Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Поэтому, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфические особенности в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых — активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации у коммуникатора (у говорящего) и реципиента (т.е. слушающего).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Коммуникационные барьеры могут возникать из-за отсутствия общего понимания ситуации общения: языковые, политические, религиозные, профессиональные, могут носить психологический характер.

Информация как таковая может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

5. Речь как средство коммуникации.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст.

К С Р

(коммуникатор сообщение реципиент)

В процессе диалога происходит смена коммуникативных ролей (т.е. «говорящего» и «слушающего»), в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

Говорящий К Р Слушающий

Слушающий Р К Говорящий

Говорящий К Р Слушающий

Слушающий Р К Говорящий

Говорящий К Р Слушающий

6. Невербальная коммуникация.Обмен информацией возможен не только с помощью речи, но и с помощью других знаковых систем, которые относятся к средствам невербальной коммуникации. В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Рассмотрим основные из них.

1. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику, т.е. представляет более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомимика). Стоит также отметить, что в различных национальных культурах моторика различных частей тела воспринимается неоднозначно (В России движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, а в Болгарии, наоборот, отрицание). В настоящее время выделилась особая область исследования – кинесика, которая специально исследует различные проявления мимики, жестикуляции, поз.

2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков (иногда обозначаемая как просодика).Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Данные характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (т.е. гнев – увеличение силы и высоты голоса, резкости звуков, печаль, наоборот, спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности, уверенности).

Экстралингвистика – включение в речь пауз, плача, смеха, покашливаний, а также сам темп речи. Данные знаковые системы используются при исследованиях лжи (Экман, 2000).

3. Организация пространства и времени коммуникативного процессанесет смысловую нагрузкукак компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, и наоборот, окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Что касается временных характеристик общения, то, например, приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, а опоздание истолковывается как проявление неуважения.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики антрополог Эдвард Холл, который называет ее «пространственной психологией». Он зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750см), каждое из которых свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое значение при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп (например, исследовано оптимальное размещение членов дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии).

4. Визуальный контакт.Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия – движением глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, избегание взгляда.

Все невербальные знаковые системы помогают раскрыть смысловую сторону информации, т.е. имеют значение дополнения к вербальной коммуникации. Такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода.

Одной из главных проблем для всех четырех систем невербальной коммуникации является проблема интерпретацииневербального поведения. По сравнению с речью, интерпретировать различные невербальные проявления достаточно сложно. Это обусловлено не только значительными культурными различиями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации, многозначность, спонтанность, а также индивидуальными психологическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью к разным субкультурам в одной культуре. Актуальной проблемой при интерпретации невербального поведения является проблема доверия/недоверия. Заметную помощь при интерпретации невербального поведения может оказать внимательное изучение обратной связи, подаваемой партнерами по общению.

Также все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Лекция 3, 4.

Наши рекомендации