Личность преступника как предмет познания криминальной психологии

Личность преступника относится к числу многоаспектных понятий, ее характеристика обусловлена динамичными социальными явлениями. Ведь психологическое содержание свойств и качеств правонарушителей находится в прямой зависимости от экономических и идеологических отношений и установок общества. Например, до 1991 г. спекуляция считалась общественно опасным деянием и наказывалась лишением свободы. С переходом к рыночным отношениям деяния такого рода были декриминализированы. Следовательно, лица, их совершившие, не могут считаться преступниками.

Криминальная психология при изучении личности преступника постоянно сталкивается с необходимостью глубокого анализа результатов деятельности оперативного и следственного аппаратов правоохранительных органов. Это обусловлено скрытым характером преступной деятельности, наличием неофициальных норм поведения в преступных сообществах.

Так, существуют два вида деятельности в криминальных сообществах: открытый, в процессе которого создается "объективная" видимость общественной полезности, и группа дельцов (как правило, не более 5-7 человек), планирующих организацию криминальных акций, прогнозирующих поступление валютных дивидендов, распределяющих их между членами малой группы в зависимости от статуса и вклада каждого в криминальную деятельность. Трудности познания психологии преступников в такой ситуации можно преодолеть с помощью системного подхода к организации сбора и анализа информации о криминальной личности, в том числе данных, полученных из уголовных и личных дел, независимых характеристик и т.д.

Перед криминальной психологией возникают сложные вопросы структурирования социально-психологических и индивидуальных свойств и качеств личности преступников и составления конкретной программы их изучения как в полевых, так и в экспериментальных условиях. Наиболее интересна традиционная структура личности, основу которой составляет мотивационная сфера (А.А.Смирнов, К.К.Платонов, А.В. Петровский и др.). Здесь мотивация выступает в качестве регулятивного механизма содержательной стороны характера, способностей, темперамента личности преступника. Доминирующие криминальные мотивы преступника мобилизуют его волю, эмоции, психические состояния и способности на реализацию цели криминальной деятельности. Проиллюстрируем это явление на конкретном примере.

Группа подростков с криминальной направленностью одной из средних общеобразовательных школ, плохо знающая физику, была вовлечена рецидивистом Н. в авантюру по нейтрализации электросигнализации в одном из складских помещений. Он обещал им "безбедную жизнь за границей". Для этого они должны были совершить хищения ценностей, имеющих крупную валютную стоимость. Подростки заинтересовались предложением Н. и более трех месяцев изучали схемы электросигнализации, разрабатывали план их отключения без соответствующего контрольного сигнала в спецотделе правоохранительных органов. Преступление не было совершено. Однако мотив высокой материальной заинтересованности позволил подросткам сконцентрировать волю, актуализировать мышление, познавательные способности на изучение курса электротехники.

Следовательно, необходимо познавать психологию преступника, изучая: его мотивационную сферу (желания, склонности, интересы, идеалы, убеждения, жизненные планы, перспективы, систему отношений); характерологические качества; способности; психические состояния; познавательные психические процессы; биологические свойства.

Этот перечень структурированных компонентов личности . нужно дополнить социальными особенностями индивида, которые он приобретает в общении со средой и передает непосредственному окружению. Речь идет об умениях и навыках устанавливать контакты с отдельными представителями криминальных групп, входить в них, воздействовать на их членов, руководить действиями по своему усмотрению, конструировать нормы поведения и т.д. А.В, Петровский подобные психические явления назвал метаиндивидными качествами личности.

Необходимо характеризовать лицо, совершившее преступное деяние, именно с позиций указанных качеств, что позволит понять его сущность, убежденческую позицию, мотивацию, жизненные планы и др.

Таким образом, криминальная психология должна изучать личность преступника всесторонне, характеризовать ее в совокупности социально-психологических свойств и качеств, с учетом индивидуальных возможностей (способностей), умений и навыков общения в непосредственном социальном окружении.

Наши рекомендации