Леонтьев А.А.Психология общения. Параграф 5. Ориентировка в ситуации и невербальные компоненты общения

Ориентировка в ситуации включает три аспекта:1. ориентировка в пространственных условиях общения и – более широко – вообще в таких его обстоятельствах, которые поддаются зрительному и кинестетическому восприятию. 2. ориентировка во временных условиях общения ( прежде всего наличие/отсутствие временного дефицита) 3. ориентировка в узко понимаемой социальной ситуации общения, т.е. в актуальных социальных взаимоотношениях между общающимися. 2 и 3 неразрывно связаны с 1.

До самого последнего времени в исследованиях невербального общения его функции разграничивались очень нечетко или вообще не разграничивались.

Поэтому необходимо выделить место невербальных средств в процессе общения, т.е. основные психологические функции невербальных компонентов общения.

1. Невербальные компоненты общения являются частью ориентировочной основы общения для коммуникатора (характер общения с самого начала частично задается пространственными и некоторыми иными визуальными "ключами").

2. Невербальные компоненты общения являются частью ориентировочной основы общения для реципиента. Невербальные "ключи" могут быть общими для коммуникатора и реципиента, а могут быть значимыми только для реципиента (та часть "ключей", которая по мнению коммуникатора входит в исполнительную фазу его коммуникативной деятельности).

3. Невербальные компоненты общения могут выступать и как часть исполнительной фазы общения, не будучи значимыми для процесса общения в целом и лишь дополняя, уточняя, изменяя понимание сообщения реципиентом.

4. Они могут быть абсолютно незначимыми для реципиента, являясь своего рода издержками собственно коммуникативного поведения.

Ориентировка коммуникатора.

Пространственные условия общения начал изучать Э. Холл, который дал дисциплине название проксемика. Они значимы и для коммуникатора и для реципиента.

Для американской культуры выделяют следующие зоны, оптимальные для различных видов общения: интимная дистанция, личная дистанция, социальная дистанция, публичная дистанция. Главный канал обратной связи – зрение. В 1972-73 гг. учебном году под руководством Леонтьева А.А. было выполнено исследование проксемических зон в русском языковом коллективе. Было выявлено, что раз принятое расстояние между общающимися в дальнейшем не меняется.

В американской психологии общения в последнее время появились данные, показывающие, что наблюдения Холла поверхностны и должны получить корректировку в зависимости от таких личностных факторов, как возраст, пол и характер отношений. Для дистанции общения значимы так же такие факторы, как социальный престиж и социальная доминация собеседника, интравертность - экстравертность, общий объем общения, и что особо важно – его содержание. Дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов (пр.: величина помещения).

Р. Соммер показал зависимость взаимного положения, занимаемого собеседниками за круглым или квадратным столом, от характера общения.

Физический контакт исследован значительно хуже, здесь зафиксированы в основном межкультурные различия.

Уменьшение дистанции вызывает у реципиента эффект доверия.

Существенным компонентом сопровождающей общение ориентировки являются "регуляторы", улавливаемые коммуникатором в поведении реципиента: а) взглад реципиента (контакт глаз), 2) мимика подтверждения или несогласия (кивок головы, поднятие брови...), 3) речевые сигналы. Такого роды подкреплению можно обучать, причем, у детей оно играет в общении значительно меньшую роль.

Систематическое исследование проблемы контакта глаз начали Р.Экслайн, а так же Аргайл и его школа. Было показано, что направление взгляда в процессе общения зависит от его функции в общении, от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предшествующего развития этих отношений. Были выделены функции взгляда. Эти функции, как правильно отмечается Я. Вальсинером и Х.Миккиным, весьма гетерогенны.

Дальнейшие исследования привели к их частичному пересмотру и уточнению:

1. И. Вайн отметил, что значимо не само направление взгляда (как полагают многие исследователи), а то, глядит один собеседник другому в глаза или нет (контакт глаз);

2. А.Кендон показал связь взгляда с психолингвистической структурой речи ( паузы – отвод. глаза, резюм. – см. на собесед.);

3. Дж. Брид и М. Портер пришли к выводу, что все дело в том, каково было начальное поведение; смотрел ли один собеседник на другого, а потом отвел глаза, или, наоборот.

