Предмет психологии. Личность
Лекция № 1
Предмет психологии. Личность
Цель: сформировать определения и понятия «психология», «предмет психологии», «задачи психологии», «система явлений», которые изучает психология. Познакомить студентов с историей развития психологии как науки, с методами и отраслями психологии. Сформировать определения «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность». Познакомить студентов с психологическими особенностями личности
План:
- Психология как наука. История развития психологии.
- Методы и отрасли психологии.
- Предмет, задачи, система явлений, которые изучает психология.
- Личность и ее индивидуальные особенности
Методы психологии
В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
Наблюдение – научный метод исследования – переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия:
– четкий план наблюдения,
– фиксация результатов наблюдения,
– построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления,
– проверка правильности гипотезы в последующих наблюдениях.
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное, либо в воспоминаниях, дневниках, мемуарах (человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – метод, где, свойственно активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания, лучших условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент бывает:
Лабораторный – протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией; испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя, до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математические и статистические достоверные закономерности развития психических явлений.
Естественный – протекает в обычных условиях труда, учебы, общения и человек не знает, что над ним экспериментируют.
Метод тестов,(от англ. Test – проба, испытание) – метод испытаний, установление определенных психических качеств человека.
Тестами в психологии называют стандартные методы исследования, с помощью которых можно достаточно точно оценивать степень развития определенных качеств у человека, сравнивать полученные результаты с развитостью этих качеств у других людей.
Области применения тестов:
– образование;
– профориентация;
– психологические научно-практические исследования;
– консультативная и терапевтическая помощь;
– судебная психологическая экспертиза.
Существует множество видов тестов:
– тесты достижений (выявляют степень владения знаниями, умениями, навыками);
– тесты интеллекта (выявление умственного потенциала);
– личностные (измеряются различные стороны личности, индивида);
– проективные (графические);
– популярные тесты.
Отрасли психологии
Поскольку курс «Психологии» преподается в медицинском колледже, остановимся на некоторых отраслях психологической науки, которые могут быть наиболее интересны медицинским работникам.
Медицинская психология – отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболеваний. Изучает деятельность врача, медицинского персонала, их отношение к больному, психологию больных и их отношения между собой, роль психических факторов в возникновении психологических заболеваний, психологический климат медицинских учреждений. В задачи медицинской психологии входит психокоррекционная работа, в частности психотерапия, психогигиена, психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных.
Патопсихология – изучает особенности психических процессов, наблюдаемых у больных с психическими заболеваниями, и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению некоторых закономерностей психической деятельности, выявляющейся при патологических состояниях.
Нейропсихология – изучает нарушения высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.
Социальная психология – изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Педагогическая психология – изучает закономерности развития личности в процессе обучения, восприятия.
Возрастная психология – изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию.
Зоопсихология– изучает психику животных, использует методы, принятые в психологии, чтобы дополнить данные о поведении различных видов животных.
Экологическая психология – занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в местах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения окружающей среды токсическими веществами и накопления отбросов.
Помимо перечисленных отраслей существуют: психология труда, инженерная психология авиационная, космическая, спортивная психология, психология искусства, юридическая психология, психология рекламы и др.
Личность
Личность – сознательный индивид, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Личность возникает в результате культурного и социального развития.
Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно совершенствовать себя, владеть приемами и средствами, с помощью которых можно овладеть собственным поведением.
В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», « человек».
Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознании, высшими психическими функциями (мышление, память и т.д.) способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и прочее) не передаются людям по наследству, а формируются у них в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что, если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.
Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человека.
Развитие человека невозможно без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.
Но с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку, невозможно даже под влиянием общества, восприятия, образования, достичь высших человеческих качеств.
Поскольку, сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используется понятие «индивид», - как биологический организм, носитель общих генетических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся).
В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы, по существу, утверждаем, что он потенциально человек.
Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью.
Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека с окружающей действительностью. «Личность» формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, а также общественно исторического опыта человечества.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.
Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих, индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.
Индивидуальность проявляется в различиях характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах, познавательных процессах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Взаимоотношение между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой:
«Индивидом – рождаются,
личностью – становятся,
индивидуальность – отстаивают».
Структура личности
Структура личности включает в себя следующие стороны, такие как:
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯсторона личности, которая отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Она включает в себя:
– психические процессы – это явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;
– психические свойства – устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые определяют поведение в деятельности личности (направленность, темперамент, характер и способности);
– психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени;
– психические образования – явления, которые формируются в процессе приобретения человеком опыта (навыки, знания, умения);
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Она включает в себя:
– мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений и позиций;
– моральный облик личности – это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе;
– нравственный облик личности – это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей занимать определенное положение среди других людей.
Она включает в себя:
– отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми;
– социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обуславливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей;
– социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми;
– социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
факторы формирования
ЛИЧНОСТЬ
|
|
|
|
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
Лекция № 1
Предмет психологии. Личность
Цель: сформировать определения и понятия «психология», «предмет психологии», «задачи психологии», «система явлений», которые изучает психология. Познакомить студентов с историей развития психологии как науки, с методами и отраслями психологии. Сформировать определения «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность». Познакомить студентов с психологическими особенностями личности
План:
- Психология как наука. История развития психологии.
- Методы и отрасли психологии.
- Предмет, задачи, система явлений, которые изучает психология.
- Личность и ее индивидуальные особенности