Психология общения. Понятие общения. Виды, функции, типы общения

Проблема общения традиционно находится в сфере внимания социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизне­деятельности человека и социальных групп. В широком смысле общение можно определить как процесс взаи­мосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей). характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями, навыками, а также результата­ми деятельности.

В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объеди­нения. Контакт, то есть соприкосновение, осуществляется посредст­вом языка и речи. Речь является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как объективация человеческого сознания через знаковую систему. Речь осуществляется посредством языка -знаковой системы, которая кодирует информацию в том или ином ви­де. Любой контакт предполагает обратную связь.

Выделяют различные виды общения:

1. Непосредственное общение - это прямое естественное обще­ние «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся лицом к лицу и общаются посредством речи и невербальных средств. Непо­средственное общение является наиболее полноценным видом взаи­модействия. Непосредственное общение может быть формаль­ным и межличностным, оно может осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, то есть такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. В любом случае непосредственное общение является дву­сторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

2. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуа­циях, когда индивиды отделены друг от друга временем или расстоя­нием, например, общение субъектов происходит по телефону или с помощью письма - некоего средства общения. Опосредованное обще­ние представляет собой неполный психологический контакт: обратная связь здесь затруднена или отдалена, человек не получает полной ин­формации.

3. К особому виду общения относится массовое общение. Оно представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредован­ным. Прямое массовое общение происходит на больших собраниях, митингах, демонстрациях, во всех больших социальных группах: тол­пе, публике, аудитории, массе. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

По назначению можно выделить следующие функции общения:

1. Прагматическая (деловая) функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. На ранних этапах разви­тия поведение, деятельность, отношение ребенка к миру опосредовано общением со взрослым. Затем внешние, опосредованные формы взаи­модействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы и самостоятельную внешнюю ак­тивность ребенка.

3. Функция подтверждения - человек в процессе общения полу­чает возможность познать, утвердить или подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отно­шений. Восприятие людей и поддержание с ними различных отноше­ний (от интимных до деловых) связано с оцениванием людей и уста­новлением позитивных и негативных эмоциональных отношений.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, по­строенную по типу диалога).

Типы общения определя­ются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особен­ностями ситуации, социальным контролем и многими другими факто­рами.

Ритуальное общение. Часто общение начинается именно с ритуа­ла (приветствие, начало урока, тренинга). Существуют сложные, раз­вернутые формы ритуалов (прием ребенка в первоклассники, поздрав­ление юбиляра, защита диплома). Благодаря ритуалу человек получает подтверждение своей принадлежности к группе, включенности в групповую ситуацию, базового принятия со стороны референтных людей.

Монологическое общение. При наличии двух или более общаю­щихся человек, по сути, общается сам с собой, не видя истинного собеседника. Другой человек воспринимается как отражение своих намерений и желаний, как средство достижения своих целей. В сущ­ности, он является лишь объектом воздействия со стороны более ак­тивного партнера (субъекта общения), поэтому такой вид общения можно назвать субъект-объектным. В нем можно выделить два поду­ровня: императивное манипулятивное общение.

1 Императивное общение представляет собой авторитарную, ди­рективную форму с целью достижения контроля над поведением партнера, его установками, мыслями. Общение осуществляется через приказы, предписания, требования. Конечная цель такого общения -принуждение партнера - не завуалирована. При 2 манипулятивном общении воздействие на партнера по обще­нию с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция вполне разрешена в политике, идеологии, пропаганде, бизнесе и деловых отношениях, а также в тех­нологиях эффективного обучения, ораторских приемах, флирте. Диалогическое общение - это равноправное общение двух субъек­тов, которое имеет целью взаимное познание и самопознание (субъ­ект-субъектное общение). Оно представляет собой открытие челове­ком некоей другой реальности, отличной от себя самого, и прежде всего реальности другого человека, его мыслей, чувств, представле­ний о мире. М.М.Бахтин, разработавший идею диалогичности как принципа взаимодействия, означающего равноправие сознаний в от­ношении к истине, отмечал: «Быть - значит общаться диалогически». Сходно с диалогическим понятие гуманистического общения, более принятие в западной психологической традиции. Оно возможно при следующих условиях:

• Конгруэнтность партнеров по общению, которая позволяет им вести себя в соответствии со своими истинными переживаниями, так как они адекватно осознаются самим человеком и принимаются им в качестве имеющих право на существование (принцип «здесь и сей­час»)

• Содержание общения должно включать проблемы и нерешен­ные вопросы (проблемность общения)

• Общение ведется партнером от своего имени, он проявляет свои мнения, чувства, желания (персонификация общения)

• Партнер по общению воспринимается как цельная личность, без разделения на нужные и ненужные качества (безоценочность вос­приятия личности партнера)

• Партнер воспринимается как равный, имеющий право на соб­ственные мнения и решения (равенство партнеров)

Развитие общения в мире определяется развитием всех обществен­ных процессов. Общение меняется не только из-за постоянного со­вершенствования технических средств связи между людьми, но также и из-за изменений некоторых социальных функций человека как ин­дивида, личности. Особенности общения в современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социаль­ный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры. Если еще несколько веков назад преобладало непосредственное общение между людьми, то последнее столетие сделало доминирующим массовое и непосредственное общение. Что касается непосредственного взаимо­действия, то увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жиз­ни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых лю­дей друг с другом. Особенность таких контактов заключается в их многочисленности и поверхностности, что не является критериями качественного общения.

В последние десятилетия популярны различные обучающие тех­нологии общения. Люди все больше осознают, что многие их пробле­мы связаны с неумением общаться. Развитие цивилизации, опреде­ляющее постоянное совершенствование средств связи и многообраз­ных каналов информации, приводит к противоречию между формой. средствами общении и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми с объектами. которые находятся вдали от него, с другой - совершенст­вование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения.

Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию об­щения. Работа за компьютером или просмотр телевизионных про­грамм способствую развитию ощущения взаимодействия с другими людьми. Увеличение доли квазиобщения (мнимого, воображаемого, кажущегося) во взаимодействии человека с окружающим его миром -также одна из особенностей современного общения. Понятно, что по­верхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиобщения, а также преобладание доминирующего массового и непосредственного общения снижает его качество повсеместно.

22. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии — участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «i» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая — преимущественно с «психологической» проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т. Ньюкома в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре — лектором-психологом. После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам (см.: Беккер Г., Босков А., 1961). Изданный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и называется «Две социальные психологии». Конечно, такая двойственность вызывает ряд неудобств. Она может быть допустима лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследователей.

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984). Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм» и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.

В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.

Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность — все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям — все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.

Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы.

Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.

Логика предлагаемого курса должна охватить и эти проблемы прикладного знания. В целом же она преследует цель — дать систематическое изложение всех основных проблем социальной психологии, причем в строгой последовательности, так, чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные методологические принципы анализа. Весь курс включает пять больших разделов: 1) введение, где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы; 2) закономерности общения и взаимодействия, где раскрывается связь между межличностными и общественными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление, где исследуются структура и функции общения, а также его механизмы, 3) социальная психология групп, где дается классификация групп (больших и малых) и выявляются особенности общения в реальных социальных группах, а также вопросы о внутренней динамике групп и их развитии; 4) социальная психология личности, где рассматривается, каким образом общие механизмы общения и взаимодействия, специфически проявляющиеся в различных социальных группах, «задают» личность в определенном социальном контексте и, с другой стороны, каковы формы активности личности в дальнейшем развитии общественных отношений; 5) практические приложения социальной психологии, где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций, кратко характеризуются те сферы, где прикладные исследования наиболее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия.

Наши рекомендации