание интеллекта обедняет эмоциональную сферу ребенка, не дает ей полноценно развиваться. Это может создавать пробле­мы не только в сегодняшней жизни детей, но и с большой вероятно­стью в их взрослой завтрашней жизни. Нормальное здоровое разви­тие должно быть гармоничным.

Другая проблема современности — рост темпа жизни, ее насы­щенности событиями, напряженности и вместе с тем отчужденно­сти людей друг от друга. Все меньше детей имеет желание и возможность играть со сверстниками во дворе своего дома. Это не способствует нормальной адаптации детей в социальной среде и рождает дефи­цит общения, тем более очевидный, если дети не посещают детский сад. Напряжение и стрессы, переживаемые родителями, негативно влияют на эмоциональное состояние детей в семье и, к сожалению, часто ведут к их ранней невротизации.

Нельзя не отметить и рост микропатологии у современных де­тей, в том числе и в неврологической сфере. Это осложняет их нормальное психологическое развитие и мешает адаптации. По дан­ным Н. П. Вайзман, предболезненные формы нервно-психических отклонений встречаются у 70 % первоклассников. Таким образом, современные дети нуждаются в комплексных развивающих программах, среди которых программы, направленные на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, имеют особое значение.

Программа «Я и другие» направлена на сохранение психического здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и на основе реализующих задач МБДОУ «Детский сад № 26».

В условиях нашего дошкольного образовательного учреждения у ребенка есть уни­кальная возможность на основе переживаний, собственного опыта, успеха и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я». Этот процесс сопровождается отделением себя и своей деятельности от взрослого и детей.

Эмоционально-аффективная сфера, зафиксированная в памяти и отраженная в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребенка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-­экспрессивной деятельности, организованной специалистами, и особая роль здесь принадлежит психологу. Деятельность педагога – психолога направлена на - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе, адекватной самооценки.

Анализ за последние 3 года показал, что почти у 60 % детей, поступающих и посещающих детский сад, имеются нарушения психологического здоровья. Дети с проблемами в эмоциональном развитии подвержены страхам, фрустрациям, они часто тревожны, агрессивны, замкнуты в общении, имеют низкую самооценку.

Эмоциональное неблагополучие может приводить к трем типам поведения.

Первая группа - это неуравновешенные, возбудимые дети. Причиной дезорганизации их деятельности бывает безудержность эмоций, которая получает свою разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышке гнева, громком плаче, отчаянной обиде.

Вторая группа - дети легко “тормозимые”, с устойчивым негативным отношением к общению. Эмоциональное неблагополучие этих детей, сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношений к ним окружающих, недовольство детьми, которым они отказывают в достоинствах.

И третья группа детей, основной чертой которых являются многочисленные страхи. У детей с эмоциональным неблагополучием страх проявляется в виде беспокойства.

Для помощи детям с такими нарушениями и была составлена программа, которая имеет социально-психологическую направленность и предназначена для коррекции и профилактики эмоционально-поведенческой сферы, сохранения психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Программа объединяет в себе 3 блока для работы с детьми перечисленных выше типов, с четко выделенными целями, задачами и содержит комплекс занятий определенной направленности.

Каждый блок программы включает в себя систему занятий. Основой занятий являются игры и игровые упражнения, направленные на развитие определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения, снижение негативных проявлений и т.д.), а также на развитие тех или иных психических функций.

Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.

Каждое занятие состоит из 5-6 частей и занимает не более 25 - 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.

Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.

Цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой и личностной сферы старших дошкольников.

Задачи:

1.Дать детям представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.

2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.)

4. Помогать детям снимать психоэмоциональное напряжение через комплекс психофизических упражнений, творческое самовыражение, способствовать творческому отношению к собственной жизни.

5. Способствовать повышению самооценки, уверенности ребёнка в себе, а также адаптации детей в социуме.

Для работы по данному направлению должны использоваться особые формы и методы, которые бы позволили полностью донести до детей содержание занятий, а также проработать жизненные ситуации, моделируемые в игровом процессе.

Такой формой работы является участие в психокоррекционной тренинговой группе. Но следует отметить, что индивидуальные консультации также проводятся по мере необходимости.