Критика: у данные и других исследователей отсутствует внимание к методическим проблемам изучения контакта глаз.

4. По Пэттерсону и Секресту, уменьшение дистанции уменьшает контакт глаз.

В недавней работе Н. Данкена делается попытка общего обзора и классификации всех факторов, сигнализирующих об обмене ролями в общении, т.е. о переходе "авторства" от одного собеседника другому:

1) интонации;

2)другие паралингвистические приемы (удлинение конечного слога ..);

3) телодвижения;

4) "социометрические" высказывания;

5)синтаксическая законченность речи.

Кроме того, он выделил приемы подавления попыток реципиента взять инициативу в свои руки и приемы реципиента, служащие для поддержания существующего положения.

Таким образом, необходимо подчеркнуть значимость не столько статических параметров ориентировки, сколько их изменения. Часто ли смотрит собеседник в глаза другому – менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает. На каком расстоянии люди беседуют – менее существенно по сравнению с тем, что они по ходу беседы сближаются или отдаляются.

Ориентировка реципиента

Специфическим каналом, служащим для ориентровки реципиента, является положение тела коммуникатора. Оно имеет три основных координаты: 1) включенность – невключенность: она определяет "личное пространство" коммуникатора, пространственные границы сферы его общения; 2) ориентация "визави" или параллельно – обозначает тип социальной активности; 3) согласование или енсогласование – сигнализирует о взаимоотношении членов группы. А.Меграбян в ряде работ показал, что полржение тела определяется отношением к собеседнику, социальным статусом коммуникаторы относительно реципиента, полом собеседников.

Мимика и жестикуляция. В ответ на книгу Р.Бердуиста, включавшего положение тела в систему единиц "кинезического языка", Винер и соавторы выдвигают четыре критерия для коммуникативных единиц ("компонентов коммуникативного кода"): 1) общность для группы; 2) встречаемость в различных контекстах (ситуациях); 3) преимущественная встречаемость в вербальных контекстах; 4) кратковременность, временная завершенность. В ответ на эту же книгу А. Дитман указывает, что на самом деле мы (реципиенты) не только не обращаем внимание на отдельные компоненты мимико-жестикуляционной системы, но напротив, специально приучаемся этого не делать (считал, что мимико-жестикуляционн. повед-е принцип-о не дискретно).

Выражение лица коммуникатора. 2 напрвления исследований:

1. Выражение лица рассматривается как внешнее выражение эмоций, причем сами эти эмоции задаются, так сказать, списком (Бодалев А.А., П. Экман). Экман: у представителей "литературных" культур (Европа, Дальний Восток) действуют своего рода культурные стереотипы эмоциональных выражении, в то время как у представителей более архаичных культур (папуасы Новой Гвинеи) сказываются универсальные закономерности опознания эмоциональных состояний. Использовал методику опознания эмоций по фотографиям. Но: форма предъявления фотографий была разная ("узнать эмоцию"; задавалась определенная ситуация); оценка фотографий всегда статична, в то время как ситуация динамична.

2. Вводится специальная система координат, по которой выражение лица и оценивается. Г. Шлесберг "Теория трех координат": опознание эмоций может быть представлено как оперирование с тремя шкалами: приятно-неприятно, внимание-отталкивание и спокойствие-напряжение. Эта же система, только с большим количеством координан предложена Р. Эбелсоном. Этот путь более перспективен, чем 1.

Д.Браун и Дж. Паркс все характеристики поведения коммуникатора, на которые ориентируется реципиент, суммируют в понятиях "негативного" и "позитивного" климата. Негативный климат формируется следующими факторами: малый контакт глаз, небольшая роль телодвижений, редуцированные движения рук, отклонение торса в сторону, противоположную собеседнику, общая ориентация тела в сторону от собеседника, отрицательные движения головой. Позитивный климат включает в себя следующие факторы: высокая степень контакта глаз, улыбки, утвердительные кивки, интенсивное движение рук, наклон тела вперед, прямая" ориентация тела.

Итак, Изучение невербальных компонентов общения пока еще недостаточно связано с другими общепсихологическими исследованиями и не нашло, в сущности, своего места не только в общей системе современной психологии, но даже в относительно узких рамках психологии общения.

Наши рекомендации