Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей

Задание 1.3.

Составьте схемы:

б) «Классификация психических явлений».

Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психические явления

           
  Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru
    Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru
    Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru
 
 

а) «Методы исследования в психологии».: генетические, рациональный, детерминистский и вероятностный подходы.

Задание 1.4.

Впишите названия отраслей психологии в схему.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru

Тема 2. Развитие психики и сознания

Вопросы для подготовки к занятию

1. Определите сущность понятия «психика».

2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития психики.

3.Определите содержание понятий «раздражимость», «чувствительность», «ощущение».

4. Поведение как форма приспособления к условиям внешней среды.

5. Перечислите познавательные процессы и кратко охарактеризуйте каждый из них.

6.Раскройте содержание понятия «бессознательное» и его роль в регуляции поведения человека.

7. Определите сущность понятия «сознание».

8. Раскройте содержание понятия «Я-концепция» и ее роль в регуляции поведения человека.

9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции психики.

10. Расскажите о происхождении сознания.

11. Раскройте сущность инстинктивного поведения.

12. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.

13. Назовите основные типы нервной системы и охарактеризуйте каждый из них.

14. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.

15. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.

16. Раскройте содержание концепции Леонтьева-Фабри.

Задание 2.1.

Заполните таблицу «Развитие психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э. Фабри)»:

Стадии и уровни психики Особенности поведения Виды живых существ, находящихся на данном уровне развития
1. Стадия сенсорной психики
А. Низший уровень     Б. Высший уровень        
2. Стадия перцептивной психики
А. Низший уровень     Б. Высший уровень     В. Наивысший уровень      

Задание 2.2.

Какие понятия обозначают психические явления?

Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность[1].

Ответ: нервный процесс, мышление, память, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения. восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность.

Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Вопросы для подготовки к занятию

1. Дайте определение ощущения как чувственной формы освоения действительности.

2. Перечислите основные характеристики ощущений.

3. Расскажите о строении анализатора.

5. Назовите основные классификации ощущений.

7. Расскажите о порогах ощущений и охарактеризуйте их виды.

8. Расскажите об основных закономерностях ощущений (сенсорная адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений).

10. Перечислите основные пути и средства развития ощущений.

12. Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

16. Назовите и охарактеризуйте основные свойства восприятия.

17. Расскажите об иллюзиях восприятия.

18. Назовите основные классификации форм восприятия.

19. Расскажите об индивидуальных различиях в восприятии.

20. Расскажите о роли представлений в регуляции поведения человека.

21. Дайте определение внимания как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

23. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания.

24. Расскажите об основных видах внимания.

27. Перечислите основные методы изучения внимания.

28.Перечислите основные пути и средства развития внимания.

Ощущение – это процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Задание 3.1.

Составьте схему «Виды ощущений»:

Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Виды ощущений

               
    Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru
 
зрительные
 
   
слуховые
 
   
кинестезические

Средние значения абсолютных порогов ощущений разных органов чувств.

Орган чувств Величина абсолютного порога (возникает едва заметное ощущение)
Зрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза
Слух Способность различить тиканье ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды
Запах Ощущение запаха одной капли духов в помещении из 6 комнат
Осязание Ощущение движения воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см

Приведем еще несколько примеров, насколько велика чувствительность анализаторов человека.

Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света… Если бы глаз был еще более чувствителен, …постоянный свет казался бы прерывистым, и мы, без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу.

Абсолютный порог для слуха настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке

Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим.

Задание 3.2.

Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах[2]?

1)Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А.Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др. последовательный образ

2)Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть. адаптация

3)Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам. синестезия

4)Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время. сенсибилизация

5.)По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение. Порог чувствительности

Восприятие – это процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом.

Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.

Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru

________________________

Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей - student2.ru

________________________

Задания 3.3.

Заполните таблицу «Свойства восприятия».

Свойство восприятия Определение, пример проявления свойства
целостность Восприятие всегда охватывает целостный образ предмета.
константность Восприятие окружающих предметов как относительно постоянные по форме, цвету, величине.
структурность Восприятие не является простой суммой ощущений. Фактически нами воспринимается обобщенная структура
осмысленность Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов
избирательность Она проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими

Внимание – это направленность и избирательность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Задание 3.4.

Охарактеризуйте виды внимания:

Виды внимания Характеристика, пример
непроизвольное   Сосредоточение сознания на объекте как раздражителе
произвольное   Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности
послепроизвольное   Когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется

Задание 3.5.

Напишите свойства внимания: устойчивость, рассеянность, концентрация, распределение, объем, переключение, отвлекаемость.

К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в учебной деятельности? концентрация, объем, устойчивость

в вашей будущей профессии?: устойчивость

концентрация,

распределение,

переключение

Наши рекомендации