Применяемые в ходе реализации программы методы групповой психокоррекции достаточно разнообразны и эффективны:

• сказкотерапия;

• игровая терапия (игровые упражнения и задания, ролевые игры, психодрама);

• арт-терапия (работа с рисунком, с масками, пластичным тестом);

• телесно-ориентированная терапия (психогимнастика, релаксация, приемы саморегуляции, аутотренинг)

• обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них;

• выражение своего эмоционального состояния через рисование, танцы, театрализованные сценки и пр.

• элементы дискуссии;

Практически все занятия в данной программе имеют одну структуру:

• ритуал приветствия;

• «разогрев» (упражнения, способствующие эмоциональной настройке, включающие активизацию познавательных процессов);

• основные упражнения, соответствующие заявленной теме;

• рефлексия;

• ритуал прощания.

В организации и проведении тренинговых занятий есть свои правила:

1. Длительность занятия 25 - 30 мин.

2. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

3. Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.

4. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу, или за круглым столом.

Круг — возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

5. Для занятий формируется подгруппа, количество детей в которой не должно превышать 6-8 человек. Число должно быть четным, чтобы действовать в парах.

6. При упражнениях необходимо фиксировать актуальный на данный момент эмоциональный опыт каждого ребенка (работать по принципу «здесь и сейчас»), избегать вопросов, которые блокируют или уводят ребенка в опыт прошлого.

7. На занятиях используются преимущественно коллективные задания в игровой форме, совместная деятельность детей.

Педагог - психолог, реализуя программу, обеспечивает во взаимодействии с детьми безоценочность, безусловное принятие, безопасность и поддержку:

— позитивно подкрепляются все ответы детей;

— создается атмосфера взаимного доверия;

— обеспечивается независимость в выборе и принятии решений;

— оказывается положительная поддержка личности ребенка;

— исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится ими.

Для включения детей в психокоррекционные группы в начале года проводится диагностическое обследование с целью получения достоверных сведений о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. В конце года для изучения динамики.

Используется комплекс апробированных валидных методик для данного возраста. По каждому разделу программы применяется свой пакет методик.

Для обеспечения комфортных, стимулирующих и развивающих детей условий для занятий создана особая предметно-развивающая среда.

Создавая условия для гармоничного развития ребенка учитывалась эстетическая составляющая организации пространства.

Материал меняется в кабинете в течение года. Условно его можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в ближайшем будущем). Эмоциональная насыщенность — неотъемлемая черта данного элемента развивающей среды. Здесь выставляется то, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство.

В МБДОУ «Детский сад № 26» имеется сенсорно-релаксационный центр. Среда центра это интерактивная среда, где присутствуют приборы, взаимодействие с которыми дети «погружаются» в ирреальное пространство, где можно создавать новые объекты и целые миры. Центр насыщен оборудованием: зеркальный шар с мотором, светильники «Пламя», сухой бассейн, «Волшебная нить» с контролером, зеркальный угол с пузырьковыми колоннами, «Звёздная сеть» и др.

Осуществляя взаимосвязь с педагогами, им даются не только методические рекомендации, но и обеспечиваются необходимыми играми и пособиями, что позволяет эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.

Существенных результатов в коррекционной работе с ребенком можно добиться только совместными усилиями родителей и педагогов ДОУ.

Любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей.

Работу с родителями дошкольников целесообразно проводить в двух направлениях:

1.информирование о проблеме (что такое данное нарушение, каковы причины его появления, чем оно опасно для ребенка и окружа­ющих);

2.обучение эффективным способам общения с ребенком.

Информирование родителей может проходить:

• в индивидуальных беседах;

• в виде лекций;

· на встречах в родительском клубе

• в виде сообщений на родительских собраниях;

• в виде наглядной информации.

Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми может проходить через тренинги детско-родительских отношений.

В процессе этой работы решаются следующие задачи:

1. переосмысление роли и позиции родителя;

2. развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

3. снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;

4. формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;

5. выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

Пояснительная записка

Поводом для написания данной программы послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, неуверенность, замкнутость и т. д.

Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное, часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня страхов и тревожности.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Идея разработанной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Цель программы - психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

1. Снизить тревожность ребенка.

2. Усилить “Я” ребёнка.

3. Актуализировать чувство страха.

4. Повысить психический тонус ребёнка.

5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

• повышение уверенности в себе;

• снижение тревожности;

• снижение количества страхов;

• улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Используются следующие диагностические методики(Приложение 1):

Для детей

Восьмицветовой тест Люшера

Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности, её актуального состояния

2. Тест “Страхи в домиках” (автор А. И. Захаров)

Цель: выявить наличие страхов у детей.

3. Тест “Тревожности” (автор Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников.

Цель: выявить уровень тревожности у детей

4. Тест «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)

Цель: выявить уровень самооценки у ребенка

Для родителей

1. Анкета по выявлению тревожного ребенка (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)

Цель: выявить уровень тревожности ребенка.

2. Тест на оценку уровня тревожности ребенка (А.И. Захаров)

Цель: выявить уровень тревожности ребенка

Для педагогов

1. Анкета по выявлению тревожного ребенка (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)

Цель: выявить уровень тревожности ребенка.

2. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» (А.А.Романова)

Цель: Выявить нарушения поведения и эмоциональных расстройств у дошкольников

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация.Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация.Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия. Используется для снижения тревожности, страхов, повышения уверенности в себе.

5. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения.

6. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой одни (два) раза в неделю. В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей. Идеальный вариант - одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

В ходе реализации данной программы должны быть соблюдены особые условия проведения занятий:

1) принятие ребёнка таким, какой он есть;

2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

5) игра не комментируется взрослым;

6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

1 блок - развлекательные ( контактные) - 1 занятие - включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

2 блок - коррекционно - направленные + обучающие - 8 занятий - коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.

3 блок - развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной

работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.

Литература

1.Костина JI. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2005.

2.Л. М. Шипицина Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.

3.М. В. Ермолаева Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек, 1998.

4.А. И. Захаров Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. 1993.

5.А. И. Захаров Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб. 1995.

6.Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М. 1989.

7.К. Е. Изард Эмоции человека. М. 1980.

8.Е. Л Шепко Нарушения психического развития у детей. Иркутск, 2004.

9.У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Владос, 2002.

10.Е. А. Алябьева Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера, 2003.

11.Е. А. АлябьеваПсихогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.

12.Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.

Пояснительная записка

Практически каждый день психологи наблюдают агрессивные проявления и конфликтное общение у многих детей дошкольного возраста. Причиной такого поведения является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка - дошкольника наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм. В процессе развития личностно-­эмоциональной сферы дошкольника, развития произвольности поведения проблема «детской агрессивности» разрешается.

Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.

Для дошкольника значимыми являются три фактора влияния социального окружения:

1. Семья.

2. Окружающие дети.

3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей, те модели поведения, которые представляют им родители.

Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.

Программа «Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста» поможет эффективно корректировать различные нарушения социальной адаптации у детей, в том числе и агрессивные проявления.

Многообразие предложенных в программе психотехник поможет детям гибко овладеть различными образцами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Данный вариант программы разработан для детей от 5 до 7 лет с нарушениями поведения. Однако опыт проведения тренинга показывает, что он может успешно применяться и для дошкольников без нарушений в поведении, в качестве профилактического мероприятия.

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Обучение детей конструктивным формам поведения и основам коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других, формирование четких моральных представлений.

2. Формирование навыков позитивного влияния на других с целью регуляции социальных отношений детей.

3. Снятие чрезмерного напряжения и тревожности, а также барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям детей.

4. Развитие навыков самоконтроля.

5. Игровая коррекция поведения.

Средствами реализации этих задач являлись следующие методы:

· игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации;

· ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;

· упражнения на самопознание и самовоспитание;

· психогимнастика (имитационные игры);

· свободное и тематическое рисование;

· беседа, обсуждение рассказов, игр и т.п.;

· ритмико-телесные упражнения, релаксации и ауторелаксация, подвижные игры.

