Тема 6. Личность как предмет психологии. Понятие личности, её структура.

Раскрыть:определение понятия личность. Раскрыть понятия с помощью которых характеризуется человек в целом, индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум.Различия в содержании данных понятий. Основные этапы изучения личности: философско-литературный, клинический, экспериментальный их особенности и влияние на современное состояние научной области знаний. Структура личности в концепции К.Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, К. Платонова. Персоанализационный подход А.В. Петровского. Направленность личности и её основные формы. Влечения. Желания. Мотивы и мотивировки поведения. Виды мотивов. Интересы и их виды. Склонности. Убеждения и мировоззрение личности. Самосознание личности. Образ «Я» и его компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Категории и понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум.

Ключевые имена:К.Ковалёв, С.Л. Рубинштейн, К. Платонов. А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, У. Джеймс.

Вопросы:

Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Ощущение, психика, осязание, познание, отражение, чувственный образ.

Каковы пути привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового материала, закреплении пройденного)?

Какие основные условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания вы знаете?

Можно ли взаимосвязь памяти и мышления объяснить при помощи использования понятий «знания» и «способности»? Всегда ли запоминается только то, что понимается?

Выберите из приведенного списка качества, характеризующие человека как личность и как индивида.

Добросовестность, низкая адаптация к темноте, хорошая координация обеих рук, общительность, большая эмоциональная возбудимость, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность, упрямство, реактивность, честность, быстрый темп деятельности, малая чувствительность к общественной оценки.

Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Теории обучения и воспитания;

Поликультурное образование;

Раскройте понятие поликультурного образования как социально-педагогического феномена

Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде

Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.

Тема 1 : Поликультурное образование как социально-педагогический феномен

Раскрыть:Сущностная характеристика понятий: поликультурность (мультикультурность), моноэтничность, полиэтничность (многонациональность), (моно)полиэтническая среда жизнедеятельности, образовательная среда. Объект и предмет дисциплины: поликультурное образовательное пространство, организация воспитания и обучения субъектов полиэтнического (поликультурного) образовательного пространства. Цели, принципы и задачи поликультурного образования.Тенденции развития российского образования к поликультурности и полиэтничности.

Категории и понятия: мультикультурное образование, этнокультурное образование, этнос, субэтнос, межэтнические отношения, этническая идентичность, патриотизм, интернациональное воспитание,

Ключевые имена:Кузьмин М.Н., В.Г. Крысько, Д. Бэкон, Н. Б. Крылова, В. И. Матис, П. Ф. Каптерев

Тема 2: Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде

Раскрыть: Особенности педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Обусловленность ее структуры социокультурными факторами. Цель, задачи педагогической деятельности в многонациональном детском коллективе. Воспитание гармоничных межэтнических отношений – ведущая педагогическая задача. Принципы организации жизнедеятельности в поликультурном и полиэтничном коллективе. Учет возрастных, национально-психологических и культурных особенностей детей в педагогическом процессе. Содержание и направления педагогической деятельности в многонациональной среде. Отечественные этнологические теории межкультурной коммуникации. Этнопсихологические концепции о межэтническом взаимодействии в поликультурной среде. Этнопедагогическая концепция Г. Н. Волкова: сущность, основные положения, реализация ведущих идей в практике многонациональных школ. Воспитание этики межэтнического общения в полинациональной среде, взаимосвязь с патриотическим воспитанием.

Категории и понятия:поликультурная и этнокультурная среда, идентичность, национально-региональный компонент, методы и средства поликультурного образования, этнопедагогика, этнопсихология, этика межнационального общения.

Ключевые имена:Г.Н. Волков,Библер В., Стефаненко Т.Г., Г. Д. Дмитриева, Г.В. Палаткина.

Наши рекомендации