Лекция 2. Психология общения.
Лекция 2. Психология общения.
Понятие и сущность общения.
Предметом социальной психологии выступают социально-психологические явления и процессы, представляющие собой результат взаимодействия людей. Это взаимодействие строится на основе общественных и межличностных отношений. Оба ряда отношений – и общественные, и межличностные – раскрываются и реализуются именно в общении. Общение и есть реализация всей системы отношений. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения.
К вербальным средствам относятся устная и письменная речь. К невербальным – жесты, мимика, высота и тембр голоса, речевые паузы и т.д.
Виды общения (см. схемы Крысько).
Общение и деятельность.
Общение понимается как реальность человеческих отношений, предполагающее, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, "по поводу" нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями.
Общению присуща функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность», то есть деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Структура общения.
В структуре общения выделяется три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Лекция 3, 4.
Типы взаимодействий.
Наиболее распространенным является деление всех видов взаимодействий на два противоположных типа: кооперация и конкуренция.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников. Кооперации присущи взаимопомощь участников, их взаимовлияние, включенность во взаимодействие. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности.
Другой тип взаимодействий – конкуренция. Данный тип на обыденном уровне чаще всего соотносят с негативными характеристиками этого процесса. Но также при исследовании были выделены позитивные черты конкуренции. Так называемая продуктивная конкуренция характеризуется как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В такой ситуации во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт.
Различают несколько степеней продуктивной конкуренции: а)соревнование, когда партнер не несёт угрозы и проигравший не выбывает из соревнования (например в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рентинге); б) соперничество, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказывается в абсолютном проигрыше (например, шахматный чемпионат мира), что означает нарушение партнерства, возникновение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести другому ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Последняя степень продуктивной конкуренции может перерасти в конфликт.
Конфликт определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющиеся в их действиях.
Социально-психологическая наука рассматривает одновременный анализ двух составляющих конфликта: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников. Одна из важнейших общетеоретических проблем конфликта – это понимание его природы как психологического феномена.
Выделяют четыре основные характеристики конфликта: структура, динамика, функция и типология.
Основные элементы структуры конфликта – это конфликтная ситуация, позиции участников, объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта.
В работах Мортона Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, представлены две разновидности (виды) конфликтов: деструктивные и продуктивные.
Деструктивные конфликты ведут к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Чаще всего такие конфликты становятся не зависимыми от причин, породивших их, легче приводят к переходу «на личности», чем и порождают стрессы. Для деструктивных конфликтов характерны вовлечение большего количества участников, их конфликтных действий, увеличение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, острота высказываний, наращивание напряженности, разрешение такого конфликта особенно сложно.
Продуктивный конфликт чаще всего возникает при столкновении различных точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Такие конфликты сами способствуют формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешении.
Большую роль в разрешении конфликта играет обратная связь, т.е. выявление реакции партнера на совершенное действие (как и при коммуникации). Обратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, особенно это важно при ведении переговоров. Цель переговоров – достижение соглашения, т.е. компромисса, который должен послужить отступлению от своей прежней позиции с целью их сближения.
При такой стратегии важная роль отведена посреднику или арбитру – представителю третьей, нейтральной стороны, способствующему успеху переговоров.
Выделяются основные функции конфликтов: разрушительная, созидательная и диагностическая.
Разрушительная (деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях и т.д.
Созидательная (конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительное решение конфликта способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, улучшению психологического климата.
Диагностическая функция связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.
Конфликт представляет собой процесс, протекающий во времени. Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:1
1. Предконфликтная ситуация (или потенциальный конфликт), которая характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы на группы и пр. При осознании конфликтной ситуации происходит переход к следующей стадии конфликта.
2. Конфликтное взаимодействие, которое может протекать следующим образом: 1-й вариант – выход из конфликта; 2-й вариант – конфликт; 3-й вариант – борьба до победного конца.
3. Разрешение конфликта – обстановка после конфликта. С этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично разрешенный или совсем не разрешенный.
Лекция 2. Психология общения.
Понятие и сущность общения.
Предметом социальной психологии выступают социально-психологические явления и процессы, представляющие собой результат взаимодействия людей. Это взаимодействие строится на основе общественных и межличностных отношений. Оба ряда отношений – и общественные, и межличностные – раскрываются и реализуются именно в общении. Общение и есть реализация всей системы отношений. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения.
К вербальным средствам относятся устная и письменная речь. К невербальным – жесты, мимика, высота и тембр голоса, речевые паузы и т.д.