Используются следующие диагностические методики(Приложение 2):

Для детей

  1. Тест “ Кактус” (автор М. Панфилова)

Цель: определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность и т.п.

  1. Методика «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук)

Цель:Оценка аффективной сферы личности, уровень агрессивного поведения ребенка, потребности личности.

  1. Методика Рене Жиля

Цель: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения

Для родителей

1. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.

Цель: Выявить уровень агрессивности ребенка.

Для педагогов

  1. Опросник «Ребёнок глазами взрослого»

Цель:Выявить уровень и виды агрессивности.

  1. Анкета «Критерии наблюдения за ребенком»

Цель:Выявить уровень агрессивности ребенка.

Каждое занятие рассчитано на 25-30 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Периодичность встреч - два раза в неделю. Меньшее число занятий снижает их эффективность (негативно сказывается временной перерыв, отделяющий одно занятие от другого). Программа состоит из 12 занятий.

Литература.

1. Коноваленко С. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет». М.: Эксмо. 2004.

2. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет». М.: Генезис. 2003.

3. Романов А. «Коррекция расстройства поведения и эмоций у детей». М.: Плэйт. 2004.

4. Лютова Е., Монина Г. «Шпаргалка для взрослых». СПб.: 2004.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М.: Генезис. 2005.

6. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2006.

7. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н, М. Платоновой. СПб., 2004.

8. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостако­вич. М., 2002.

9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Ю.Желдак И. М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоциональных и пове­денческих расстройств в детском возрасте. Методические рекомендации. Минск, 1997.

Пояснительная записка

Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как друг с другом как в саду, так и в семье.

А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Если не развивать детей эмоционально, то им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Их необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия.

Цели данной программы:

• Поощрение открытых проявлений эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).

• Воспитание желания и умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

• Способствование полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Задачи программы:

• познакомить детей с разными эмоциями: радостью, печалью, злостью, гневом, страхом, завистью, интересом;

• учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом;

• формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.);

• развивать эмпатию;

• воспитывать желание и готовность помогать другим людям.

• развивать чувство МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

В качестве основных методов и приемов на занятиях используются:

• психогимнастика;

• сюжетно-ролевые и др. игры;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• дискуссии;

• коллективные работы;

• обыгрывание эмоционального состояния;

• обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них;

• выражение своего эмоционального состояния через рисование, танцы, театрализованные сценки и пр.

Используются следующие диагностические методики(Приложение 3):

Для детей

  1. Методика «День рождения» М. Панфилова

Цель:выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

  1. Методика Рене Жиля

Цель:исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

  1. «Рисунок семьи»

Цель: Оценка переживания и восприятия ребенка своего места в семье, отношение ребенка к семье.

Для родителей

Для педагогов

Опросник «Ребёнок глазами взрослого» Автор:А.А.Романова

Цель:Выявить уровень и виды агрессивности.

Продолжительность занятий 25 - 30 минут. Периодичность встреч - два раза в неделю. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Программа состоит из 15 занятий.

Литература.

1. Котова Е. В. В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Белопольская Н.А. и др. “Азбука настроения”. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра. М., Генезис. 2000.

3. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. - Ярославль: Академия развития, 1996.

4. Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” - М.: “АРКТИ”, 1999.

5. Панфилова М.А. “Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры”. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

6. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет». М.: Генезис. 2003.

7. Романов А. «Коррекция расстройства поведения и эмоций у детей». М.: Плэйт. 2004.

8. Лютова Е., Монина Г. «Шпаргалка для взрослых». СПб.: 2004.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М.: Генезис. 2005.

10. Чистякова М.И. “Психогимнастика” - М.: ВЛАДОС, 1995.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 26» г. Воркуты

ПРИНЯТ Педагогическим советом МБДОУ «ЦРР-детский сад № 26» г.Воркуты Протокол № 1 от 31.08.2015

УТВЕРЖДЕН Приказом директора МБДОУ «ЦРР-детский сад № 26» г.Воркуты от 01.09.2015г. №

Программа коррекции

эмоционально-личностных особенностей

«Я и другие»

Наши рекомендации